Как школьник выбирает книги? Сегодня есть множество книжных интернет-магазинов, онлайн-ресурсов, развита городская сеть библиотек. Казалось бы, для активного чтения есть все условия, но… дети не читают.
В журнале «Школьная библиотека» приводятся данные о детском чтении в 2020 году. Любят читать: младшие школьники – 20%, старшие – 15%; не любят читать: младшие школьники – 8%, старшие – 20%; не читают ничего, кроме заданий учителя, – 10%; читают на досуге только развлекательную литературу – 30%; читают познавательную литературу – 20%; читают для самообразования -10%. Налицо кризис чтения!
Современному ребенку трудно читать детскую классику, фактор интереса, которым можно привлечь ученика к книге, на уроках литературы срабатывает далеко не всегда, а он важен для ребят подросткового возраста, ведь дети очень эмоционально реагируют на прочитанное. Так, дети бурно переживают смерть собаки в повести «Муму» и отказываются понимать и принимать поступок Герасима. Зато на ура воспринимается «Кавказский пленник» Л.Н.Толстого, так как эта повесть была написана специально для детей. Недаром С.Я.Маршак обозначил неотъемлемые черты детской литературы – увлекательность и авантюрность, за которыми открываются глубокие смыслы, поэтому у подростков так популярен жанр фэнтези.
Особо стоит коснуться произведений В.П.Астафьева и В.Г.Распутина. Рассказ «Васюткино озеро» содержит увлекательный сюжет, удерживает внимание и дает пищу для размышлений и анализа. В 6‑м классе в программу включен рассказ «Конь с розовой гривой», также в программу внеклассного чтения я включаю рассказы из цикла «Последний поклон». Данные тексты дают богатые возможности для анализа, как литературоведческого, так и языкового, что особенно ценно. Астафьев напрямую не предназначал свои рассказы для детей, но элемент воспитания и обучения заложен в ситуациях, знакомых ребятам (обещал сделать и обманул близкого человека). И объяснить, почему же бабушка все-таки купила внуку пряник, ученики должны сами. В.Г.Распутин в одном из интервью сказал, что писатель должен давать пример, учить. И эта позиция видна в рассказе «Уроки французского». Прочитывается данный рассказ на одном дыхании, он понятен и интересен ученикам, а проблема, поднятая в нем, дает широкие возможности для обсуждения и темы для сочинения-рассуждения, обучение написанию которого необходимо начинать с 5‑го класса.
Модернизация литературного образования предопределяет поликультурный подход к выстраиванию концепции школьного преподавания литературы. Такой поход позволяет решать двойную задачу: стимулировать интерес детей к новому знанию и одновременно предлагать различные точки зрения на проблему. Он учит детей анализировать, рассуждать, уметь высказать и отстоять свою точку зрения, приводить аргументы. Все эти умения пригодятся ребятам в 9‑м классе, когда они будут сдавать первый большой экзамен – ОГЭ.
Сущность и цели преподавания литературы в школе зависят от запросов современного общества, в котором ведущее место занимает культурный диалог. Такой диалог обычно начинается с того, что каждый участник делится своими суждениями о прочитанном тексте, формулирует вопросы, говорит о том, что показалось в книге интересным, а что – непонятным. Роль учителя – направить эти размышления в нужное русло. Как правило, последующая работа над книгой строится как поиск ответов на возникшие вопросы. Такая работа делает необходимым углубленный анализ и комментирование текста. В процессе анализа проблемы нередко переформулируются, возникают новые вопросы, так рождается совместное творчество учителя и ученика. В совместной работе книга на глазах подростка углубляется, раскрывается в новых неожиданных гранях.
Образовательные стандарты нового поколения заставляют нас по-иному взглянуть на само определение слова «чтение». Чтение следует рассматривать как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни!
Юлия КОСТРОВА, учитель русского языка и литературы школы №1302
Комментарии