search
main
0

Игорь РЕМОРЕНКО, ректор МГПУ: Нужно почаще меняться

Кажется, проще богам спуститься на землю, чем чиновникам высокого ранга стать практиками и на себе испытать те законы и нормы, которые они когда-то разрабатывали. Игорь РЕМОРЕНКО, ранее зам. министра образования и науки России, а ныне ректор Московского городского педагогического университета, – один из немногих подобных смельчаков. Недавно Игорь Михайлович побывал у нас в гостях, чтобы поделиться, каково это, оказаться в самой гуще событий педагогического образования, каким он видит решение его проблем, и ответить на острые вопросы журналистов «УГ». Вполне понятно, что начали беседу мы с того, что предшествовало переходу нашего гостя на его нынешнее место работы.

– В 2007 году были созданы министерский совет по образованию и рабочая группа по очередному реформированию педагогического образования. Состав группы был достаточно представительный. Руководителями были мы с Любовью Петровной Кезиной, туда также входили известные ректоры педвузов Виктор Рябов, Геннадий Бордовский, Виталий Рубцов, Владимир Афанасьев. Был разработан документ, который назывался «Предложения по реформированию педагогического образования», он был обсужден на совет и, как многие подобные предложения, успешно забыт. Система не реформировалась.Но с тех пор у меня остался интерес к педагогическому образованию, мы поддерживали отношения с МГПУ, обсуждали разные вопросы. И когда мне сделали предложение включиться в работу университета, я быстро согласился. Педобразование – система инертная, и чтобы ее оживлять, нужно прикладывать серьезные усилия. Причем, учитывая современные реалии, можно констатировать, что всплеск педагогического творчества, характерный для конца 1980-х – начала 1990-х годов, прошел, и когда будет следующий, непонятно. Однако даже в наше относительно пассивное время можно говорить о нескольких направлениях в развитии педагогического образования.Например, необходимо учитывать, что педагогическое образование сейчас относится не к системе, а к сфере образования. Это важный симптом нынешнего положения дел. Сегодня педагогическое образование является инструментом подготовки людей для сфер, где требуется разбираться в сложных знаковых системах и уметь общаться, управлять коммуникацией. Этому мы видим подтверждение на практике. Разные городские службы шлют нам предложения трудоустройства для наших выпускников, и, оказывается, они помимо школы востребованы в ГИБДД, в сфере ЖКХ, в банках, в консалтинговых компаниях, работающих с кадрами, и различных других структурах. Я уже не говорю про музеи, библиотеки, парки и другие учреждения культуры. Естественным образом происходит расширение сферы применения педагогического труда.- Будет ли МГПУ расти? Ходят слухи, что вы поглотите все – от МИРО и до Академии повышения квалификации и МИОО…- У нас будут определенные присоединения в этом году. Не думаю, что это коснется МИРО или МИОО. Сейчас мы ведем переговоры с некоторыми педагогическими колледжами Москвы. Правда, тут есть одна проблема – рабочие места со средним профессиональным образованием все менее востребованы в школах. Вакансий вообще мало, но и на оставшиеся вакансии директора предпочитают брать учителей с высшим образованием. Поэтому последнее время не выделяются бюджетные места на среднее профессиональное педагогическое образование. Тем не менее в СПО есть направления, касающиеся сферной педагогики, например специальность «социокультурная деятельность». Эти выпускники идут в учреждения дополнительного образования, культуры, отдыха, туда, где есть сочетание отдыха, свободного времяпрепровождения и личностного развития. С учетом развития сферы потребления сейчас очень нужны такие направления подготовки. – Не секрет, что в обществе чиновников не любят, а чиновников от образования – вдвойне. Их считают зажравшимися, взяточниками, которые ничего полезного не делают и вообще оторваны от народа. Как вам живется в таких условиях? – Ну сейчас-то я не на госслужбе! Чин, присвоенный указом президента, у меня остался, но на новой работе он никак не учитывается и никакого значения не имеет. А раньше, конечно, был определенный дискомфорт, иногда надоедало доказывать, что ты не верблюд… Насчет «далеко от народа»… Вспоминается проект нашей команды по организации обсуждения нового законопроекта «Об образовании в РФ» летом 2011 года. Нам удалось декомпозировать закон на ряд элементарных единиц – подстатей и проблемных вопросов, которые позволяли бы выстроить общественное обсуждение. В обсуждении приняли участие 6 тысяч человек. Конечно, около 4 тысяч из них были зарегистрированы формально, по указанию начальства, но чуть больше 2 тысяч – в самом деле заинтересованные люди. Они что-то писали, предлагали, по ним выстраивались рейтинги ответов на проблемные вопросы законопроекта. Нам удалось тогда наладить какой-то диалог с педагогическим сообществом, и это реально помогло улучшить законопроект. К примеру, изначально мы забыли вписать в закон положение о запрете в школе деятельности политических партий и организаций. Кто-то это обнаружил, и сразу пошли обвинения: мол, хотят протащить «Единую Россию», всех заставят повязать пионерские галстуки, носить знаки отличия и т. д. А тут мы говорим: «Спасибо за замечание, мы его учли», вносим соответствующее положение. И так сотни раз. У многих был шок. Некоторых это оттолкнуло, некоторых, наоборот, вдохновило. Оказалось, что закон реально можно писать сообща, даже вместе с ненавистными чиновниками. Это пример того, как механизм обратной связи государства и общества может работать.- Раньше вы писали, что не держитесь за министерское кресло, что вам там некомфортно… – Почему же, в каком-то смысле очень комфортно! Там и зарплата выше, чем у ректора. Я вам могу сказать, что, когда уходил с этой работы, за неиспользованный отпуск получил больше 2 миллионов рублей. Посмотрите декларации государственных служащих. Сейчас и там неплохая зарплата.- Но за нынешнее место вы будете держаться? Каков ваш главный амбициозный план в этой должности?- За место вообще не стоит держаться. Держаться можно за идеи, за смыслы. Я недавно в МГПУ, контракт со мной подписали в конце ноября прошлого года. Мой основной план – сделать хороший городской университет. Тут акцент на «городском». То есть надо учитывать интересы города, понимать, как должна быть устроена кадровая политика с позиций развития городской социокультурной среды. И мне это сейчас крайне интересно.Я не знаю, что будет потом, когда контракт закончится… Мне тут в руки попалась книжка «Ректоры МПГУ», где про каждого из них говорится, сколько и как он работал, и обнаружил, что до 1980-х годов все ректоры работали по 4-6, максимум 7 лет, потом в 1987 году пришел Виктор Леонидович Матросов и проработал… 26 лет. Из этого, в общем, понятно, что нужно чаще меняться. – А ваших идей на 26 лет хватит?- Жизнь покажет, хотя я бы не хотел так долго работать ректором. Ведь на любом месте реализовываешь определенный пул идей, а дальше сам уже начинаешь тормозить. Я иногда в министерстве это за собой замечал, и мы с Андреем Александровичем Фурсенко даже обсуждали это. Начинаешь повторяться, и когда тебе предлагают новые идеи, ты их отвергаешь не потому, что закоренелый консерватор, а потому, что наверняка знаешь, как сделать лучше. А ситуация, возможно, уже требует нового подхода. – Собираетесь ли вы использовать ресурс движения «Учитель года» в работе МГПУ?- Да, у нас есть выпускники – победители «Учителя года» – Яна Иванцова, Антон Молев.  – А теперь еще у вас работает Дмитрий Добротин…- Возможно, мы в чем-то и поучаствуем. Вообще идея встреч студентов с кем-то из практиков очень продуктивна. Сейчас мы оборудовали студию для записи таких встреч, это онлайн-площадка в режиме классной комнаты со всем необходимым презентационным оборудованием, камерами. Тут можно записывать лекции, проводить мастер-классы. Я должен сказать, что записанные и размещенные в Интернете лекции – это и для нас вызов. Глупо не использовать этот ресурс, но и отказываться от потенциала живого человеческого общения тоже не стоит. Я думаю, что мы сами будем записывать лекции, делать к ним контрольные задания, засчитывать студентам курсы, пройденные в некоторых других широко известных обучающих интернет-системах.   – Еще недавно вы были законотворцем, а сейчас оказались в роли исполнителя. Заметили ли вы свои недоработки, столкнувшись с законом об образовании и другими нормами на практике?- Когда я начал работать статс-секретарем, была создана комиссия, которую возглавлял известный юрист Вениамин Федорович Яковлев. Ему под 90 лет, но он до сих пор один из самых авторитетных юристов. Однажды он так сказал: юрист – это человек, который оформляет общественную потребность в норму права. Это очень правильно,  ведь далеко не всегда законодатели могут внятно сказать, какая общественная потребность стоит за той или иной заданной ими нормой. У нас в Законе «Об образовании в РФ» есть несколько интуитивных вещей, которые будут требовать конкретизации, уточнения и более строгих подзаконных актов. Например, сетевое взаимодействие образовательных организаций, смешанное обучение. Было время, когда мы вообще хотели эту статью «убить», но, к счастью, этого не сделали. Я, уже будучи ректором, подписал два договора о сетевом взаимодействии, один из них с ВШЭ. Мы обмениваемся некоторыми образовательными курсами.Вместе с тем есть нормы, которые ликвидировать не удалось. Например, я считаю, что устанавливаемый государством перечень школьных учебников сейчас не нужен. Этого нет почти нигде в мире. Сейчас сложилась такая ситуация, что любая книжная компания стремится попасть в перечень, потому что это повышает общую стоимость компании, работает на ее капитализацию. В действительности, если бы не было перечня учебников, было бы, как ни странно, меньше учебников. Естественный отбор оставлял бы максимум 4-5 популярных учебников по одному предмету в 95% школ страны. Остальные учебники – экспериментальные варианты, пробы авторских школ и передовых учителей.Однако убедить законодателей в этом и отказаться от перечня не удалось. Даже несмотря на то, что механизмы экспертизы учебников год от года демонстрируют свою неэффективность. Всеобщий миф об эффективности государственного контроля никуда не уходит.В общем, я жалею скорее о том, что мы могли бы реализовать более смелые нормы, чем те, которые ввели. Не хватило решительности и возможностей убеждать. – Устраивает ли вас качество кадров вашего педагогического вуза? Все ли принимают ваши идеи?- Надо сказать, что у нас вуз молодой, мы существуем с 1995 года. И за это время к нам приходили люди, настроенные на изменения, те, кого что-то не устраивало в традиционной педагогике. Некоторые из них, например, такие как Шалва Александрович Амонашвили, сами стали основателями определенных направлений реформирования образования.    С такими людьми всегда можно обсуждать продуктивные изменения. При этом управленческая команда вуза сильно меняется. Из прежней остался только один проректор. – А как вы относитесь к профессиональному стандарту педагога? Как, по-вашему, его принятие повлияет на подготовку учителей?- По закону мы ориентируемся на федеральные государственные образовательные стандарты. Я пока не очень понимаю, чем замысел профстандарта отличается от уже существующих квалификационных характеристик. Изначально замысел профстандартов основывался на том, что  на каждую отрасль нужно задать уровни профессионального роста, систему так называемых грейдов. Должен был произойти переход от системы должностей и их характеристик к грейдам – уровням профессионального совершенствования. Однако этого не произошло, хотя в этом был определенный смысл. Сейчас профессиональный стандарт, как мне кажется, предъявляет требования скорее к образовательной организации, нежели к персонально к педагогу. Некоторые из этих требований вполне осмысленны. К примеру, понимание основ инклюзивного образования. Это в самом деле необходимо, но не прописано в действующих квалификационных характеристиках учителей.- Игорь Михайлович, вы активный участник социальных сетей. Когда находите на них время?  – Это все замечательные московские пробки! Раньше я расписывал в машине почту, сейчас ее стало меньше, и почерк уже не такой уверенный, потому общаюсь в соцсетях. Кроме того, построение обратной связи между лицами, принимающими решения, и гражданами мне интересно с исследовательских позиций. А этого как раз хватает в социальных сетях.P.S. Полную версию разговора читайте на сайте «УГ» www.ug.ru/article/728

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте