search
main
0

Игорь Реморенко, ректор Московского городского педагогического университета: Приложим усилия, чтобы показатели работы были еще лучше

​В этом году особое внимание было проявлено к приему в педагогические вузы, в частности, в МГПУ. Это связано в первую очередь с тем, что весь прошлый учебный год мы много говорили о реформе педобразования. Речь шла о том, что государство теперь дает какие-то деньги вузам, о том, что наконец-то, помимо инженерной подготовки, помимо федеральных исследовательских университетов, внимание уделено еще и педагогическим вузам. Как это все сказалось на приеме этого года в педагогические вузы, улучшился ли прием в эти вузы, не повлияло ли на него то обстоятельство, что в этом году средний балл ЕГЭ в связи с тем, что экзамен стал проводиться более честно, снизился по некоторым направлениям подготовки, что произошло в педвузах и каких изменений следует ожидать в этом году с учетом состоявшегося приема и тех намерений, которые возникли в прошлом году в связи с реформой педагогического образования? На все эти вопросы мы находим ответы.

В этом году в нашем университете была  большая новация: впервые количество бюджетных мест на обучение в магистратуре  стало  больше, чем  на обучение в  бакалавриате. Общий конкурс заявлений был сопоставим с  предыдущим годом:  это около 18 тысяч  заявлений, которые подавали около 6 тысяч абитуриентов. В целом надо сказать, что  наиболее популярными были несколько направлений, например,   на направление подготовки по дошкольному образованию было подано больше заявлений, чем в прошлом году. Это, вероятно,  связано с тем, что  детские сады входили и входят  в крупные образовательные комплексы, требование о наличии высшего образования педагогов и управленцев  стало еще более актуальным. Оно уже было актуальным в последние годы, но в этом году спрос  на подготовку педагогов-дошкольников  был ярко виден по числу поданных заявлений. Те специалисты, которые оканчивали  колледжи, работали в дошкольных учреждениях заведующими, воспитателями, все равно старались еще где-то учиться, чтобы  получать высшее образование, соответствовать требованиям, иметь более высокий уровень подготовки, сейчас они  пошли в вузы на  программы бакалавриата,  а  те, кто уже имел высшее образование, пошли на магистерские программы. Вырос спрос на  подготовку в области физической культуры, вероятно, это связано с тем, что  в этом году состоялись Олимпийские игры  Сочи-2014, и это как-то стимулировало приход ребят  на это направление подготовки. У нас много студентов участвовали непосредственно в Олимпийских играх, входили в команды волонтеров, мы думаем, что это тоже могло сказаться. Для меня некая загадка есть в том, что русский язык и литература тоже  стали популярными направлениями подготовки. Конкурс на это направление   составил 16,8 человека на место против  10,1 в прошлом году. Может быть, это связано с тем, что в этом году также  много говорили о сочинении в школе, объявили  пять направлений, по которым будут формулировать темы сочинений. В целом педагогическое  образование, наряду с другими  направлениями педагогической подготовки, присутствующими в наших вузах,  стало пользоваться спросом. Сегодня есть большая федеральная программа «Доступная среда», где проводится обучение специалистов по инклюзивному образованию, когда в каждой школе, в специализированных учебных заведениях возникают люди, ответственные за организацию  обучения (за индивидуальные образовательные  и другие программы) тех лиц с ограниченными возможностями здоровья, которые должны получать такое же образование, как и здоровые дети. Тенденция  последнего времени – включение детей с ОВЗ в обычную образовательную  среду  в специально подготовленных учреждениях, где учатся в том числе и обычные школьники. Это подходит не для всех нозологий, но всегда возможны варианты, весь мир идет в этом направлении. Мы тоже с этим работаем, есть исследовательский проект, за нынешнюю осень мы должны будем обучить порядка 8  тысяч специалистов по всей стране, используя  различные формы, в том числе  удаленные. У нас в структуре  МГПУ есть Институт специального образования, который  на это нацелен, в этом году туда был большой  прием, люди стремятся поступать,  понимая, что все равно нам предстоит различными способами  интегрировать людей с различными ограниченными возможностями  здоровья в обычную жизнь. Образование здесь играет одну из  первых ролей в направлении изменений, когда мы готовим учителей, способных  научить ребят жить в такой общей среде. Более миллиона ребят  с различными нозологиями есть в системе образования.  Раньше они сидели исключительно дома, было даже специальное понятие «надомники», когда к каждой школе приписывали несколько ребят и к ним учителя приходили на дом.  Все усилия, связанные с тем, чтобы были педагоги, умеющие работать в общем образовании  с обычными ребятами, с  ребятами, имеющими ОВЗ, сейчас начинают  предприниматься.В этом году вводится ГТО, такой набор нормативов, которые  прописывают для разных возрастов. Меня, например, больше всего заинтересовало, сколько я могу проплыть, пробежать, мои коллеги, наверное, тоже  измеряли свои силы по всем эти нормам. ГТО вводится не  непосредственно применительно к школе,  но все же это означает, что  в школьных программах по физической культуре это как-то должно быть отражено. Наши эксперты   городского методического центра в данном случае будут  иметь какую-то модель отражения. Если эти нормативы  есть, то по ним все равно на уроках физической культуры надо что-то делать, каким-то образом это в программе по физкультуре найдет свое отражение, а нам надо будет затем обсуждать – адекватно отразили или не адекватно. Что касается среднего балла единого государственного экзамена, то в этом году все очень опасались его падения,  по некоторым направлениям такое падение произошло,  но, надо сказать, в целом по бюджетному приему  у нас были 72 балла, это достаточно высокий  показатель.  Можно констатировать, что те задачи по направлениям подготовки, которые мы планировали  как  по бюджету, так и по внебюджету, в общем выполнены.Какие  будут содержательные новации, что у нас будет происходить, что будет меняться в педагогическом образовании?   Наш университет  участвует в большой программе по реформе педобразования,  все лето мы очень интенсивно работали и сейчас  начинаем представлять модульные образовательные  программы.  Их суть в том, что у ребят будет больше выбора, они смогут  из разных модулей компилировать свою индивидуальную образовательную  программу, соответственно мы тут больше работаем по магистерским программам, именно  их переделываем. У нас возрастает  доля исследовательской составляющей в магистерских программах, вообще говоря, для нас важно, чтобы те исследования, которые   выполняем, прямым образом были связаны с образовательной деятельностью. То есть чтобы те новые знания, которые мы вырабатываем, те изменения, которые  мы исследуем, стали составной частью наших образовательных программ. Мы разрабатываем такие образовательные программы,  где можно выбирать, компилируя свою образовательную программу, и где можно получать не только устоявшиеся  фундаментальные знания, но и свежие знания, возникающие в тех исследованиях, которые  проводим. Ну и конечно, возрастает доля практики  во всех образовательных программах, об этом мы уже неоднократно говорили,  нам пришлось даже обзавестись городским образовательным комплексом – МГПУ   заключил договора с несколькими десятками школ на  проведение вдумчивой и  последовательной практики  наших студентов  в этих образовательных учреждениях, чтобы это были не случайно найденные школы, а реализация продуманных программ практической работы студентов в детских садах и школах. Мы старались в этом году очень интенсивно построить нашу исследовательскую работу так, чтобы  в наибольшей степени быть полезными городу.  У нас  есть такие важные исследования, которые сейчас непосредственно используют  на практике, например, архитектурно-полезной  педагогической среды школы. Мы  исследуем, как проходит строительство, ремонты, оснащение  образовательных учреждений. Часто это делается не очень продуманно, без рассмотрения, какой должна быть архитектура здания, какая должна быть закуплена мебель,  как  все должно соответствовать  другу другу, какое  современное оборудование должно быть в школах. В целом осмысление такой  полезной архитектурно-педагогической среды и стало нашей исследовательской задачей. Мы делали это несколько последних лет,  нам кажется, что это направление должно быть не только направлением исследования, но и  частью образовательных программ, что  это должно   быть в том числе и в программе подготовки наших магистров, учитывая, что в Москве это особенно важно.   Очень многие  московские учителя по естественным наукам заканчивали  технические вузы, они  не имеют базового педагогического образования, сейчас, проработав некоторое время в школе,  они хотят его получить, для них мы  устраиваем  магистратуры. Еще одно наше значимое направление работы – создание примерных образовательных программ  для школ.  Все слышали про изменение  структуры стандартов,  про компетентностную ориентацию,   но есть еще и примерные образовательные программы по физике, химии, математике, биологии, все вместе  они образуют большую примерную программу школы.  С 1 сентября 2014 года мы стартовали с обсуждения новых примерных программ с 5-х по 9-е классы. Это тоже огромная исследовательская работа, здесь у нас много субподрядчиков – исследовательских организаций, центров, которые  выполняют часть этой работы,  в течение сентября-ноября мы будем очень интенсивно это обсуждать в Интернете с тысячами разных пользователей, заинтересованных сторон, которым  хотелось бы сделать  качественную школьную программу. Естественно, что такая исследовательская работа тоже будет впоследствии  частью учебных программ по подготовке бакалавров и магистров, которые  мы собираемся реализовывать.  Все эти направления работ для нас значимы. У нас еще есть международное сотрудничество, у МГПУ, наконец, появилось свое общежитие (раньше считали, что у городского педуниверситета не должно быть общежития, поскольку он работает только с горожанами). Мы понимаем, что если хотим, чтобы наши студенты ездили за рубеж, важно, чтобы и к нам приезжали студенты из-за рубежа. Теперь к нам приезжают иностранцы, сектор международных связей расширяется.Те, кто оканчивали учреждения среднего профессионального образования, сейчас во многом, имея траекторию продолжения профессионального образования, настроены на обучение в вузах. Поэтому в июле нынешнего года Департамент образования  принял решение о том, что десять педагогических колледжей войдут в состав университета. Нам  предстоит теперь порядка 5 тысяч обучающихся   по программам  педагогических колледжей принять в нашу университетскую структуру. Это огромная организационная и содержательная задача, которую мы начинает решать с этого года,  надеясь, что тем самым еще  в большей степени сработаем на улучшение качества образования в Москве. Сегодня  в России составляют различные рейтинги вузов. Чем больше в  этих рейтингах учитывают специфику педвузов, тем для нас лучше. Мы на заседаниях Ученого совета неоднократно рассматривали результаты рейтинга эффективности российских вузов применительно к деятельности  наших структурных подразделений,  для нас это в первую очередь еще одно зеркало, глядя в которое мы можем перенастроить свою работу.  Наш вуз находится в категории эффективных вузов, и  мы будем прилагать  все усилия, чтобы наши показатели были еще лучше.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте