search
main
0

Игра классиков. У Театра имени Маяковского два юбилея

Московский Театр имени Маяковского только что открыл юбилейный, 95‑й, сезон. Грядущий год вообще богат на памятные даты: в начале января легендарному худруку коллектива Андрею Александровичу Гончарову исполнилось бы 100 лет. Насыщенность важными событиями делает афишу сцены интригующей и яркой.

Сезон стартует с постановки Светланы Земляковой «На траве двора», идущей на Сретенке. Но уже 2 сентября состоялась первая премьера – спектакль «Блажь» по малоизвестной пьесе Александра Островского, поставленный Юрием Иоффе, с Татьяной Аугшкап в главной роли. Работа готовилась к выпуску еще в прошлом сезоне, но до зрителя дошла только сейчас.Островский вообще важный для театра автор. Каждый из блистательных худруков сцены отметился работой с наследием великого драматурга. В афише по-прежнему много классики, не забыты и крупные имена литераторов советской поры. В труппе нет слабых актеров, равно как и не наблюдается недостатка в лауреатах престижных сценических наград и премий. Вот и на грядущей «Золотой маске» с большой долей вероятности главным претендентом на победу в номинации «Лучший актер» должен стать Вячеслав Ковалев за роль в великолепной постановке нынешнего руководителя коллектива Миндаугаса Карбаускиса «Изгнание».Карбаускис всегда подчеркивал преемственность традиций в Маяковке. Возглавив театр в сложный момент, он вместе с коллективом прошел долгий путь к сегодняшнему успеху. Он прекрасно осознает, что самостоятельная история сцены, носившей сначала название Театра революционной сатиры, началась еще в 1922 году. В июне на базе Теревсата был сформирован Театр Революции, а художественным руководителем коллектива, дабы «влить новые соки», был назначен гениальный реформатор Всеволод Мейерхольд. Одним из самых значительных спектаклей дебютного сезона стало поставленное им «Доходное место» Александра Островского – блестящий образец революционной интерпретации классики.По сути, уже 95 лет назад был сформулирован принцип, определяющий вектор развития сцены, – «социальное и культурное воспитание массового зрителя». Он не был нарушен даже после стремительного ухода Мейерхольда. Главными чертами театра становятся волнующие современные темы, яркая театральная форма в сочетании с психологизмом русского театра.В начале 1930‑х годов театр возглавил Алексей Попов. Он переворачивает представление об амплуа ведущих актеров – Марии Бабановой и Дмитрия Орлова, превратившихся из лирической артистки и комика-буфф в достоверных героев первых пятилеток. Случались и сценические прозрения: спектакль «На Западе бой» предупреждал об угрозе фашизма на заре 1930‑х годов.Затем наступил период безвременья, подготавливавший новый взлет великого театра. В 1943 году в коллектив приходит Николай Охлопков – большой художник, режиссер-новатор. В то время сцена приняла название Московский театр драмы. Руководитель утверждал на ней «высокую театральность, богатство художественного вымысла и воображения, без которых правда о жизни и человеке остается бескрылой». Выдающимся событием середины 40‑х стала постановка «Молодой гвардии». В ней соединялись трагедийное начало, романтизм и психология. Алое знамя, вздымающееся за спинами героев, осталось сильнейшим впечатлением в памяти зрителей Москвы. Настало время и для обращения к классике: «Грозу» Александра Островского можно назвать программным спектаклем в репертуаре театра, который в феврале 1954 года был назван именем революционного поэта Владимира Маяковского.В охлопковскую пору на сцене появились «Гамлет» с Евгением Самойловым в заглавной роли, «Иркутская история», «Медея». Но преобладание комедийной тематики упрощало репертуарную политику Маяковки. Приход в 1967 году Андрея Гончарова на должность худрука открыл новую, едва ли не самую значительную страницу жизни коллектива.По своей режиссерской индивидуальности он напоминал Охлопкова: темперамент, театральность, интерес к психологическим глубинам были присущи обоим мастерам. Гончарова живо интересовал активный, действующий герой, а ведущей его темой стали «человек и общество, личность и общество».На сцене снова возникает Островский: Мария Кнебель ставит «Таланты и поклонники», традиционно читая драму как конфликт человека искусства с бездуховным социумом. Но ярчайшей удачей становится спектакль самого Гончарова «Дети Ванюшина», решенный как трагический фарс. Такая трактовка шла от Горького – еще одного знакового автора для Маяковки.«Разгром», «Трамвай «Желание», «Человек из Ламанчи», «Беседы с Сократом», «Старомодная комедия», «Венсеремос!» («Интервью в Буэнос-Айресе»), «Леди Макбет Мценского уезда» с грандиозными актерскими работами и блестящими режиссерскими прозрениями укрепляют славу Театра имени Маяковского. «Наполеон Первый», «Плоды просвещения», «Кукольный дом» зажигают новые яркие звезды на прославленной сцене.После смерти Гончарова в 2002 году театр возглавляет Сергей Арцыбашев – интересный режиссер, перед которым стояли труднейшие задачи – собрать разбежавшийся в лихие 90‑е по антрепризам коллектив, вернуть вдумчивого зрителя в зал, найти новые образы для крупных артистов труппы. Не все из них были решены, и в 2011 году в Маяковку пришел молодой, одаренный и уважаемый в театральном мире Миндаугас Карбаускис.Немедийный, очень творческий литовец сумел вернуть театру прежние глубину и славу, а в чем-то даже усилить их. Каким будет 6‑й сезон худрука Карбаускиса, выпадающий на юбилейную годовщину, пока сказать трудно. Но в премьерной афише уже значится Островский, труппа укомплектована и полна сил, а три прекрасно оборудованные сцены ждут своего зрителя. Театр всегда манил к себе звездным составом – в разное время здесь блистали Мария Бабанова и Михаил Астангов, Фаина Раневская и Лидия Сухаревская, Армен Джигарханян и Ольга Яковлева, Наталья Гундарева и Александр Лазарев-старший. Сегодня эту сцену украшают Светлана Немоляева, Игорь Костолевский, Михаил Филиппов, Евгения Симонова, Даниил Спиваковский, Анатолий Лобоцкий, Анна Ардова, Татьяна Орлова. Легендарная Маяковка не сдает позиций.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте