Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Играем во взрослую жизнь

УГ - Москва, №15 от 13 апреля 2010. Читать номер
Автор:

Ребята в детском центре «Солнечный круг» живут дружно и счастливо. День проходит быстро и незаметно: дети играют, общаются друг с другом, посещают занятия, находят дело по душе в различных кружках и студиях. В стенах нашего центра ребята чувствуют себя как дома и не торопятся покидать его вечером. Наша задача не только создать благоприятные условия для развития и воспитания детей, веселых игр и общения со сверстниками, но и подготовить малышей к будущей жизни, научить их комфортно ощущать себя в современном обществе, жить и разбираться в сложном и зачастую непонятном мире взрослых.

Как вы думаете, представляет ли себе маленький ребенок, как работает, например, почта или банк, какие услуги там можно получить, как правильно совершать покупки в современном супермаркете, как приобрести билет на поезд или самолет и не растеряться в аэропорту и на вокзале, чем могут помочь в химчистке или ателье, как сориентироваться на автозаправочной станции или в мастерской по ремонту машин?

Все эти вопросы взрослым приходится решать чуть ли не каждый день, порой они не придают большого значения тому, что время летит быстро, а малыши подрастут и тоже окунутся в водоворот жизни большого города.

Как помочь детям не растеряться, понять и принять сложную инфраструктуру столицы, научиться справляться с бытовыми и другими жизненными проблемами быстро, эффективно, а главное, самостоятельно? Конечно, путем практики, многократными повторяющимися действиями, в ходе интересных игр с участием мудрого взрослого. Так возник проект «Детский игровой город». В основе реализации – всем хорошо знакомая сюжетно-ролевая игра. Изменен только наш собственный подход к ее сути.

Всем хорошо известно, что игра – уникальная форма организации жизни малышей, ведущая деятельность дошкольников. Это способ исследовать мир, взаимодействовать в нем, примерить на себя разные роли взрослых. Игра – форма связи ребенка с разнообразными видами деятельности и общественной жизни людей. Именно в коллективной детской игре ребенок формируется как член общества, потому что усваивает отношения, существующие в этом обществе, правила и нормы поведения в различных ситуациях, учится дисциплине, адекватным действиям в соответствии с взятой на себя ролью. Происходит постепенное, а главное, естественное накопление социокультурного опыта. Игра и мощное средство социального развития, и важное условие формирования полноценной личности.

Мы разработали несколько блоков проекта «Детский игровой город», представляющихся нам наиболее актуальными и полезными для детей: «Супермаркет», «Поликлиника», «Почта», «Железная дорога», «Аэропорт», «Дом быта», «Кафе», «Туристическое агентство».

Каждой игре предшествует большая подготовительная работа: разработка сценария, подбор и изготовление необходимых атрибутов (костюмы, предметы), оформление предметно-развивающей среды (помещение группы), ознакомительная беседа с детьми о той или иной профессии, совместное с ребятами распределение ролей. Сама игра, конечно, вызывает восторг и массу положительных эмоций. В конце игрового занятия подводим итоги – что нового узнали ребята об этой сфере жизни людей, что запомнилось из правил поведения в данной ситуации, что понравилось, что нет. Как правило, в течение недели ребята с удовольствием разыгрывают этот сюжет сами, самостоятельно распределяют роли, используют в речи новые слова, фразы и клише.

Со временем эффект новизны пропадает, и дети начинают разыгрывать другие сценки, увиденные в жизни, а мы с интересом наблюдаем за их игрой и готовим новые «жизненные» сюжеты.

Чем отличается наш «Детский игровой город» от обычной сюжетно-ролевой игры? Вниманием к деталям, раскрытием для детей информации, внешне невидимой для них. Играя в магазин, они совершают только действия выбора товара или его оплаты. А мы знакомим их с тем, как товар поступает на прилавок, говорим, что есть фирмы-поставщики, что есть склад, где этот товар хранят, что в супермаркете есть разные отделы: бакалея, хозтовары, молочные товары, хлеб. Мы учим их ориентироваться в цене, покупать продукты без консервантов, обращаем внимание на то, что у продуктов есть срок годности, что в случае претензий некачественный товар можно вернуть продавцу.

Другая игра, «Почта», не только помогла ребятам понять суть профессии почтальона, сортировщика, но и подсказала, где и как можно отправить посылку, оформить коммунальные платежи, купить свежие газеты и журналы. Экскурсия на ближайшую почту закрепила знания детей об этой новой для них теме.

Еще одна игра этого проекта – «Железная дорога», в которую мы играли вместе с детьми 5-7 лет, чтобы расширить их знания об окружающем мире, увеличить словарный запас, сформировать реалистическое представление о труде людей разных профессий. В процессе игры мы ознакомили ребят с трудом работников железнодорожного вокзала, учили совместно организовывать игру, договариваться и обсуждать действия всех играющих, воспитывали доброжелательность, взаимовыручку и готовность прийти на помощь.

Мы подошли к проведению игры с удовольствием и ответственностью, воссоздали по сценарию соответствующую игровую среду: подготовили необходимые художественные атрибуты (нарисовали вагончики, железнодорожные колеса, наметили маршрут «поездки» и все остановки), передали атмосферу реального вокзала в игровой комнате, провели ознакомительную беседу с ребятами.

На нашем вокзале были все необходимые помещения: зал отправления с платформами, путями и железнодорожным составом, зал ожидания, билетные кассы, камеры хранения, комната матери и ребенка, буфет, стоянка такси. В каждом помещении находился ответственный «сотрудник» из числа ребят, который помогал «пассажирам» ориентироваться на вокзале. Маленькие детские стульчики мы поставили таким образом, чтобы сымитировать обстановку реального пассажирского поезда, с проходом посреди сидений, с комнатой проводника и кабиной машиниста. Наш поезд был нарисован по мотивам известного мультфильма «Паровозик из Ромашкова». По бокам «вагона» были закреплены нарисованные железнодорожные колеса, которые периодически проверял и ремонтировал «путейный рабочий».

В начале игры все дети прошли в зал ожидания вокзала, где мы ознакомили их с его устройством, рассказали сюжет предстоящей игры. Вместе распределили роли: пассажиры, пассажиры с детьми (малышами из другой группы), машинист, проводник, путеец, кассир, буфетчица, сотрудники камеры хранения и комнаты матери и ребенка, милиционер, таксист. Мы обсудили маршрут путешествия, включивший в себя несколько наиболее красивых городов России и Европы, которые ребята посещали ранее вместе с родителями (Москва, Санкт-Петербург, Хельсинки, Одесса, Вена, Париж). Каждый пассажир приобрел в кассе билет до определенной остановки и с помощью проводника занял свое место в вагоне согласно купленному билету. В процессе путешествия организовали соответствующее звуковое сопровождение, имитирующее движение поезда и гудки локомотива. Таким образом у ребят сложилось впечатление реальной поездки, тем более что большинство детей еще ни разу в своей жизни не ездили на поезде.

Перед отправлением «путейный рабочий» проверил техническое состояние вагона и «починил» колеса поезда, а наша заботливая буфетчица накормила не только спешащих пассажиров, но и всех работников железнодорожного вокзала.

Итак, проводник объявил об отправлении, и наше путешествие началось. На каждой остановке проводили мини-экскурсию по городу, посмотрели известные достопримечательности, запечатленные на фотографиях. В процессе поездки посетили крейсер «Аврора», увидели разводные мосты через Неву, зашли в гости к финскому Деду Морозу – Йолопукки, посчитали ступеньки на Потемкинской лестнице в Одессе, побывали на альпийских горнолыжных курортах, увидели парижский Диснейленд и Эйфелеву башню. Из Парижа наш поезд поехал по обратному маршруту и, забрав по дороге всех пассажиров, прибыл в Москву.

В заключение мы задали детям вопросы-рассуждения: «Как устроен вокзал?», «Кто работает на вокзале?», «Какие новые профессии ты теперь знаешь?», «Из чего состоит поезд?», «Что такое платформа, путь?», «Где купить билеты, какие документы для этого необходимы?», «Что делать, если опоздал на поезд или отстал от поезда?», «Куда обратиться, если потерялся багаж?»

В процессе игры дети получили массу положительных эмоций и впечатлений. Игра понравилась детям настолько, что по прошествии нескольких недель они продолжают время от времени играть в железную дорогу, но теперь уже самостоятельно.

В результате игры дети не только ознакомились с работой железнодорожного вокзала и с трудом его работников, но и приобрели умение ориентироваться в незнакомых ситуациях, общаться друг с другом и взрослыми, согласовывать свои действия с окружающими, научились оценивать свои поступки, а также быстро и правильно разрешать возникающие вопросы.

Татьяна ШАЙДУЛИНА, воспитатель НОУ «Детский центр обучения и воспитания «Солнечный круг»


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту