search
main
0

Ignoti nulla cupido

Стратегии выбора

Я уверен, что никто не может «спасти» своего ближнего, сделав за него выбор. Все, чем может помочь один человек другому, – это раскрыть перед ним правдиво и с любовью, но без сантиментов и иллюзий, существования альтернативы.

Эрих Фромм

 

Эрих Фромм

 

Мы часто говорим о возможности выбора в различных жизненных ситуациях. Особенно актуальной в связи с этим становится способность школьников к осознанному профессиональному выбору, которую можно считать наиболее востребованной компетенцией в современном обществе. Это важное преимущество старшеклассника. Однако вопросы о том, как действуют механизмы выбора и как он организован, не всегда для нас понятны. Возможен ли осознанный выбор профессионального будущего в школьные годы? Что необходимо для его осуществления?

Само понятие «выбор» чаще всего связывают с глаголом «выбирать». Академический словарь русского языка объясняет «выбор» как «принятие кем-либо одного решения из имеющегося множества вариантов». Действительно, осуществить выбранное решение возможно при наличии нескольких путей. Сам процесс выбора требует знания множества вариантов и осознанного вычленения одного из них. Фактически выбор можно описать как разрешение ситуации неопределенности в процессе действий при условии наличия альтернатив. В латинском языке есть устойчивое выражение «Ignoti nulla cupido» – «К неизвестному нет желания». Поэтому ориентирование в ситуации профессионального будущего дает более широкий спектр для выбора школьника.

Возможен ли случайный выбор? На практике, возможно, да. Но является ли такое действие осознанным выбором?

В природе человека заложены две стратегии выбора чего-либо. Одна из них – «на вкус» – осуществляется через перцептивные процессы благодаря полученным эмоционально-ассоциативным рядам на уровне безусловно-рефлекторных связей (по И.П.Павлову) или бихевиоральной формуле «стимул – реакция». Такая технология выбора не требует больших усилий, опыта и глубокой знаниевой составляющей. Предлагается в качестве основного критерия какой-либо один, чаще эмоциональный. Например, выбор способа существования или профессии ассоциируется с конечной картинкой успешной яркой жизни с богатством.

Имитационные действия при выборе – еще один из таких способов. При этом процесс принятия решения осуществляется благодаря подражанию кумиру, другу. Доверяя чужому успеху, мы пытаемся его повторить через похожее действие, видя себя на месте желаемого образа. Имитация также не требует информационного поля, процессов осмысления. В подобных выборах, используя эмоционально-ассоциативные ряды, мы выстраиваем иллюзорный образ предвосхищаемого будущего, не имеющий ничего общего с реалиями.

В общении со старшеклас­сниками часто проявляется интересный феномен. Ребенок очень уверен в своем выборе, не склонен к сомнениям. Высоко оценивает свои возможности и убежден в своем успехе. При этом он совсем не предпринимает усилий по подготовке, не хочет конкурировать. Подобная «капсулярность» говорит о сложившейся иллюзии «образа мечты», не соответствующей реальной ситуации. Последующие возможные неуспехи приводят к сильнейшим стрессам и даже трагедиям. Это результат эмоционального выбора, иллюзорного состояния достижимости всех желаемых задач без опоры на усилия и практические пробы. Взрослые считают, что у ребенка завышены самооценка и уровень притязаний. Но скорее можно говорить о подобных проявлениях как о защитной реакции компенсации неуверенности вследствие недостатка систематической подготовки. Иллюзии возникают там, где нет поля для практики, нет ошибок, обсуждений трудностей и путей их преодоления, анализа собственных преимуществ и недостатков, то есть представлений о пути к желаемой профессии.

Вторая важная стратегия выбора – через осмысление («на усмотрение») – формируется на основе условно-рефлекторных связей (по И.П.Павлову), получаемого рефлексируемого опыта, сложившихся представлений. Именно она предполагает развитую систему причинно-следственных связей, умений вычленять значимые критерии и факторы в процессе сравнения при оценивании вариантов перед принятием решений. Благодаря структурированию информации складываются представления об областях общественной жизни, факторах и движущих силах цивилизации. Старшеклассник способен видеть себя как носителя профессии в будущем благодаря выстраиванию временной перспективы. Он начинает видеть свою роль как члена общества, появляется понимание своего вклада в дело, понятие профессионального предназначения. Фактически это может говорить о формирующемся поле выбора на основе знаний, опыта и с учетом значимых критериев уже в старшей школе.

Возможно, что на практике школьнику очень тяжело определить одно наиболее значимое решение из множества доступных. Чтобы действовать, приходится знакомиться со всеми вариантами предложений. Благодаря их сравнению, изучению, вычленению значимых факторов и субъективных индивидуально-личностных особенностей школьник учится предпринимать осознанный шаг – самостоятельное решение о выборе будущего. Во многом принятие подобных решений – волевой шаг, требующий сосредоточенности, ответственности и усилий. Сложность данного действия состоит в том, что выбор может приближать, а может и отдалять нас от цели. Частые сомнения, страх, колебания и даже лень – признаки нерешительности ребенка, которому нужна помощь взрослых. Слабость волевых процессов говорит о недостаточности системы представлений, слабой информированности, отсутствии предпрофессиональных проб и общения с академическим сообществом в лице вузов. Используя проект «Университетские субботы», Президентская академия стремится создать поле вариативного выбора. Но, кроме этого, нужна система критериев выбора, того, что важнее, интереснее. Необходимо научить ребенка бороться с неопределенным многообразием примитивных ассоциативных форм картинок, стереотипов и иллюзий. Старшеклассников нужно учить выбирать. К неизвестному нет желания.

Елена УЛУНЯН, психолог, эксперт, победитель конкурса «Грант Москвы»-2008, ведущий сотрудник ЦКРОО РАНХиГС

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте