search
main
Топ 10
Вниманию выпускников: как узнать результаты ЕГЭ Кузбасский десятиклассник стал советником главы Минпросвещения Сергей Кравцов: с 1 сентября все детсады будут работать по единой федеральной программе В Ярославской области троих выпускников удалили с ЕГЭ по математике Сферум подводит итоги учебного года: сервисом пользуются почти 9,6 млн учеников и учителей Спикер Госдумы призвал уходить от практики обучать в магистратуре бакалавров, отучившихся по другому профилю В российских колледжах появится около 500 учебных программ В Омской области поздравили педагога-наставника, награжденного Президентом РФ В Липецкой области выбрали лучшего учителя-дефектолога Советники по воспитанию приступят к работе в школах и колледжах с 1 сентября Новая система образования: запрет на обучение в магистратуре с непрофильным бакалавриатом Рособрнадзор: ЕГЭ по русскому языку прошел в штатном режиме Трех челябинских школьников удалили с ЕГЭ по русскому языку Саратовские педагоги получат премию за стобалльников Одаренные школьники Сочи получили именные премии Победитель хакатона «Умный кампус» получил сертификат на 25 млн рублей У сотрудницы Челябинского вуза выявили корь Глава Минпросвещения наградил педагогов Калужской области Проект программы воспитательной работы представило «Движение первых» В Госдуме предложили сделать высшее образование для многодетных бесплатным
0

Игра в бирюльки. Дело серьезное, которому надо учиться

Рамонь – небольшой поселок в 40 километрах от Воронежа. Главных достопримечательностей, из-за которых Рамонь получила статус курортного места, немного: чистая и спокойная река Воронеж в окружении роскошных дубовых лесов и замок принцессы Ольденбургской, внучки Николая I. Эти края стали местом паломничества для многочисленных туристов. Насладившись видами и побродив по бывшим царским покоям, они, как правило, обращались к своим гидам: «А что у вас еще есть?»

Именно на этот вопрос решил ответить Роман Наливкин, учитель информатики, победитель Воронежского областного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года»- 2007, проработавший после своей победы некоторое время директором сельской школы, а потом ушедший из директоров, но не  из педагогики. Ведь и на самом деле, зачем ребенку дворец? Ну комнаты, ну залы, еще пара снимков на фоне зубчатой стены: «А играть когда будем?!» Так появилась идея занять детей. Чем? Например, игрой в бирюльки. Рассказывает Роман Валерьевич: – Идея созревала года два, я в это время работал в Воронежском институте повышения квалификации. А потом в 2014 году как-то все сошлось, подвернулась возможность купить дом, на который мы с женой давно смотрели: бревенчатый, старый, стоит в центре Рамони с 1950-х годов. Но на самом деле он еще старше, потому что раньше стоял за рекой, в селе Поляна, в пятидесятых его сюда, в поселок, перевезли и здесь поставили. Чтобы купить этот дом, мы продали свою квартиру и теперь в одной половине сами живем, а в другой находится наш музей «Бирюльки. Двор полезных забав». Свою работу новая и более чем оригинальная достопримечательность Рамони начала в 2014 году, 11 июля, как раз трехлетний юбилей. Посетителей за три года прошло около 23 тысяч человек. Основная масса – школьные группы, приезжающие на специальные тематические программы: Новый год, Масленица, майские последние звонки, также охотно едут в сентябре-октябре, когда погода еще хорошая и после учебы хочется увидеть что-нибудь интересное. Но вообще музей работает круглый год: летом по выходным с 11 до 17 для всех желающих, а в остальное время, в том числе и в будни, принимает посетителей по предварительным заявкам. Все телефоны и адреса легко найти в Интернете. Программы для ребят предлагаются разные, но в основе всего – русские народные игры, как сам Роман говорит: «Бирюльки и прочее». – Мы сначала учим ребят играть, а потом все вместе играем. Еще предлагаем чаепитие. Нам по наследству досталась настоящая старинная глиняная рамонская посуда, и мы пьем чай из нее с рамонским печеньем. Еще мы реконструировали старинный токарный станок. Дело в том, что бирюльки и прочие нужные для игр вещи делаются на токарном станке, мы сделали реконструкцию старинного станка и учимся на нем вместе с детьми точить различные деревянные безделушки. В дополнение год назад у нас появилось небольшое деревенское подворье – кролики, курочки, уточки, они детям тоже интересны и помогают создать нужную атмосферу. Хотя главным все равно остаются бирюльки и прочее, это наш стержень, на котором все базируется. Я не могла не спросить Романа Валерьевича, что входит в понятие «все прочее». С бирюльками все ясно, мне во всяком случае. А если вы еще не знаете, как в них играть, приезжайте в Рамонь! Тут вас не только бирюльки ждут, но и «Куча мала», «Блошки в плошке», «Ловкие удочки», «Проворные мотальщики», даже «Блины-игруны». Все «запчасти» для игр сделаны из натурального дерева, а сами игры, конечно, старинные. Хотя есть одна новая. «Мы сами ее придумали и этим  гордимся!» – говорит Роман. В «Блины-игруны» посетители  играют на Масленицу. Если коротко, содержание такое: есть две сковородки, на которые команды должны выкладывать две стопки из блинов с маслом. У кого стопка окажется выше, тот и выиграл. Секрет в том, что сковородки не очень устойчивые, крепятся на веревках, которые держат четыре человека. Удержать их очень нелегко! Блины в этой игре не пекутся, они деревянные, и масло тоже деревянное! Хотя, как говорит Роман, настоящими блинами на Масленицу ребят угощают. А желающим расскажут, из чего они пекутся: в музее есть жернова, на которых дети сами могут смолоть муку.  Свой «Двор полезных забав» Роман Наливкин часто называет антимузеем. Говорит, что в музеях хранятся вещи, которыми уже не пользуются, а старинными русскими играми нужно пользоваться! Сегодня в своем музее Наливкины работают всей семьей – Роман, его жена, мама и сын со своей девушкой. Ближайшие планы развития есть, но они в секрете, да и финансы пока не позволяют, нужно выплатить кредиты за то, что уже используется. Вполне возможно, что на второй половине участка в будущем появится еще одна программа, посвященная старинной России. Спрашиваю Романа Валерьевича, чему его научила новая работа и было ли общение с детьми, которое удивило. – Я бы не сказал, что эта работа научила меня чему-то новому, скорее я использую в ней все, что знал раньше, но в других масштабах. Это другая ответственность, другой график. А больше всего запоминается общение с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Они нас, взрослых, учат многому независимо от того, где мы с ними пересекаемся. Нам бы поучиться у них оптимизму, любви, которую они готовы всем дарить. А их родители – это просто великие люди, на мой взгляд. Смотришь на них и думаешь: мне бы хоть капелюшечку того терпения и умения, которые у них есть! Это действительно впечатляет. Основное отличие этой работы от школы в том, что дети всегда разные. В школе ты отвел свои шесть уроков и спокойный ушел домой. А тут шесть открытых уроков в день, и дети все время разные, незнакомые. У нас бывают повторные заезды, иногда ребята приезжают со школой, а потом везут к нам своих родителей или, наоборот, класс привозят. Но процент таких посещений невелик, в основном едут в первый раз. И получается, что я уже три года веду эти наши программы – один и тот же открытый урок, и провел его уже около тысячи раз, и каждый раз пытаешься в нем что-то улучшить, подобрать более точную фразу, найти новый поворот. И это бесконечно. пос. Рамонь, Воронежская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте