search
main
0

Игра «Счастливый случай» для 10-х и 11-х классов.

Данная игра проводится в рамках Ломоносовской недели. Главными ее целями являются: – углубление и систематизация знаний по химии, полученных на уроках; – создание целостной картины восприятия окружающего мира; – развитие индивидуальности, возможности самореализации.

Встречаются две дружные команды химико-биологических 10-х и 11-х классов или (если в школе нет профильных классов), любых 10-х и 11-х классов. Перед командами стоит нелегкая задача: пройти через все испытания, чтобы получить титул самого химического класса в школе.

Учитель: Уважаемые игроки, представьтесь, пожалуйста.

Вопрос команде 10-го класса: Как вы считаете, важно ли знать химию?

Вопрос команде 11-го класса: Вы на пороге выпуска в большую жизнь. Свяжите ли вы ее с химией?

С игроками мы познакомились. Представляю вам ведущих – это учащиеся 11-го класса (приглашаются ребята из класса с гуманитарным уклоном или из класса, который не участвует в игре) и наше жюри (в жюри приглашаются преподаватели физики и химии, не работающие в классах). Переходим к игре, и пуcть победит мудрейший.

1-й конкурс. «Разминка»

Командам предлагается по 10 вопросов. Каждый правильный ответ – 1 балл. В случае неправильного ответа вторая команда может ответить и получить дополнительный балл.

Разминка для 10-го класса

Ведущий 1.

1. Реакция основания с кислотой называется… (нейтрализация).

2. Какое производство организовал инженер-химик Нобель… (пороха).

3. Что такое нашатырный спирт… (гидроксид аммония или NH4OH).

4. Почему пероксид водорода обесцвечивает волосы… (содержит – о – о или пероксидную группу).

5. Как называются вещества, ускоряющие химическую реакцию… (катализаторы).

6. Как называется процесс получения сложных веществ из более простых… (синтез).

7. Какова реакция среды раствора питьевой соды вследствие гидролиза… (щелочная).

8. Что такое ляпис… (нитрат серебра).

9. Какой химический элемент входит в состав гемоглобина крови и ферментов, находящихся в печени и селезенке, стимулирует работу кровеносных сосудов… (железо).

10. Какая соль серебра нерастворима в воде… (хлорид серебра).

Разминка для 11-го класса.

Ведущий 2.

1. Что используют для хранения анатомических препаратов… (формалин)

2. Как звали известного француза химика – долгожителя, основателя химии жиров… (Бертло)

3. Как называется класс веществ, к которому относится ацетон… (кетон)

4. Как можно назвать натуральный каучук, зная его строение… (изопреновый)

5. Как называется тротил по систематической номенклатуре… (2,4,6 тринитротолуол)

6. По какому правилу происходит присоединение галогеноводорода к несимметричному алкену… (Марковникова)

7. Какая кислота – консервант образуется при квашении капусты и силосовании кормов… (бензойная)

8. Чьим именем названа реакция гидратации ацетилена, при которой образуется ацетальдегид… (Кучерова)

9. Какой газ имеет желто-зеленую окраску и является ядом, а его ионы с нитратом серебра образуют белый осадок… (хлор)

10. Какой металл можно расплавить теплом человеческой руки… (галлий).

Ведущий 3.

Итак, разминка закончилась. Ее результат: команда 10-го класса набрала… баллов, 11-го класса… баллов. Переходим ко второму конкурсу.

2-й конкурс. «Темная лошадка…»

Сейчас вы познакомитесь со словарными портретами знаменитых ученых, ваша задача – отгадать, о ком идет речь. Правильный ответ оценивается в 5 баллов. У вас есть три попытки, но каждая попытка уменьшает результат на один балл, если ответ неверный, вторая команда имеет право ответа и может заработать до 5 баллов.

11-й класс.

Российский химик-органик, академик Петербургской АН. Первым объяснил явление изомерии. Открыл полимеризацию изобутилена. Труды по сельскому хозяйству, пчеловодству. Очень рано потерял мать, воспитывался в частном пансионе, затем учился в Казанской гимназии. Окончил Казанский университет. По совету Н.Н.Зинина создал домашнюю химическую лабораторию. Читал лекции по физике, химии, физической географии в Казанском университете. Понимал способ соединения атомов в молекуле, создал на этом понимании целую теорию. Переехав в Петербург, совершенствовал теорию химического строения, создал Высшие женские курсы. Судьба сложилась удачно. Его работы при жизни получили полное признание в России и за рубежом. Скончался в своем имении. Похоронен на берегу Камы. Годы жизни 1828-1886 (Показать портрет после того как отгадают ученого – Бутлеров А.М.).

10-й класс.

Русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Учился в Славяно-Греко-Латинской академии в Москве, Академическом университете в Санкт-Петербурге, в Германии. Создал при АН первую в России химическую лабораторию. Сформулировал принцип сохранения материи и движения. Заложил основы физической химии. Выдвинул учение о свете. Создал ряд оптических приборов. Открыл атмосферу на Венере. Описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Создатель русской оды философского и высокого гражданского звучания. Возродил искусство мозаики. Похоронен в Санкт-Петербурге, в Некрополе. Годы жизни 1711-1765.

(Показать портрет после того как отгадают ученого – Ломоносов М.В.)

Итак, в конкурсе «Темная лошадка» 10-й класс заработал… баллов, 11-й… баллов. Молодцы, знаменитостей вы знаете. Переходим к третьему конкурсному заданию.

3-й конкурс. «Ты мне, я тебе»

Уважаемые знатоки химии, вы подготовили вопросы. Сейчас команды обменяются вопросами, в случае неверного ответа задающий сам дает правильный ответ. Каждый правильный ответ – 1 балл. (Вопросы могут быть различной тематики, предварительно обговариваются с учителем).

Итак, команда 10-го получает за этот конкурс… баллов, команда 11-го – … баллов.

Переходим к заключительному конкурсу.

4-й конкурс. «Гонка за лидером»

Наши ведущие предложат вам химическую задачу и возможные варианты ответов. Ваша задача – выбрать правильный ответ и заработать 5 баллов. В случаев неправильного ответа вторая команда имеет право ответа.

В банку, стоящую на окне и освещенную ярким светом, ввели равное количество газообразного хлора и водорода, потом закрыли ее притертой пробкой. У ребят спросили, что дальше произойдет с этими веществами? Олег ответил: «Водород, как более легкий газ, соберется наверху, а хлор останется внизу».

Аркадий сказал: «Часа через три газы перемешаются».

Семен изрек: «Отойдите, банка сейчас взорвется».

Кто прав?

ОТВЕТ: Семен. Реакция между газообразным хлором и водородом на ярком солнечном свету протекает очень интенсивно.

На банке, в которой хранился белый порошок, была приклеена этикетка с формулой CaO.

Олег сказал: «Это воздушная известь».

Аркадий заявил: «Известь-то известь, но только она называется обожженной».

Семен заявил: «Это негашеная известь».

ОТВЕТ: все трое.

Теперь подведем итоги нашего турнира.

Команда 10-го класса заработала… баллов, 11-го класса – … баллов. Что ж, очень неплохой результат. Ведь главное, что мы с вами вспомнили и узнали много интересного, погрузились в мир химии.

Светлана Некрасова, учитель химии СШ № 4, г.Онега, Архангельская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте