Драгоценнее всего время. На конкурсе старались не потерять зря ни секунды. Пока «пятнашка» в Форум Холле общалась с Президентом РФ, в кулуарах этого зала проходили творческие мастерские. Проводили их люди неординарные, многие – участники педагогического состязания. В 1997 году Дмитрий Рытов настолько покорил жюри, что его признали воплощением идеи номинации «За вдохновение и педагогический артистизм». В этом году он привлек в свою мастерскую и первого победителя Российского конкурса Артура Зарубу, и учителя года России-2008 Михаила Стародубцева. Этим музыкантам было на что посмотреть: Рытов за неполных полчаса создал оркестр. Причем народный.
Вообще что же такое оркестр? Группа музыкантов, выполняющая общую задачу. Складывается ансамбль обычно непросто – то характером творческие люди не сойдутся, то ошибку в партитуре халтурщику не простят. У Дмитрия Анатольевича небрежных исполнителей не бывает, завораживает уже само представление необычных для современных жителей мегаполисов инструментов – этих связанных веревкой поленьев и ложек. А уж осознание того, что на всех этих чудесах еще и играть можно, и вовсе вводит людей в раж, и им не хочется отлынивать от работы.
Прежде всего на своем занятии Рытов показал, как непривычно звучат привычные ложки. Конь скачет. Гарцует. Спешит. Мчится. Лягушки, сидя на болотных кочках, переговариваются. Неспешно ведут диалог: «Ква-ква, ква-ква, ква-ква». Но прилетел комарик, и ритмика общения изменилась: «Щелк-кв-кв, щелк-кв-кв». Мелодия складывается из характеров, темпов, куража. Темперамент и образы – то, что делает музыку живой и ощутимой.
Рафинированный Рытов не похож на пропагандиста фольклорных наигрышей. Но внешность бывает обманчива. Или наши стереотипы пора пересмотреть, возможно, истинная народность не в пьяном красномордом баянисте на деревенской свадьбе, а в таком эстетском подходе, которому требуется обучаться. Ведь что имели – забыли, всерьез и навсегда. А питерский учитель напомнил. Воззвал к исконной привычке радоваться, ликовать, используя при этом подручные материалы – ложки, поленья, гладильные доски.
Правда, инструменты Дмитрий Рытов делает сам. Находит в умных книжках упоминание о том или ином приспособлении для извлечения звука и претворяет литературный эскиз в жизнь. Так рождаются в его руках рубель и шаркунок, трещотка и колокольчик без язычка, рожок и жалейка.
Большинство слушателей никогда не видели предметов, на которых предложил сыграть наимузыкальнейший Дмитрий Анатольевич. Но сыграть получилось. Слаженно. Стройно. С душой. И вот уже затянули под собственное сопровождение, а ведь никто из присутствовавших без инструментов не остался, и «Ой, мороз, мороз», и «Полна коробушка». И насладились своей игрой, и ненавязчивой режиссурой талантливого учителя музыки из Санкт-Петербурга, заместителя директора начальной школы – детского сада «Берегиня» Дмитрия Рытова.
Комментарии