search
main
0

Игорь Реморенко – ректор МГПУ

Избранию Игоря Реморенко на пост ректора Московского городского педагогического университета предшествовало обсуждение его программы на встречах со студентами, преподавателями и сотрудниками вуза. Что же было в программе такого, что в результате одобрено конференцией коллектива МГПУ?

Как сказано в Концепции развития МГПУ до 2020 г., миссия университета – предоставлять образовательные и научные услуги высочайшего качества на основе быстрого освоения и применения научно-образовательных инноваций, обеспечивая подготовку компетентного, духовно богатого, гуманистически воспитанного специалиста, обладающего комплексом современных компетенций, универсальных знаний фундаментального характера; умениями, навыками и опытом самостоятельной деятельности; личной ответственностью, способностью к профессиональной саморефлексии и самоактуализации, постоянному обучению в течение всей жизни в условиях уровневого образования. Принятая позднее Стратегия инновационного развития МГПУ актуализировала положения Концепции с позиции инновационных опережающих разработок, выбора «точек превосходства», определения конкурентных преимуществ перед другими вузами. И Концепция, и Стратегия содержат значимые, оформленные в ходе многочисленных обсуждений положения. Оба документа вполне синхронизированы с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Государственной программой «Развитие образования до 2020 г.», Государственной программой Москвы на среднесрочный период 2012-2016 гг. «Развитие образования города Москвы» («Столичное образование»). Следующий важный шаг состоит в том, чтобы трансформировать намеченные замыслы в конкретные планы («дорожные карты») институтов и факультетов университета, сделать их предметом совместной работы всех ключевых подразделений вуза. Это коснется как уточнения приоритетов работы, так и выработки реалистичных показателей оценки эффективности проведения стратегических изменений. Метод наших преобразований – не революционные изменения, а эволюционные последовательные шаги за счет критического отношения к недостаткам, развития имеющегося потенциала и расширения партнерских связей с другими организациями. Задача состоит не в том, чтобы добиться безусловного следования заданному свыше идеалу, а в том, чтобы улучшить нынешнее положение дел, время от времени уточняя общие цели и задачи («метод последовательной критической трансформации»).Для организации такой работы нам предстоит:     Отказаться от некоторого разобщения в коллективе среди сотрудников бывших МГПУ и МГПИ. Важнее всего результативность работы, а не принадлежность к какой-то из сформированных ранее команд. Обоим коллективам есть чем гордиться и есть на чем строить совместную работу.     Наладить широкое обсуждение наиболее значимых изменений с преподавателями и студентами. Нам трудно найти общие для всего коллектива аудитории, взаимодействие затруднено территориальной удаленностью институтов и факультетов. Но это может быть воспринято и как преимущество, имея в виду потенциальную соревновательность, настроенность на оформление собственной инновационной деятельности. Для взаимодействия мы будем шире использовать современные простые интернет-технологии как на базе специально созданных ресурсов, так и широко известных социальных сетей (VK, Facebook, Twitter).     Внутренний документооборот предстоит кардинально усовершенствовать. Эффектом должно стать сокращение бумажной переписки, общего объема отчетности, увеличение скорости документооборота за счет внедрения разнообразных электронных сервисов. На основе дружественного интерфейса заработает облегченный вариант сайта университета mgpu.light.ru, будет внедрена система оповещения на мобильные телефоны.     Мы обеспечим регулярное проведение заседаний ученых советов и других коллективных органов принятия решений. В ближайшее время нам предстоит договориться о различных вопросах организации совместной деятельности, включая социально-психологическую и нормативную оценку университетской символики.     Будет создана интерактивная система открытого информирования, заработает обратная связь с обществом на основе новых требований об открытости информации, зафиксированных в Законе «Об образовании в РФ». При этом важным станет не формальное отражение информации о вузе, а участие граждан, профессионального сообщества в конструировании и принятии решений. Все это позволит нам выверить и согласовать наши планы по проведению изменений, сделать их более реалистичными, затрагивающими интересы всех структурных подразделений.Развитие образовательной деятельностиОсновное направление развития образовательной деятельности состоит в том, чтобы сблизить содержание и технологии образования с тенденциями совершенствования тех сфер деятельности, куда идут работать студенты МГПУ. Это, с одной стороны, связано с тем, что содержание образования должно основываться на изучении трендов социально-культурного развития. С другой стороны, сами технологии обучения должны в полной мере опираться на будущий технологический уклад. Это касается как обучения студентов, так и привлечения будущих абитуриентов. Среди ключевых мер:     Более активное взаимодействие со школами, развитие профориентации за счет вовлечения абитуриентов в мероприятия, проводимые вузом. Мы, в частности, будем усиливать влияние университета на подготовку участников Всероссийской олимпиады школьников, попытаемся восстановить собственную вузовскую олимпиаду школьников, возможно, в партнерстве с другими вузами.      Совершенствование студенческой практики в программах бакалавриата, тесная связь со школами города из первой сотни рейтинга, в том числе через создание базовых площадок университета и освоение передовых образовательных практик в таких школах. Мы примем участие в оформлении предложений по институциональному закреплению интернатуры в педагогическом образовании, следовало бы предложить закрепить наличие магистерского образования при аттестации некоторых категорий работников образования.     Обеспечение становления собственной университетской общеобразовательной школы на Ходынском поле, в том числе за счет проведения разного рода мероприятий как университетского, так и общегородского масштаба. Для университетской школы необходимо разработать специальную программу практики для лучших студентов университета, которая позволит им приобрести новые профессиональные навыки и сформировать необходимые качества учителя. Школа станет той площадкой, где студенты смогут пройти путь социально-психологической адаптации в педагогическом коллективе. В ближайший год мы увеличим число обучающихся в школе в два раза и наметим планы вхождения в общегородские рейтинги.     Устоявшейся традицией должна стать кредитно-модульная система, обеспечивающая не только грамотный учет образовательных достижений студентов, но и возможность выбирать курсы между институтами и факультетами, реализовывать индивидуальные программы обучения в том числе за счет стажировок в иных вузах.     Развитие электронных образовательных сервисов, партнерство с компаниями, развивающими электронное образование, расширение числа подписных электронных изданий (www.coursera.org, universarium.org, www.edx.org.).     Читальные залы Фундаментальной библиотеки университета должны стать более доступными для обсуждения учебных материалов. Учитывая, что читать теперь комфортнее в домашних условиях – читальные залы скорее нужны для коммуникации, нежели чем для самостоятельных занятий.     Растет спрос на образование в течение всей жизни. Нередки случаи, когда остепененные люди получают магистерское образование. Это позволяет им не только освоить новые компетенции, но и осмыслить опыт своей профессиональной деятельности, осознать свои возможности и дефициты в кругу коллег. Нам предстоит развивать магистерские программы, расширять число их заказчиков, создать программы, обеспечивающие будущие виды занятости (досуговый и рекреационный сектора, образовательные программы торговых предприятий, информационные технологии в сфере принятия решений, юриспруденция в некоммерческом секторе, менеджмент социальной сферы).     Вместе с магистерскими программами мы предусмотрим развитие сектора дополнительного образования как внутри университета для студентов и преподавателей, так и за его пределами, привлекая к обучению горожан. Особый приоритет – рост числа обучающихся учителей и управленцев системы образования, пилотная отработка программ повышения квалификации управленческих команд, способных обеспечивать новое качество школьного образования, формирование надпредметных навыков и базовых компетенций.     Мы будем поддерживать необходимый высокий уровень остепененности профессорско-преподавательского состава, одновременно заботясь о приходе молодых преподавателей. Для этого необходимо разработать механизм отбора наиболее талантливых студентов и аспирантов для ведения научной и педагогической деятельности, их включения в научно-методические и педагогические научные школы университета, предстоит продумать новые механизмы аттестации кадров.     Мы обеспечим мониторинг качества подготовки наших выпускников, участие в конкурсах профессионального мастерства, отслеживание карьерного роста и занятости в различных сферах деятельности, возможно, предстоит скорректировать различные методики оценки карьерного роста с учетом современных представлений о работе по специальности.Развитие научной деятельности и проектной работыЭто направление должно постепенно стать самым приоритетным в работе университета. Традиционно развитие научной деятельности в отечественных вузах связывалось с развитием фундаментальной науки, последователи этого тезиса апеллировали к накопившемуся потенциалу научных школ, необходимости сохранения наработок прошлых лет. Приверженцы прикладной науки говорили об оторванности научных разработок от практики, схоластическом теоретизировании и замкнутости научных коллективов на самих себя. С нашей точки зрения, декларируемое противоречие между фундаментальной и прикладной наукой во многом себя исчерпало. В особенности это касается гуманитарной сферы, где обнаружение ключевых закономерностей и принципов социокультурной действительности во многом задает и основу для фундаментальных исследований, и становится практически востребованным знанием. Отсюда исходит такое требование к организации научной деятельности, как проведение исследований, вскрывающих наиболее глубинные противоречия социокультурной действительности. Именно такой настрой должен быть в основе исследовательских работ. С одной стороны, мы должны развивать практику анализа происходящего в столичном образовании и смежных с ним сферах, с другой стороны – оформлять пути решения проблем за счет тщательной исследовательской проработки. Исходя из этого, нам предстоит:     Расширение исследовательской деятельности за счет оперативного вовлечения в орбиту исследовательского внимания наиболее острых социальных проблем города. К их числу можно отнести такие плохо исследованные темы, как: развитие семейных форм получения образования, изучение образовательных возможностей социальных сетей, поддержка коммуникации семей с ограниченными возможностями здоровья, роль дизайна и художественного оформления в организации современной образовательной среды, финансово-экономическая деятельность крупных образовательных комплексов, участие общества в проведении изменений в сфере образования, компетентностная педагогика и оценка качества образования, комплексное исследование образовательных потребностей горожан всех возрастов.     Развитие деятельности малых инновационных предприятий. Помимо существующих хозяйственных обществ, работающих в сфере информационных технологий, нам предстоит организовать юридические предприятия; консалтинговые службы; предприятия, оказывающие услуги дополнительного образования и пр. Эта деятельность должна поддерживаться за счет интенсификации работы службы защиты интеллектуальной собственности, оформления заявок на патенты и свидетельства.     В научной деятельности должно наращиваться партнерство с предприятиями – разработчиками программного обеспечения, игр и игрушек, учебного оборудования. Это коснется как грамотной психолого-педагогической и шире – гуманитарной экспертизы, так и апробации соответствующего оборудования на базе университетской школы.     Необходимо продумать прозрачную логику увеличения заказов на НИР учредителя и других заказчиков, в том числе посредством развития фандрайзинга, активизации заявок в РГНФ и другие фонды, возможно, нам следует пойти на кооперацию с другими вузами и научными организациями.     Интенсификация работы научных обществ студентов и аспирантов, публикации в международных изданиях, учитывая естественные ограничения педагогической науки (в большинстве стран педагогическая наука продолжает носить национальный характер).     Внутри университета предстоит провести оценку эффективности работы исследовательских центров с последующим обновлением их структуры. В будущем следует сконцентрироваться на изучении лучших образовательных практик как в регионах РФ, так и за рубежом. Это будет способствовать реализации совместных образовательных проектов с субъектами РФ: исследовательские программы, создание базовых школ, помощь в оформлении программ развития образования, повышение квалификации и переподготовка учителей.     Надо обеспечить работу диссертационных советов по принципу «лучше меньше, да лучше», использовать практику поддержки постдоков, как продолжающих работать в вузе, так и приезжающих из других университетов. Репутация диссертационных советов должна оставаться безупречной, а качество научных исследований расти. Воспитательная и социальная работаЗа последние годы роль и методы воспитательной работы в студенческой среде значительно изменились. Это уже не столько формирование государством заданной идеологии и мировоззрения, сколько содействие осознанию молодыми гражданами собственных мировоззренческих установок. Это своего рода «пространство рефлексии» учебной, научной и досуговой деятельности студентов. Содержание обучения и научной деятельности становится основанием для формирования личностных качеств, содействует этому воспитательная деятельность. При этом основной работой управления по воспитательной работе становится не директивное руководство студенческой жизнью, а координация и содействие проявлению и реализации инициатив. Тем более что все основания для их развития в МГПУ есть (активный студсовет, волонтерское движение, группы в социальных сетях). Здесь нам предстоит:     Обеспечить вовлечение студентов в сложившиеся и востребованные социальные практики (совместные программы с учреждениями основного и дополнительного образования: спортивные праздники, Дни науки, Дни иностранных языков в школах; участие в программах ученического самоуправления; школы вожатых; волонтерское движение: помощь нуждающимся в социальной поддержке, проекты с детскими домами и приютами, в том числе проведение познавательных уроков, спектаклей, спортивных мероприятий).     Привлекать студентов в новые для города социальные практики (культурные программы парков, галереи и выставки, эксплуаториумы). Это потребует тесного взаимодействия с различными департаментами мэрии Москвы, соответствующее оформление партнерских связей с музеями, парками, театрами, домами творчества.     Создание открытого лектория городского университета с привлечением интересных обществу исследователей и практиков из разных сфер. Каждый уважающий себя университет так или иначе представляет свою деятельность вовне, отмечая значимые социальные проекты. Анализ социокультурных проблем, проведение различных исследований на площадке университета могли бы быть полезными и для МГПУ.     Учитывая высокий воспитательный потенциал сложившихся молодежных сообществ, мы будем устанавливать тесное взаимодействие и партнерство с игровыми сообществами (КВН, «Что? Где? Когда?»), спортивными ассоциациями.     Развитие студенческого самоуправления как общественной организации, активно взаимодействующей с администрацией университета, но не подотчетной ей. Здесь важно будет установить конкретные полномочия студенческих сообществ, такие как материальная поддержка студентов, социальные стипендии, проведение культурно-массовых мероприятий и пр.     Создание профессиональных сообществ студентов, в том числе посредством реализации научно-популярных проектов типа «День историка», «День филолога», «День юриста», участие студентов в деятельности существующих в университете малых инновационных предприятий. Предстоит продумать разработку отдельного ресурса – банка данных студентов и особенно выпускников для потенциальных работодателей, развитие электронной биржи труда. В рамках этого направления также возможно создание ассоциации выпускников МГПУ, их привлечение в управляющие и совещательные структуры по принятию решений в университете.     Развитие издательской деятельности студенческих сообществ – выпуск студенческих мини-газет, ведение специализированного сайта по типу www.shpil.info.     Внедрение практики электронных карт студентов – возможность получения бесплатных и платных услуг, установление скидок, развитие смс-сервисов.     Увеличение числа студентов, которым предоставляется общежитие, как за счет развития соответствующего фонда внутри университета, так и за счет партнерства с риелторскими фирмами, предоставляющими аналогичные услуги. Воспитательная и социальная работа должна опираться прежде всего на поддержку студенческих инициатив. Необходимо не навязывать дежурные и заданные сверху мероприятия, а «выращивать» инициативу из студенческой среды. Партнерство с МПГУ, МГППУ, МИОО, РГПУ и другими вузами, МЦКО, МИРО и другими исследовательскими организациямиОдно из важнейших направлений работы – взаимодействие с другими университетами. Мы понимаем значимость академической мобильности студентов и преподавателей, в связи с чем будем стараться увеличить фонд общежитий и участвовать в программах академической мобильности. Однако не менее значимы совместные образовательные программы, обмены библиотечными фондами и выработка совместных предложений на уровне образовательной политики. Здесь нам предстоит: – проработать предложения по очередному совершенствованию федеральных государственных образовательных стандартов, в том числе с учетом необходимости включения более гибких форм практики для студентов; – создать нормативную базу и учебные программы под педагогическую интернатуру; – оформить программы повышения квалификации работников образования с ориентацией на обучение команд, совместно разрабатывать диагностические компетентностные материалы. Особое значение приобретет международная деятельность, включая привлечение для обучения иностранных студентов, развитие стажировок, распространение практики выдачи двойных дипломов. Учебная и академическая мобильность должна коснуться как студентов, так и преподавателей. Экономика и хозяйственная деятельность вузаЭкономическая деятельность должна быть подчинена внятным образовательным результатам. Необходимо построить такую систему экономической деятельности вуза, которая безусловно связана с качеством образования. Это касается как маркетинга образовательных программ, так и осознания того, на какое качество образования работает та или иная экономическая модель. Комфортная среда для обучения и исследований – основная задача экономической деятельности в вузе. Особое внимание будет уделено таким направлениям работы, как:     Введение прозрачной и понятной системы оплаты труда. Нам предстоит выработать показатели оценки деятельности сотрудников вуза, при этом не допустить излишней отчетности и запутанности установления стимулирующих выплат. В области оплаты труда мы будем в полной мере следовать ориентирам по повышению средней зарплаты, которая к 2018 году будет в 2 раза выше средней зарплаты в Москве.     Учитывая необходимость развития самостоятельности вуза, повышения оперативности закупок, мы начнем преобразование в статус автономного учреждения.     Следует проработать вопрос общих сервисов для сотрудников университета: медицинское обслуживание, функционирование университетского стоматологического кабинета, возможности покупок в корпоративных торговых сетях типа METRO.     Необходимо создать систему планового и регулярного проведения ремонтов помещений и обновления оборудования, в том числе на основе оперативных запросов студентов и преподавателей. Будут осуществлены мероприятия по существенному улучшению имущественной базы (в первую очередь для педагогического института физической культуры и спорта, факультета изобразительных искусств).     Предстоит тщательно взвесить и проработать все варианты рентабельности Истринской базы, обеспечивающие в том числе отдых и выездные занятия студентов и преподавателей.     Предстоит обеспечить развитие издательской деятельности, в том числе за счет партнерства с зарубежными коллегами, издания переводных материалов. Сроки печатания полиграфической продукции должны быть сокращены, следует наладить систему дистрибуции в отношении изданных материалов.     Вырастет число платных сервисов как для индивидуальных потребителей, так и для регионов РФ.     Следует вернуться к идее строительства нового здания на Садовой-Самотечной улице.Ожидаемые результатыВ последнее время традиционной стала оценка деятельности за счет большого числа заранее установленных параметров. Мы будем стремиться минимизировать общее число оцениваемых показателей. Значение приобретет не только формальная оценка выполненных показателей, но и качественная интерпретация сделанного, следование поставленным целям, оценка востребованности достигнутых результатов. Среди параметров эффективности могут быть предложены следующие: – рост заработной платы сотрудников университета; – лидирующие позиции вуза по качеству приема среди педагогических вузов России; – рост объема НИР в расчете на численность профессорско-преподавательского состава; – увеличение фонда общежитий, в том числе для иностранных студентов, обучающихся из других регионов России; – рост числа преподавателей и студентов, обучающихся и реализующих исследовательские программы в других вузах, научных организациях; – обновление оборудования, не менее 50% оборудования не старше 3 лет с момента его поставки; – рост доли востребованных магистерских программ, программ с использованием электронных сервисов; – увеличение количества публикаций в изданиях, индексируемых иностранными и российскими организациями; – увеличение доли доходов от научно-исследовательских работ от общих доходов университета.Этапы преобразований В ближайшие 5 лет нам предстоит пройти три основных этапа: – проведение обсуждений и создание команд, обеспечивающих необходимые преобразования; – проведение пробных изменений, создание соответствующих стартапов, оценка их результативности; – выбор направлений превосходства, их развитие и укоренение.Программа предполагает выработку конкретных планов и реалистичных обязательств. Эта работа ценна не только с точки зрения достижения планового результата, но и как деятельность, объединяющая вузовский коллектив, способствующая становлению современной, работоспособной и квалифицированной команды.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте