search
main
0

Иероглифы под землей

Книга послужила началом для школьных проектов

С учителем русского языка и литературы Маргаритой Лихачевой и ребятами из 10‑го «А» класса четырнадцатой школы Великого Новгорода мы подскакиваем на ухабах. Участок дороги от поселка Шимск до села Медведь Шимского района Новгородской области – испытание для машины.

– Это еще ямочный ремонт тут, говорят, сделали, – сообщаю я Маргарите Васильевне. – Что ж тут до ремонта было?!
Что тут до ремонта было, я и сама видела. Ровно год назад ехала по этой же дороге в то же село Медведь – познакомиться с Йосихико Мори. Директор Токийского института русского языка в селе Медведь частый гость.
– Уже десять лет Мори-сан ездит в Медведь на раскопки надгробных камней с иероглифами, – рассказываю я, уже не для Маргариты Лихачевой, а для десятиклассников. – В 1904‑1905 годах, в период Русско-японской войны, в селе Медведь, за девять тысяч километров от Дальнего Востока, был устроен лагерь для японских пленных. Почти на три тысячи человек! Единственный массовый лагерь для японцев в Российской империи. В 1908‑м из Медведя увезли в Японию прах девятнадцати пленных, умерших не из-за плохого содержания, а от ран и болезней. А надгробные камни остались. Сейчас школьники села Медведь и Йосихико Мори ежегодно ведут раскопки с целью поиска камней. Камни ищут под слоем песка на местном старинном кладбище. Из девятнадцати камней нашли двенадцать. Осталось семь.
– Надо же! – комментирует водитель нашей машины. – А как японцев в село Медведь занесло?
Рассказываю три исторические версии. По одной из них, Аракчеевские казармы в Медведе вмещают более трех тысяч человек. Огромные красные кирпичные казармы с двухсотлетней историей сохранились до наших дней. Сегодня ребята из 10‑го «А» их увидят.
Приезжаем в Медведь. Нас встречают гостеприимные хозяева – глава Медведской администрации Инна Боченкова и Виктор Иванов, бывший директор Медведской школы, ныне педагог и руководитель краеведческого кружка. Виктор Николаевич – автор двух краеведческих книг по истории села Медведь. А вот и новые гости! Шесть часов на машине добирались сюда из города Пестово педагоги Лилия Артамонова, Дмитрий Лашков и ученики школы №2.
Пестовчане и делегация новгородской школы №14 впервые будут принимать участие в раскопках по поиску надгробных камней японских пленных. Виктор Иванов проводит для гостей экскурсию по территории Аракчеевских казарм. Казармы впечатляют. Манеж был вторым по величине в Европе. Сохранность казарм вполне позволяет устроить здесь музейный объект. Надеюсь, когда-нибудь так и будет… Ведь в местном краеведческом музее сохранились экспонаты, относящиеся к Русско-японской войне. А доехать до этого уникального места – от Москвы ночь на поезде до Великого Новгорода, оттуда 70 километров до села Медведь.

Мори и море
Мы с новгородцами привезли свои лопаты. Пестовчане тоже взяли лопаты, щуп, спальники и газовую плитку, чтобы переночевать в Медведской школе и наутро снова взяться за раскопки.
Йосихико Мори, как все волонтеры, в спортивном костюме и с лопатой. Он привез из Японии щупы, которые издают разный звук, если натыкаются на большой камень или на маленький.
Отряд Маргариты Лихачевой за считанные минуты прорыл огромные ямы в песке.
– Сразу видно – юнармейцы! – комментирует Виктор Иванов.
10‑й «А» школы №14 стал первым школьным отрядом в новгородской Юнармии. И сюда, на раскопки, ребята приехали в полной юнармейской форме, с красными беретами.
Уже сровнялась с общей линией песка голова Лилии Артамоновой, она энергично продолжает углублять дно песчаной ямы; рядом Дмитрий Лашков. И вот камень! Но не намогильный, судя по размерам.
Во время перерыва я общаюсь с Йосихико Мори. Он очень хорошо говорит по-русски, преподает в токийском институте русскую литературу.
– Десять лет я езжу сюда на раскопки, – рассказывает японец. – В Медведе был лагерь для японских пленных. А в моем родном городе Мацуяма – лагерь для русских пленных. Там кладбище, где были похоронены русские пленные в 1904‑1905 годах. И школьники Мацуямы так же ухаживают за этим захоронением, как здесь это делают медведские школьники. Когда я был маленьким, моя мама привела меня на русское кладбище и сказала: «Здесь покоятся русские пленные. Молись за них!»
– Вы под впечатлением от этой истории стали изучать русский язык?
– Нет, не поэтому.
Заиграла какая-то ментальная струнка загадочной японской души, и Мори-сан не захотел раскрыть причину избрания им пути изучения русского языка. Но у меня сложилось впечатление, что японский русовед очень любит Пушкина. Он, например, во время нашего разговора процитировал по памяти отрывок из одного пушкинского письма.
– Почему вы приезжаете в Медведь?
– Я думаю, что должен это делать. Среди уже найденных камней с иероглифами один – моряка из Мацуямы. Я был в его доме. Дом на берегу моря. Ему было 20 лет. Он умер здесь. Это война. Я смотрел в окно его дома в Мацуяме и видел море. И представлял, как он, наверное, мечтал плавать на кораблях. А умер в двадцать лет. Он не хотел этого. Это война.

Герои моего романа
1 сентября 2018 года в Новгородской области стартовал социально-образовательный историко-филологический проект. Он поддержан Министерством образования Новгородской области и РИПР – Региональным институтом профессионального развития. Основой проекта стала книга, опубликованная на сайте «Учительской газеты». Художественно-исторический роман «Надя-сан из села Медведь» рассказывает о реальной истории существования в новгородском селе Медведь в 1904‑1905 годах уникального лагеря для японских пленных.
20 школ Новгородской области включили в свои программы книгу «Надя-сан из села Медведь». Роман изучали в рамках внеурочной деятельности по ФГОС, внеклас­сного чтения по литературе и/или истории или в рамках воспитательной работы в 7‑11‑х классах.
Новгородская гимназия «Гармония» первой разработала проект «Встретились ветка сакуры и ветка березы».
Гимназия №4 Великого Новгорода с программой «Иероглифы на камнях» в 2019 году заняла первое место на II Международном конкурсе адаптивно-инновационных методических разработок в номинации «Адаптивно-инновационные образовательные программы дополнительного образования для школьников 15‑17 лет». В программе пять блоков: исторический, краеведческий, литературный, языковой, итоговые мероприятия по культуре.
Школа поселка Уторгош Шимского района создала проект «Живые страницы истории родного края». Педагоги провели классные часы по темам культурных традиций Японии, истории японских военнопленных в селе Медведь. В рамках конкурса рисунков ученица Виктория Савина представила свои эскизы костюмов героев романа. Ребята составили словарь диалектов героев романа и словарь диалектных слов поселка Уторгош и ближайших деревень.
Школа №2 города Пестово разработала проект «Наверное, цветы расцветших вишен у дома моего уже теперь». Здесь работала мастерская дизайна японских народных кукол. На уроках изо состоялось знакомство с японскими храмовыми постройками, жилищем, костюмами, пейзажем. Учащийся 11‑го класса Сергей Аракчеев, самостоятельно изучающий японский язык, провел в начальной школе уроки «Этот сложный японский».
Школа №14 Великого Новгорода подключилась к проекту нынешней весной, но уже стала участницей раскопок по поиску могильных камней с иероглифами. Ученица Ирина Цымбалист в рамках акции «Ночь в театре» выступила на сцене Новгородского театра драмы с чтением отрывка из романа.
Свои проекты создали школа №1 города Пестово и школа №1 города Сольцы. Эти учебные учреждения были в числе восьми школ региона, которые участвовали осенью 2018 года в праздновании 10‑летия памятного места русско-японской дружбы в селе Медведь. Оригинальный проект у школы №4 Великого Новгорода. Здесь сшили кукол и создают мультфильм в стиле японских спектаклей по эпизоду из книги.
Важным итогом стало взаимодействие школ в рамках проекта. Школьники поселка Уторгош приехали в гости в школу села Медведь. Медведские школьники, а также группа учителей истории Новгородской области посетили гимназию «Гармония» Великого Новгорода, чтобы увидеть уникальную японскую инсталляцию. К проекту присоединились московская школа №1828 «Сабурово» и школа №59 Ярославля.
Автор книги «Надя-сан из села Медведь» – я, собкор «УГ» Светлана Потапова, обратившись в августе прошлого года к новгородским учителям, не ожидала такого массового отклика. Отрадно, что дети и педагоги хотят знать больше об истории Родины. Хочется, чтобы опыт новгородцев переняли другие регионы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте