search
main
0

Игра или дорога в будущее? Ученическое самоуправление

​Работая в области ученического самоуправления более 10 лет, вначале часто слышала от старшеклассников такие слова: «Это все игра, и не стоит принимать в ней участие» или «Все равно мы ничего не решаем, поиграем в управленцев, и все». И каждый раз пыталась их переубедить, доказывая значимость детского самоуправления в школе не на теории, а приводя реальные примеры их же работы.

Самоуправление сегодня занимает одно из ведущих мест в образовательно-воспитательном процессе и является первоочередным условием формирования активной социальной позиции обучающегося. История развития ученического самоуправления в нашей школе началась 35 лет назад с момента ее открытия в новом районе Марьино. Основной воспитательной задачей тогда стало объединение ребят, сплочение ученического коллектива.Сегодня ученическое самоуправление выходит на качественно новый этап своего развития, ключевая проблема которого – сделать ребенка активным участником, субъектом образовательного процесса в школе. Участвуя в деятельности органов детского самоуправления, школьники включаются в разностороннюю внеурочную деятельность, деловое общение с взрослыми на равноправной основе, вовлекаются в практику гражданского поведения и социальной деятельности. Главный смысл самоуправления, на мой взгляд, состоит в том, что с его помощью участники учебной жизни получают возможность влиять на политику образовательного учреждения – как через участие в принятии решений, которыми руководствуется администрация учебного заведения, так и через собственную активность в управлении внутришкольными процессами. Самоуправление делает учебную жизнь полноценной и насыщенной.Сложность решения данной задачи заключается в том, что в работе УС необходимо учитывать важнейшие основания деятельности сразу трех субъектов школьной жизни (педагогов, учащихся и их родителей). Таким образом, при организации деятельности органов школьного самоуправления мы ориентируемся на следующие принципы:- принцип равноправия – все участники школьного самоуправления должны иметь равные права, право решающего голоса при принятии того или иного решения в своем коллективе; – принцип выборности – органы самоуправления приобретают соответствующие полномочия в результате полномочных выборов; – принцип обновляемости и преемственности – состав органов самоуправления и их руководителей обновляется согласно нормативным школьным документам. В то же время обеспечивается преемственность в работе между предыдущим и последующим составом того или иного органа самоуправления, выборы в ученическое самоуправление рассматриваются как конкретная реализация доверия и ответственности, как школа подготовки к общественному самоуправлению.Особенность ученического самоуправления нашей школы заключается в том, что представители ученического актива делают всю работу единой командой, без деления на направления и мелкие группы. Состав ученического актива постоянно меняется. Неизменным в течение года остается президент УС, который избирается сроком на 1 год общим школьным собранием. В обязанности президента УС входит:- планирование работы УС;- организация и своевременное информирование членов совета о предстоящих мероприятиях совета;- предоставление отчета о своей работе и работе УС в целом перед управляющим советом школы и школьным коллективом;- подготовка и проведение заседаний УС согласно утвержденному плану;- взаимодействие с директором школы, его заместителями, куратором УС, педагогами и родительской общественностью по вопросам жизнедеятельности ученического коллектива школы.Для развития самоуправления и его укрепления мы используем систему  коллективных творческих дел. КТД позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. В процессе творческих дел ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно – формирование и сплочение ученического коллектива и формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности, в том числе и умения управлять и подчиняться. Это становится мощной силой, притягивающей в школу, обеспечивает широкую внеурочную занятость детей, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом. Доброй традицией в школе стали организация и проведение интерактивного музыкально-театрализованного представления, посвященного Новому году, «Новогодний переполох» для дошкольников и младших школьников. Подобная форма является очень популярной среди активистов и обучающихся, поэтому распределение ролей происходит еще до написания сценария. С каждым годом зрительская аудитория расширяется за счет родителей и детей, посещающих студии дополнительного образования, а также приобщения родителей, участников представления, к подготовке мероприятия. Также расширяются границы трансляции данного мероприятия за пределами образовательного учреждения: Собинский детский дом во Владимирской области, участие в мероприятиях, организованных управой района Марьино для многодетных и малообеспеченных семей, выступления на базе районных библиотек.Следует отметить, что качество организуемых и проводимых активистами мероприятий растет из года в год. Этому способствует посещение ребятами межрайонной школы актива, целью которой является обучение активистов ученического самоуправления ОО. Программа окружной школы актива рассчитана на 2 года. Приоритетным направлением программы занятий второго года обучения является проектная деятельность, направленная на развитие ученического самоуправления на окружном и городском уровнях. Члены окружного актива разрабатывают программы выездных обучающих семинаров, межрайонных активов, мероприятий, проводимых на базе ДООЦ «Команда». В разработке и реализации таких проектов совместно с активом ученической общественности ЮВАО принимают участие и наши школьники. Члены актива выступают в роли дублеров руководителя программы, руководителя организационной группы и начальника выезда. Каждый из них выполняет определенный функционал и несет ряд обязанностей для успешной реализации проекта. Также ребята, входящие в состав актива, становятся инструкторами школьных команд. Вся эта работа направлена на развитие управленческой компетенции школьников. И назвать эти программы игрой нельзя, ведь каждый из ребят не только выполняет свою роль, но и несет двойную ответственность за товарищей и подопечных школьников. Также активисты школы участвуют в просветительском проекте «Субботы активиста», цель которых – мотивация социально активных обучающихся образовательных организаций города Москвы к участию в государственно-общественном управлении. Уже два года ребята участвуют в семинарах, мастер-классах и встречах, организованных ДОгМ для учеников школ, заинтересованных в участии в государственно-общественном управлении.Активисты школы принимают участие в олимпиаде по ученическому самоуправлению и входят в Топ-100 лучших активистов города.Команда наших активистов в 2016-2017 учебном году была награждена кубком за 1-е место в командообразующей игре «Радуга идей» в межрайоне Марьино – Печатники.Но самой важной победой для нашего актива стало участие в финале юбилейного городского конкурса профессионального мастерства «Вожатый и его команда». В 2016 году конкурс «Вожатый и его команда» проходил в десятый раз. В финальный городской этап вышли 10 лучших кураторов ученического самоуправления, прошедшие отбор в своих межрайонах и в ходе очного собеседования с экспертами. На финале вожатым и их командам предстояло пройти 10 непростых испытаний, а зрителям – оценить их красочные визитки и поучаствовать в праздничном концерте. Команда актива школы вошла в десятку лучших команд УС Москвы. Хорошие результаты воодушевляют ребят на новые победы и движение вперед. Они готовы повторять путь своего старшего товарища. Поэтому вопрос об участии в конкурсе лидеров УС даже не обсуждался. Мы вышли в городской этап конкурса и вошли в двадцатку сильнейших.Не случайно наши выпускники становятся лидерами в студенческих группах и старостами в профессиональных колледжах. Они к этому готовы.Виктория КАЛАНДАДЗЕ, педагог-организатор школы №491

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте