search
main
0

Играем, экспериментируем, познаем

Многочисленные исследования ученых и наблюдения практиков говорят о том, что наиболее интенсивное развитие человека происходит в раннем возрасте. В этот период для становления личности важен не только год, но даже месяц и неделя. Самое печальное, что потери в развитии в это время невосполнимы, они не компенсируются в полной мере в последующие периоды жизни человека. А это значит, что потенциальные возможности развития, заложенные природой, останутся нереализованными.

О.КОЛЕСНИКОВА,педагог дополнительного образования Центра развития ребенка – детский сад №2336

До сих пор еще существуют стереотипы восприятия возможностей детей раннего возраста. Считается, что эти дети маленькие, неумелые, их внимание очень трудно собрать и, главное, удержать. Опираясь на научные данные и собственный опыт, мы утверждаем, что ранний возраст – самый благоприятный для развития ребенка и особенно его познавательной активности, а потому предлагаем детское игровое экспериментирование как один из ключевых методов умственного развития ребенка начиная с двухлетнего возраста.

В возрасте одного года мы предлагаем детям вместе с мамами практическое манипулирование с простыми предметами. Манипулированием занимаются дети в условиях Центра игровой поддержки ребенка и дома. Маме и малышу предлагаются материал и игровая ситуация, которая призвана вызвать интерес ребенка к предлагаемым действиям и в то же время становится целью этих действий. Малышу предлагают действия с крупами, песком, пуговицами, овощами, бумагой, желудями. Каждый малыш имеет возможность действовать с предметом, материалом, полученное знание становится его собственным открытием.

Когда дети подрастают и попадают в группу полного дня, навыки манипулирования помогают им на занятиях с использованием игрового экспериментирования. Игровое экспериментирование подразумевает создание игровой проблемной ситуации, решение которой возможно экспериментальным путем, и найти это решение абсолютно необходимо для того, чтобы оказать помощь игровому персонажу. Каждый ребенок имеет набор необходимых материалов, действует с ними самостоятельно, а педагог говорит о результатах и выводах детских исследований.

После занятий мы информируем родителей о результатах детских экспериментов и предлагаем схожую игровую ситуацию для проведения домашних опытов.

На наш взгляд, такие «домашние задания» способствуют формированию более качественного общения родителей со своими детьми. Родители становятся партнерами ребенка в процессе эмоционального и практического познания мира, совместные переживания которого способствуют формированию эмоциональной близости ребенка с родителями на деловой основе.

Начиная с трехлетнего возраста занятия с использованием экспериментирования получают более экологическую направленность и ведутся с опорой на программу Н.Рыжовой «Наш дом – природа».

Мы предлагаем детям раннего возраста четыре вида экспериментов:

– с водой,

– с песком,

– с предметами и материалами,

– с объектами живой природы.

Усложнение экспериментирования происходит по нескольким этапам.

1-й этап – эксперименты с предложенными материалами в том виде, в котором эти материалы встречаются чаще всего: чистая вода, сухой песок, снег, обычная бумага, ткань.

2-й этап – смешивание знакомых предметов и материалов между собой: песок с водой, ткань с водой, игра «Тонет – не тонет», поиск геометрических тел в песке, замешивание из муки теста.

3-й этап – освоение новых способов действий с известными материалами, изменившими свойства в результате взаимодействия между собой.

Для каждого этапа экспериментирования предусмотрены игры, наблюдения и индивидуальные занятия, позволяющие использовать полученные в результате эксперимента знания в различных видах деятельности.

Конечно, дети не делают никаких выводов вслух, но наблюдение за их дальнейшим поведением позволяет утверждать, что эксперимент не прошел бесследно.

Занятие обязательно строится на основе сказочного сюжета. Дети слушают сказку, помогают ее героям справиться с трудностями, одновременно исследуя и применяя на практике свойства различных материалов.

Первые результаты показали, что такие занятия способствуют значительному обогащению детской речи. Кроме того, детям, привыкшим к занятиям с элементами игрового экспериментирования, свойственна свобода мышления, раскованность, готовность решать проблемные ситуации. Они с удовольствием взаимодействуют друг с другом и сосредоточены на познавательной деятельности, возрастает скорость и оригинальность мышления таких детей, особенно хорошо развивается связная речь.

Конечно, результаты занятий проявляются не сразу, ведь дети еще совсем маленькие, но для взрослых важно научиться жить с малышом здесь и сейчас, получая радость от самого процесса занятий, а не стремиться к неким достижениям в будущем, ведь не ждем же мы сиюминутных результатов от игры, а опыты и эксперименты в раннем возрасте должны стать для ребенка самой увлекательной игрой, тогда мы сможем вырастить новое, дерзкое в своих поисках и находках поколение.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте