Жил-был мальчик. Окончив школу, он стал абитуриентом и поступил в один из известных университетов страны. И вроде учиться ему было нетрудно, но… скучно. Хотел делать, а пришлось слушать, хотел нового, а ему давали устаревшее. В вузе мальчик успешно отучился, но желание летать пропало. Какое слово ключевое в этой грустной истории? Правильно – «скучно».
Примерно так начались занятия с участниками проекта «Школа «Игры в образовании», который был разработан победителем конкурса социально значимых проектов Благотворительного фонда Владимира Потанина Максимом Ивановым совместно с коллегами из НИУ ИТМО. Проект попал в девятку лучших, а средства на его реализацию выделил Политехнический музей. Как рассказал Максим Иванов, он не случайно начал с приведенной выше истории. В жизни каждого школьника и студента есть такой невеселый опыт, когда тяжело учиться не потому, что непонятно, а потому, что неинтересно. – На мой взгляд, одна из проблем в современном образовании заключается в том, что школьники и студенты по большей части пассивны во всех формах обучения, – говорит автор проекта «Школа «Игры в образовании». – Они больше слушатели, нежели активные участники. Поэтому я задумался над тем, как сделать так, чтобы не было скучно учиться, и даже написал магистерскую диссертацию на тему, как игровые интерактивные технологии позволяют мотивировать учащихся и делать обучение максимально эффективным, достигая тех целей, которых лекциями не достичь. Конечно, игровые технологии применяются в образовании, но, к сожалению, крайне мало и фрагментарно, а не комплексно. Например, игр-симуляторов, по которым учатся пилоты, медики, экономисты, в старшей школе или в вузе практически нет.Поскольку наша команда около 4 лет занимается созданием деловых игр и игровых технологий, то мы пришли к выводу, что нужно сделать проект, позволяющий учителям и преподавателям научиться включать в учебный процесс больше интерактива, давать возможность детям принимать решения, придумывать, работать в команде. Наша «Школа «Игры в образовании» состоит из 2 частей – онлайн-части и офлайн-части. В первой части участники проекта прослушали видеолекторий, где ознакомились с особенностями методики игрового обучения и видами обучающих игр, а во второй части слушатели будут заниматься практической работой, то есть играть и сами создавать игры. Причем результаты генерации идей слушателей мы собираемся представить в методичке, которую потом может использовать в работе любой желающий. По словам Максима Иванова, доработать проект «Школа «Игры в образовании» помогла традиционная школа для стипендиатов и грантополучателей Благотворительного фонда В.Потанина. Именно там у команды была возможность проанализировать и спрогнозировать актуальность, масштабность и перспективность проекта. И тем не менее ребята все равно не ожидали, что слушателей будет так много: только на онлайн-часть зарегистрировались более 500 человек из разных регионов России. Однако для того чтобы очный интенсив прошел качественно, пришлось отобрать 40 слушателей, представляющих самые разные образовательные организации. Среди приглашенных – учителя-предметники, преподаватели вузов и ссузов, педагоги дополнительного образования и т. д. – Максим, не могли бы вы привести примеры интеграции игровых технологий на уроке.- Давайте возьмем в качестве примера такой предмет, как химия. Когда дети начинают изучение этого предмета, то перед ними стоит задача: запомнить таблицу Менделеева и научиться в ней ориентироваться. А с последним как раз проблема. Ребятам требуется много времени на поиск нужного элемента. Как можно помочь им с помощью игры? Можно совместить «морской бой» и химию. То есть заменить систему координат в «морском бое» на периоды и группы и поиграть, находя элементы. Исследования показывают, что в этом случае скорость поиска увеличивается фантастически. У учителя никаких затрат, а эффект колоссальный. Еще пример. Существует игра «Элиас», когда люди разбиваются на пары и пытаются объяснить друг другу слова, не используя при этом однокоренные. По-русски эту игру можно назвать «Скажи иначе». Например, мне попадется карточка со словом «любовь», и я должен объяснить, что это чувство, которое возникает между двумя людьми, и т. д. Принцип этой игры можно перенести на понятия и определения. Например, мне попадется слово «Ом», и я должен объяснить собеседнику, что это обозначение сопротивления в физике и т. п. В этом случае игра не только развивает общую эрудицию, но и помогает сделать интересным скучнейшее занятие в школе – запоминание определений.- Чтобы пользоваться игровыми технологиями в учебном процессе, нужна подготовка или можно внедрять это без опыта? – Конечно, нужна подготовка. Именно для этого мы будем работать со слушателями на протяжении нескольких дней. Играть с ними и учить придумывать игры, формируя учебный процесс вокруг игровой логики. А затем мы хотим наладить обратную связь с каждым из «учеников», с тем чтобы узнать, как люди используют полученные знания и навыки и насколько это помогает им в работе. Хотя уже сейчас понятно, что востребованность курса «Школа игры в образовании» велика, поэтому мы уже думаем над тем, чтобы следующий проект охватывал не только действующих педагогов, но и будущих учителей. То, что Максим Иванов с командой не ошибаются, подтвердили и сами слушатели курса. Например, преподаватель информатики Санкт-Петербургского садово-архитектурного колледжа Мария Бабушкина больше чем уверена в том, что игровые форматы могут помочь в работе со сложным контингентом детей, обучающихся в колледже. «Для нас насущной проблемой является то, чтобы у подростков оставалась в голове информация, полученная ими на занятиях. Закрепить пройденное помогут игровые технологии, которые мы частично используем на уроках, но не так комплексно, как хотелось бы», – поясняет педагог. Педагог дополнительного образования Дворца творчества детей и молодежи Колпинского района Санкт-Петербурга Евгения Тилькиева тоже пыталась придумать свою игровую систему в работе с детьми, но пока ей не хватает опыта. Поэтому на курс «Школа «Игры в образовании» она возлагает большие надежды. «Игровой формат позволяет в легкой и более доступной форме доносить информацию до детей, работать с мотивацией учеников, а замотивировать детей к самообразованию, к самопоиску – это для меня самый большой проблемный пласт, – отмечает Евгения Тилькиева. – Я надеюсь, что участие в данном проекте поможет мне найти ответы на актуальные вопросы».Следует отметить, что очный интенсив разработчики курса сделали предельно практическим, сразу погрузив слушателей в игру. Это позволило им не только познакомиться друг с другом, но и приобрести опыт работы в команде. В последующие дни работа продолжилась в таком же игровом формате.Санкт-Петербург
Комментарии