search
main
0

Игра в бисер: побеждают все

Мастер-класс от известного телеведущего для детей и педагогов

Крупнейший современный достоевед, поэт и бессменный ведущий легендарной телепрограммы «Игра в бисер» на телеканале «Культура» Игорь Волгин рассказал учащимся медиакласса московской школы №1409 о «секретном блоге» Достоевского, о том, в чем разница между писателем и журналистом и в чем их схожесть, об искусстве брать интервью, о неудачных дебютах великих писателей и о том, какой жанр журналистики самый разоблачительный. Творческая встреча состоялась в рамках программы «Первое медиа», которую реализует АНО «Школьный пресс-центр» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Ее модератором выступил главный редактор «Учительской газеты» Арслан Хасавов.

Встреча с Игорем ВОЛГИНЫМ в стенах родной школы запомнится учащимся на всю жизнь. Фото Елизаветы ГРЯКАЛОВОЙ

Как вы уже можете понять, встреча получилась очень содержательной, в основное время вопросы не уместились, и сам собой школьный 45-минутный формат превратился в институтскую пару. Но вы не подумайте, скучно не было. Еще бы, Игорь Леонидович сумел затронуть в своей лекционной части столько тем, что для каждого нашлось то, что было близко именно ему.

«Опасно говорить: «Я поэт», – представляясь перед учениками, заметил Игорь Леонидович. – Роберт Фрост даже говорил, что это все равно что сказать: «Я хороший человек».

Встреча с самого начала вошла в русло неформального общения. Игорь Леонидович как умелый оратор почувствовал аудиторию и старался сократить дистанцию. Несмотря на то что сам предмет разговора был уровнем выше школьного, подача материала способствовала легкому усвоению главных посылов.

Игорь Волгин сделал главным месседжем этой встречи призыв к творческой молодежи, стремящейся работать в медиа, не забывать о поэзии, о поэтическом восприятии мира и важности такого взгляда на вещи для саморазвития, причем не только профессионального, но и нравственного. Он также особенно подчеркнул, что журналистика, вопреки расхожему мнению, бытующему даже в преподавательской среде, – это не столько новости, сколько подача новостей. А это две большие разницы, как говорят в Одессе.

Чтобы слушатели не заскучали, Игорь Леонидович важные и поучительные моменты умело пересыпал интересными и нестандартными фактами из биографий великих, случаями из своей жизни. Такие моменты были расставлены по всей лекции: от того, как отличать грамотную графоманию от подлинной поэзии – переход через шутку о разнице между писателем и журналистом (которая такая же, как между «государь» и «милостивый государь»), – к вопросам журналистского почерка, стиля. Отсюда через забавный и одновременно грустный случай из преподавательской практики, когда студент на экзамене забыл годы жизни Пушкина, к теме протожурналистики и даже блогинга в «Дневнике писателя» Достоевского. От случаев в эфире и на съемках телепрограммы «Игра в бисер» незаметно к вопросу телевизионного жанра вообще как самого разоблачительного и оттого практически невозможного для тех, кто лжет на камеру и самому себе.

В каком-то смысле можно рассматривать эту встречу и как мастер-класс для педагогов: Волгин продемонстрировал, как увлечь детей сложными понятиями, используя приемы ораторского искусства и тележурналистики для удержания внимания. Кстати говоря, тут будет уместно заметить, что одна из школ, как рассказал Игорь Леонидович, уже переняла формат «Игры в бисер» для своих образовательных целей. Там дети собираются и обсуждают литературные произведения в формате свободных высказываний, спорят.

После лекции учащиеся медиакласса задавали Игорю Волгину вопросы, читали свои стихи, просили совета, как быть абитуриенту, на кого равняться среди журналистов, обсуждали и спорили об актуальной интернет-журналистике, о том, может ли журналист быть аполитичным.

Это и была настоящая игра в бисер: будто бы сама собой создалась, как говорят в бизнесе, win-win-ситуация, когда побеждают все, а проигравших нет. И это замечательно, потому что именно в таком прямом культурном взаимодействии разных эпох, в таком, может, не выраженном явно, но все же, не побоюсь сказать, поколенческом споре рождается если не истина, то уж точно интерес к предмету.

Учащаяся 10-го класса Елизавета Грякалова поделилась своими впечатлениями от мероприятия: «Лично для меня встреча с Игорем Леонидовичем была особенно интересна, потому что накануне нее моя мама рассказала историю из своей жизни о знакомстве с писателем Волгиным. «Вот, как тесен мир», – сказала мама, когда только услышала о запланированной встрече с Игорем Леонидовичем, и рассказала о событиях тридцатилетней давности.

Будучи школьницей, она принимала участие в телевизионной литературной игре «Образ». В жюри телеигры, посвященной Великой французской революции, был писатель и историк Игорь Волгин. Несмотря на то что с тех пор прошло много лет, мама очень хорошо помнит телепередачу, комментарии и оценки выступления команды школьников из Москвы, сделанные Игорем Леонидовичем. Мама разыскала ту самую телепередачу в телевизионных архивах, и мы с удовольствием ее посмотрели вместе».

Следующая встреча цикла в рамках проекта «Первое медиа» состоится уже 22 апреля. Секретами профессии с будущими журналистами поделится член Общественной палаты РФ, секретарь Союза журналистов России Юлия Загитова.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте