search
main
0

Игра под названием «Угадай-ка». Не так страшен ЕГЭ, как его последствия

«Будь проклят ваш ЕГЭ» – такую фразу в сердцах бросила мне в лицо во время экзаменов мама выпускницы. «Что случилось?» – спросил тогда я ее. «Да как же, вот уже вторую неделю моя дочь лишилась еды и сна, плачет и переживает, что там у нее будет по русскому языку, который она сдала еще 29 мая. Сегодня уже 10 июня, а результатов до сих пор нет. Все переживаем, волнуемся, пьем успокоительные лекарства. Когда это такое было? – продолжала она свои возмущения. – Для нас экзамены были праздником. Сразу после экзамена мы знали свои оценки. Никто не обижался на комиссию. Мы знали, что нам сдавать, были конкретные билеты, повторяли, готовились без истерик.

А теперь тысячи вариантов по русскому языку и математике предлагают выпускникам попробовать…»Я пытался успокоить рассерженную маму ученицы, но она продолжала свою речь: «А как над детьми издеваются?! Обращаются с ними, словно с преступниками, обыскивают их, пропускают через металлоискатели. Частная охрана в присутствии полицейского и еще нескольких надзирателей проверяют ребенка на наличие подозрительных предметов, что можно использовать на экзамене. До чего же мы дожили? На выборах у нас камеры – уже не верим в честность подсчетов, на экзаменах – камеры, тоже не верим. Кого же мы растим и воспитываем? Поколение не верящих никому? Неужели мы страна неверящих?»Женщина ушла. Вероятно, ей хотелось хоть кому-то пожаловаться и высказать обиду не только за своего ребенка, но и за других выпускников, оказавшихся в этой ситуации. Я не стал ей говорить о том, что такие же переживания у преподавателя русского языка, которая обучала этих детей. Не дай бог, если кто-то из ее учеников не преодолеет порог, не наберет нужное количество баллов. Ведь по результатам ЕГЭ будут судить о профессионализме педагога. Переживает и директор, потому что итоги экзаменов будут связывать со способностью руководителя управлять учебным процессом.Да ладно, мы, взрослые, вроде бы уже привыкли за свою педагогическую жизнь к различным стрессовым ситуациям. То внезапно пожарные нагрянут и увидят, что запасной выход с дверью не соответствует их новым требованиям. 35 лет соответствовал, а вот теперь нет. Плати директор штраф, а потом меняй двери. То Энергонадзор заметит, что из 300 ламп осветительных приборов в рекреации школы одна лампа не горит. Опять плати штраф… Я уже не говорю про Рособрнадзор, который все равно найдет, за что тебя наказать или сделать предписание. Ведь требуют же они незамедлительных отчетов на сотню писем и приказов. Ничего – успеваем, работаем. Но ведь это мы, взрослые.А дети? Как может чувствовать себя выпускница, которая должна встать в четыре часа утра, чтобы попасть в школу к половине шестого, а затем ей необходимо прибыть к месту сбора выпускников, сдающих экзамен в другом районе области, за 100 км от родной школы. Сменив два транспортных средства, ее доставляют к месту под названием ППЭ (пункт приема экзамена). Кто гарантирует безопасность в дороге туда и обратно? А ведь уже были трагические случаи… Интересно, сколько же миллиардов денежных средств расходуется ежегодно на эту процедуру по организации и проведению экзаменов в форме ГИА и ЕГЭ? Сколько можно было отремонтировать школ и вновь построить на эти средства, сколько стадионов и спортплощадок можно было оснастить, чтобы оздоровить детей! Но даже не это самое страшное, что породила система ГИА и ЕГЭ. В конце концов умная голова может и просто отменить эти чиновничьи перетасовки школьников и с таким же успехом дети будут сдавать экзамены в своей родной школе, пусть даже комиссии из учителей других школ. Беда кроется, как думаю, в другом.Сегодня в связи с совершенствованием системы сдачи экзаменов у школьников-выпускников есть право сдавать только два обязательных экзамена: русский язык и математику, а остальные – по выбору и по желанию. Смею утверждать, что такие предметы, как химия, физика, литература, иностранный язык, биология, история, сдают от 10 до 20% учащихся. А значит, около 80-90% выпускников не утруждают себя в познании этих предметов должным образом. Раз они не обязательные, да еще их и не сдавать на экзамене, то зачем их глубоко изучать? Да к тому же в учебном плане их по одному-два часа в неделю. Это обзорное знакомство с учебным материалом. Отсюда недоборы даже на бюджетной основе студентов на физмате, на химико-биологическом факультете, не идут на инженерные специальности, есть недобор на литфаке и истфаке. А если и берут, то серых учеников, которые кое-как доходят до дипломов. Серые специалисты порождают себе подобных. Вот вам и качество знаний, на что вроде бы была рассчитана система с введением ЕГЭ. Боюсь, что это серьезный провал в нашем российском образовании.Сегодня значительная часть учителей на уроках заняты в основном натаскиванием учащихся на ЕГЭ уже начиная с младших классов. Мало кого беспокоит развитие речи, мыслительной способности, умения доказывать, вести аргументированный спор, анализировать, делать выводы и умозаключения…Понимают ли чиновники Министерства образования и науки Российской Федерации и представители Рособрнадзора, что нынешние результаты ЕГЭ – это как минимум 30% учащихся, которые не преодолевают планку по обязательным предметам «Русский язык» и «Алгебра и начала анализа». Наверняка понимают. Потому и снижают порог набранных баллов по русскому языку с первоначального в 36 до итогового в 24. А иначе 30% учащихся останутся без аттестата. Благо есть с кого брать пример. Ведь прибавляло же министерство Фурсенко к двойке один балл, и получалась в любом случае тройка. И аттестат получал каждый выпускник. Вот и сегодня этот эксперимент продолжается, только другим методом. Не могут же чиновники – изобретатели ЕГЭ признать, что такая форма и содержание экзамена наносят вред качеству образования.Наш ЕГЭ чем-то напоминает шоу «Угадай мелодию» или «Кто хочет стать миллионером», только с той разницей, что у выпускника нет права на ошибку, он не может рассчитывать на помощь зала, ему запрещен звонок другу, осталось только 50 на 50 – а вдруг повезет? Вот так и играем уже десять лет. Все видят, какой вред наносит здоровью детей и родителей, учителей эта система ЕГЭ. Неужто необходимо решение Государственной Думы, как по отмене летнего времени, чтобы сломить сопротивление правительства в этом вопросе?А пока пожинаем плоды ЕГЭ в виде горючих слез и длительных переживаний наших выпускников и их родителей. Теперь ожидаем еще большего ужесточения для учащихся, которые будут сдавать экзамены за курс основной и полной школы в 2015 году. Что еще придумает наше Министерство образования и науки, сказать трудно. Поживем – увидим.​Василий ПОДЕРЯГИН, народный учитель СССР, директор Шелаевской школы, Валуйский район, Белгородская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте