search
main
0

Играйте в шахматы! Тактические приемы и буря эмоций

«Я хочу играть в шахматы», «А как это, играть в шахматы?», «А играть в шахматы интересно?», «А я немного умею играть!», «Какие красивые фигурки!» – так говорят дети, впервые открывающие для себя удивительный мир шахмат.

Почему эта непростая игра так увлекает? «Я увидела, как в шахматы играют моя мама и крестная, и тоже захотела научиться», «Я хочу научиться играть в шахматы, потому что хочу стать чемпионом, и это тихая игра!», «Я решила научиться играть в шахматы, потому что мне нравится играть так: два человека и не больше», «Я люблю математику, а в шахматах я буду уметь продумывать ходы». Так говорят начинающие шахматисты. Попробовать свои силы, понять, на что ты способен, ощутить себя победителем, проявить сочувствие к проигравшему… Так много необычных для ребенка эмоций, и все за одну игру.«Это так сложно, а у меня получается», «Я научился играть в шахматы! Ура!». Буря эмоций! Счастье! Радость! Непередаваемые чувства!Вот ребенок приходит на первое занятие. Что теперь? Теперь важно сделать так, чтобы желание играть в шахматы не пропало. Все зависит от того, как будут построены занятия. Сформировать устойчивый интерес – задача непростая и требует от преподавателя знаний не только теории шахмат, но и возрастной психологии. На занятиях необходимо создавать проблемно-поисковые ситуации, включать в процесс всех. Дети, которые усвоили игровые действия, должны помогать тем, у кого что-то не получается. Не должно быть скучного монолога, повторов и однообразия. Дети изучают правила игры, решают шахматные задачи, дебюты, играют партии между собой, анализируют партии известных шахматистов, участвуют в шахматных соревнованиях.Вот небольшой фрагмент такого занятия (объяснение в игровой форме новой темы):Сказочные герои Волк и Заяц вместе с детьми разыгрывают комбинацию.Руководитель на примере этой комбинации объясняет, что вскрытый шах – это один из тактических приемов.Дети на доске должны поставить позицию, а затем сказочные герои совместно с детьми делают ходы.Волк делает ход не по правилам, так как его король под шахом.Волк удивленно:- Какой шах? Заяц поставил ферзя на поле… А мой король на поле…Заяц:- Шах объявил слон с поля…Волк:- Слон не делал хода.Руководитель объясняет:- Иногда фигура может объявить шах, не делая хода. Когда белая пешка пошла, то открылась диагональ слона, получился шах черному королю. Теперь Волк не может бить черного ферзя, он должен уйти от шаха. Тогда Заяц заберет черную ладью и легко выиграет. Такой прием называется вскрытым шахом.Вот уже который год я веду кружок «Юный шахматист» в школе №1739. И по моим наблюдениям, дети, обучающиеся игре в шахматы, – это необычные дети. Только ребенок неординарный, мыслящий не как все, умеющий подчинить себя определенным правилам, не всегда его устраивающим, любит играть в шахматы. И эта любовь на всю жизнь.- Ребенок привлек к игре всю семью: маму, папу, бабушек и дедушек, братьев и сестричек – так говорят родители.А еще:- Мой ребенок такой подвижный, гиперактивный, непоседа. А как начал заниматься шахматами, может целый час сидеть с братом и играть партию за партией.А вот что говорят сами дети:- Мне нравятся занятия, потому что это интересная игра, нам объясняют правила игры. Это весело, и все легко запоминается!- Мне нравятся особенно занятия, где мы играем с компьютером. Но я еще ни разу не выиграл. Преподаватель говорит, что все впереди!- Мне очень нравится решать шахматные задачи.- Мне нравится узнавать новое об игре в шахматы и на интерактивной доске работать с программой «Динозавры учат шахматам».- Я не знал, что такое превращение пешки, а теперь знаю, и рокировку запомнил.- Игры «Лови – не лови», «Войско из мешочка», «Соседи» – мои самые любимые».- Я люблю сочинять сказки про шахматные фигуры и пешки.Вот одна из таких сказок.«Ферзь и Пешка».«Жил-был Белый Ферзь в Шахматном королевстве. Однажды Ферзь вышел погулять по шахматному полю. А так как он был высоким, то не заметил Белую Пешку.Она ему крикнула:- Привет! Как тебя зовут?- Меня зовут Ферзь.А Пешка сказала:- Давай дружить.- Нет, ты что, я не дружу с мелюзгой. Я дальнобойная фигура! – ответил Ферзь.Пешке стало очень обидно, и она решила доказать Ферзю, что совсем не мелюзга. А в это время началась атака. И черные взяли Белого Ферзя в плен. Пешка поспешила к нему на помощь. Она старалась изо всех сил, совершила взятие на проходе, обходила преграды, пережидала, пряталась и вот, наконец, достигла вражеского поля, имя которому было Восьмая диагональ. И тут Пешка совершила превращение – ее заменили Ферзем. И атака была отбита.А Ферзь понял, как важна Пешка, и если встречал ее на шахматной доске, то всегда низко кланялся и сам предлагал дружбу».Сочинила эту сказку заядлая шахматистка, ученица 2-го класса.Да, у современных детей новый тип сознания. И все-таки год от года детей, желающих научиться играть в шахматы, не становится меньше, что не может не радовать. Ведь эта древняя игра не только положительно влияет на математические способности детей, но и прекрасно дисциплинирует, учит следить за ходом своих мыслей, выстраивать стратегию и строго идти к своей цели. А это в жизни всегда пригодится. Недаром игра в шахматы считалась любимой игрой генералов и королей!Играйте в шахматы!Ольга БОЧКАРЕВА, учитель школы №1739

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте