search
main
0

Игорь ВАЛЬДМАН: «Нанотехнологии доступны всем!»

В последние годы многие российские и зарубежные корпорации все большее внимание уделяют образовательным проектам, проводя конкурсы для школьников, создавая сайты и порталы, посвященные своей профильной деятельности. Неудивительно, ведь каждая уважающая себя компания заинтересована не только в создании собственного положительного имиджа, но и в просвещении как можно большего числа граждан. Причем, в первую очередь, в просвещении именно в области естественнонаучного образования. Не осталась в стороне и госкорпорация Роснано. О проектах компании в этом направлении «Учительской газете» рассказал директор АНО “Электронное образование для наноиндустрии” Игорь ВАЛЬДМАН.

(, Technology, Engineering, Mathematics Несмотря на “нерусскость” названия, это полностью отечественная разработка, предназначенная для наших школьников. Мы не стали брать чужое и адаптировать под российскую аудиторию; практически, все, за исключением некоторых роликов из коллекции электронных образовательных ресурсов, создано нашими специалистами, учеными, педагогами.

– Наша организация уже несколько лет реализует для наноиндустрии большую отраслевую программу, в рамках которой мы разрабатываем серьезные инженерные дистанционные курсы для работающих специалистов, – рассказывает Игорь Александрович. – Также работаем с вузами, где есть кафедры нанотехнологий. А с января 2016 года мы пришли к выводу, что у нас уже достаточно опыта, для того чтобы начать обучение школьников. Так появился проект СТЕМФОРД (http://edunano.ru или http://стемфорд.рф).

В основе этого слова лежит знакомая всем аббревиатура STEM (Science, Technology, Engineering, Mathematics). Несмотря на “нерусскость” названия, это полностью отечественная разработка, предназначенная для наших школьников. Мы не стали брать чужое и адаптировать под российскую аудиторию; практически, все, за исключением некоторых роликов из коллекции электронных образовательных ресурсов, создано нашими специалистами, учеными, педагогами.

– Игорь Александрович, чем ваш проект отличается от аналогичных, разработанных другими корпорациями?

– У каждой компании свое видение проблемы и свои подходы к ее решению. Например, у Росатома есть проект “Школа Росатома”, у Ростехнологий также есть ряд собственных образовательных проектов. Особенность нашего проекта в том, что он на 90% дистанционный. Это позволяет приобщить к нему любого ребенка, независимо от региона и уровня школы. Кроме того, это дает возможность привлекать авторов, экспертов, ученых, представителей бизнеса в любой точке России и земного шара.

Нам удается показать визуально, с помощью ИКТ, то, что происходит в микромире. Согласитесь, популярная сегодня робототехника – все-таки совсем другое, там необходимо работать с самим конструктором, создавать и программировать модели. А мы делаем ставку на интерактивную визуализацию, картинки, анимацию, чтобы помочь детям представить то, что невозможно наблюдать воочию – процессы, проходящие на уровне атомов и молекул.

У нас уникальный образовательный контент, которого практически нигде больше нет. Мы стараемся рассказывать школьниками доступно и интересно о самых разных аспектах нанотехнологий, об их применении в электронике, медицине, строительстве и т.д. И, что самое главное, обо всем этом рассказывают люди науки. Наш принципиальный подход заключается в том, что дети должны узнавать о мире высоких технологий не от учителя, а от профессионалов, которые непосредственно создают и внедряют эти технологии. Поэтому в проекте СТЕМФОРД задействованы представители бизнеса, ведущие ученые и молодые исследователи.

– Насколько проект связан со школьной программой?

– Он создан для системы образования, но никак не привязан к ЕГЭ, ГИА или какому-либо конкретному отдельному предмету. Школе сегодня нужно в соответствии с ФГОС организовывать внеурочную и проектную деятельность, реализовывать межпредметную активность. Но делать это сложно, поскольку в школе преподают науки раздельно друг от друга. В жизни такого не бывает, а в школе почему-то только так и возможно. И эту межпредметность найти очень сложно, не все учителя способны создать проект, где хотя бы три предмета были вместе. А в сфере нанотехнологий предметные знания часто неразделимы – у нас нет ни одного электронного курса, который был бы связан только с одним школьным предметом. Поэтому мы даем реальный контент для межпредметного взаимодействия, помогаем реализовывать межпредметные учебные проекты. И организуем научно-исследовательскую деятельность детей, учим, как организовать наблюдение, как сформулировать проблему, разбить работу над проектом на этапы, обработать и систематизировать данные и пр.

– Расскажите подробнее про образовательную модель, реализуемую в рамках проекта СТЕМФОРД.

– Все наши образовательные ресурсы можно разделить на 3 группы.

1. По принципу “узнать и удивиться”. Ребенок должен понять, что в мире есть нечто необычное, и это сделано по законам физики человеком. Есть технологии, которые потрясают воображение. Мы предлагаем детям вебинары или открытые лекции от ведущих ученых и представителей бизнеса. В течение часа они рассказывают о каком-либо одном технологическом решении, научном явлении и реализации его на практике. Также есть видеоролики по 3-5 минут, где представлен, визуализирован и обоснован тот или иной аспект нанотехнологий.

2. По принципу “понять, как это устроено”. Это уже не один час, а больше, глубже. Главный ресурс здесь – наши электронные курсы, где рассказывается о разных явлениях и изделиях, про светодиодные лампы “Наносвет”, гибкое стекло, тепловую стену и так далее. В конце каждого занятия – увлекательный вопросник или тест. Дизайн этих продуктов сделан очень культурно и грамотно, с учетом возрастных особенностей детей. Все они прошли экспертизу не только научную, но и педагогическую, то есть каждый курс смотрели, сравнивали и критически оценивали учителя разных предметов. Мы стараемся сделать продукт максимально удобный в использовании. Поскольку речь идет о крайне малых объектах, чтобы понять принципы их взаимодействия, надо очень хорошо знать теорию. Но одной теории, конечно же, мало для пробуждения настоящего интереса, поэтому мы предлагает детям познакомиться с последствиями внедрения нанотехнологий, с продуктами и материалами. Например, в нашей компьютерной игре ALLOTROP есть уровень, связанный с оптикой, в котором задачи выстроены так, что выводят школьника на понятие «метаматериал». И с его помощью уже объясняется суть действия такого, казалось бы, сказочного объекта, как плащ-невидимка. Оказывается, в реальности нет никакого фокуса, просто луч света, попадая на поверхность, отражается не однократно, а многократно, в результате чего как бы огибает предмет. Подобная технология уже сейчас применяется в вооруженных силах.

3. По принципу “попробовать самому, сделать своими руками”. Но что можно предложить в рамках дистанционного курса? Например – реализовать сетевые дистанционные проекты, где большую часть времени дети в очном формате с педагогами, в школе или на допобразовании выполняют работу, а потом размещают итоги своего труда на нашей онлайн платформе, обсуждают результаты, анализируют и пр. Правда, чтобы полноценно разрабатывать такие проекты, в школе надо иметь какой-то набор оборудования. Поэтому мы начали с проектов «Тайны листа лотоса» и «Наноэффекты в растворах», их можно проводить с оборудованием и набором реактивов, которые есть в каждой школе.

– Наверное, имеет смысл использовать возможности не только школ, но и других структур?

– Да, мы взаимодействуем с серьезными партнерами, работаем в тесном сотрудничестве с образовательным центром “Сириус” в Сочи, детскими технопарками “Кванториум”, Центрами молодежного инновационного творчества и так далее. Там есть и медиацентры, музеи науки, и электронные микроскопы, и принтеры 3D-печати, и многое другое.

– Сейчас в продаже много самых разных красок, клеев, автошампуней, в названиях которых присутствует “нано”. Наверное, их тоже можно рассматривать как относительно доступный объект изучения на ваших занятиях?

– К сожалению, это далеко не всегда так. Неслучайно в наноиндустрии даже учредили специальную премию для тех предприятий, которые создадут продукцию, имеющую непосредственное отношение к нанотехнологиям. А все эти наношампуни и наномойки – просто маркетинговый ход, ничего такого там нет, не надо обманывать ни детей, ни себя. Но вот что касается нанобетона и нанокрасок, они реально существуют, их уже разрабатывают и производят.

– Рядовой человек – прагматик. Что еще, помимо интереса, получит участник вашего проекта?

– Наша цель – сделать так, чтобы у детей глаза загорелись, возбудить в них интерес к наукам. И образовательные курсы в данном случае – лишь средство для достижения этой цели. Параллельно идет не только популяризация наук, но и профориентация. По итогам обучения в СТЕМФОРДЕ каждый школьник будет иметь свое электронное портфолио, в котором будут отражены все его успехи при изучении мира нанотехнологий. Такое портфолио может интегрироваться в школьное портфолио и использоваться для фиксации образовательного прогресса ученика.

– Проект СТЕМФОРД предназначен только для школьников, или студенты тоже могут принять в нем участие?

– Студенты и аспиранты задействованы в крайне ограниченном количестве, мы их привлекаем для чтения лекций и проведения вебинаров. А целевая аудитория нашего проекта – школьники 7-11 классов. Плюс некоторое количество педагогов школ и работников системы допобразования, которых мы готовим в качестве тьюторов, чтобы они помогали в регионах реализовать наш проект. Со следующего года мы планируем разработать и провести для учителей программу повышения квалификации по вопросам организации естественнонаучного образования.

– Игорь Александрович, напоследок вот какой вопрос. В этом году “Учительская газета” организовала Всероссийский конкурс “Успешная школа”, в котором приняло участие несколько сот образовательных организаций со всей страны. Скажите пожалуйста, что лично вы вкладываете в понятие успешности применительно к образовательному учреждению?

– На мой взгляд, успешной может по праву называться та школа, которая помогает своим ученикам преодолевать существующие образовательные, социальные, психологические и иные дефициты (отдаленность места проживания от крупных центров науки и культуры, неполная семья, ограниченные возможности здоровья и многое другое) и получать достойное образование. По-настоящему успешная школа должна обеспечивать индивидуальный образовательный прогресс каждому своему ученику.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте