search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета Год счастливого детства стартовал в Чувашии Программы магистратуры вузы России станут создавать совместно с работодателями 
0

Иду на «Грозу». Премьеры, которые стоит посмотреть

​Судя по опросам, чаще всего педагоги ходят в театр на классику. Мы подготовили для вас гид по знаковым театральным классическим премьерам 2016 года и выбрали, на наш взгляд, самые достойные и при этом ни в коем случае не скучные. В них есть место современному прочтению и эксперименту, но при этом они уважительно относятся к самому первоисточнику. Яркие эмоции гарантированы!

«Царь Эдип» (по трагедии Софокла). Театр имени Е.Вахтангова (Москва). Режиссер  Римас Туминас.Премьера спектакля состоялась на родине драматурга. Спектакль вообще оказался предельно аутентичным благодаря участию в нем греческой творческой команды: композитора Теодора Абазиса и артистов Национального театра Греции. Помните, как бы ни пытался Эдип убежать от предсказания, рок его настигает? Эту неумолимую судьбу художник спектакля Адомас Яцовскис воплотил в единственный элемент декорации – огромную трубу-каток. Сначала актер Виктор Добронравов в образе молодого и амбициозного Эдипа легко забирается на нее и попирает ногами, но чем дальше, тем труднее на ней удержаться. Труба раскачивается, катится по сцене и к финалу перемалывает большую часть героев трагедии, да и самого Эдипа. И чем больше раскачивается огромная труба на сцене, тем больше распадается «пружина» внутри героя, заплетаются ноги, опускаются плечи, горделивая речь гаснет.Еще более скупыми, но по-трагически величавыми средствами пользуется Людмила Максакова в роли Иокасты. Она беспощадна к своей героине, ведь по сюжету мифа именно Иокаста запустила цепь трагических событий: она испугалась пророчества и обрекла сына, младенца Эдипа, на смерть, лишь жалость пастуха спасает ему жизнь. Иокаста себя уже наказала – она мертва заживо, ее мимика и жесты механически бесстрастны, как у статуи, которая не совсем еще окаменела. Самым подвижным и живым в этом спектакле оказывается персонаж бессловесный, но судя по всему чрезвычайно важный для Туминаса – это юный Воин. Актер Павел Юдин подвижен как ртуть, это воплощенное поклонение Эдипу, его силе и власти. И он же шарахается от слепого царя, не в силах поверить, что его кумир низвержен. Его почти звериные метания то к хозяину, то от него поднимают важнейший вопрос: удел кумиров – подниматься на вершину и падать с нее, а что же делать тем, кто этим кумирам поклонялся? И как только мы попытаемся ответить на него, так сразу поймем, что каток судьбы не случайно зависает в финале над партером…«Гроза» (по пьесе Александра Островского). БДТ им. Товстоногова (Санкт-Петербург). Режиссер Андрей Могучий.Худрук БДТ подобрал отнюдь не классические ключи к пьесе Островского. Разглядев в ней черты народных площадных представлений, он попытался «сочинить» форму спектакля, подобную японскому традиционному театру, предположив, как мог бы выглядеть русский национальный театр, если бы он сохранил в себе черты архаической народной культуры.Партер рассекает подобный японской «дороге цветов» длинный помост, по которому персонажи проходят к сцене. Сама сцена представляет собой как бы палехскую шкатулку. Занавесы, созданные художником Верой Мартыновой на основе палехских росписей, резко открываются, развернув черную пустоту, в которой с самого начала вспыхивают белые грозовые раскаты, высвечивая одетых в черное персонажей «темного царства» и Катерину в красном платье, изначально выделяющуюся в этом черно-белом мире. Герои спектакля не говорят по-бытовому, для них совместно с композитором Александром Маноцковым специально создан ритмизованный народный говор, подчиняющий себе существование персонажей. А Борис, приехавший в Калинов из другого мира, свой текст поет как оперные арии, на эту роль специально был приглашен солист Михайловского театра Александр Кузнецов.Спектакль Могучего – очередной и значительный шаг режиссера в поисках нового «большого стиля» БДТ. Это спектакль, рационально выстроенный и обостренно тревожный, существующий в ритме барабанов, звуком которых обрамлено действие, спектакль, открывающий нового Островского, парадоксальным образом обращаясь как раз к истокам его драматургии и русской культуры в целом и дающий тем самым ответ на так остро звучащий в последнее время вопрос: живого звучания традиции возможно достичь не путем ее консервации, а через поиск и эксперимент художника. Не случайно «Гроза» Могучего выдвинута на главную национальную театральную премию «Золотая маска» аж в шести номинациях.«Пиковая дама» (по повести Александра Пушкина). Коляда-театр (Екатеринбург). Режиссер Николай Коляда.Автор инсценировки повести Николай Коляда зацепился за тот факт, что главный герой – обрусевший немец, и обыграл нюанс на полную катушку. Поэтому едва ли не половина текста произносится на немецком языке, но понятно все. Слова-то в большинстве незнакомые, но заслуженный артист России Олег Ягодин (Германн) так интонирует, что передаваемые эмоции воспринимаются «дословно». Первое явление героя – картина «немец под Москвой». В шапке-ушанке, валенках, поверх шубы платок, по-бабьи затянутый за спиной на узел. Чуть позже он принарядится, готовясь к свиданию с Лизой и с Графиней: темную ушанку сменит на белую, праздничную. Германн всегда мерзнет, и голос у него простуженный до скрипа, и предложения он не проговаривает, а выстреливает или выплевывает. Малосимпатичный персонаж. Да здесь позитивных и не найдется. Лиза тоже заурядная мещаночка. Ничего плохого в этом нет, но и ничего хорошего. Главное же, чего нет, так это любви, только притворство, причем с обеих сторон. Но оба поставили не на ту карту. Современные аллюзии спектакля не только в стремлении «за бугор» и во всесильности золотого божка (счет купюр понятен на любых языках!). В утрированной, гротесковой форме каждый из персонажей демонстрирует качество или явление, которое активно проявляется сегодня, сейчас. Будь то бессмысленное времяпрепровождение части молодежи (карты и компьютерные игры из одного лагеря ухода от реальности), девичьи грезы о принце (чтобы любил и богатым был) или бездеятельные страдания на тему, как из «я-ничто» превратиться в «я-все».Но вербальный уровень лишь один из многих равноценных составляющих  творений Коляды. Музыкальный строй, пластическое решение, фантазийно построенные мизансцены, визуальная картинка, актерская игра и как итог та нематериальная субстанция, которая со сцены распространяется на зрительный зал, словно некая энергетическая волна, и вызывает мощный эмоциональный отклик.      «Я его знаю» (по новеллам книги Светланы Алексиевич «Время секонд-хенд»). На сцене арт-кафе «Вишневый сад» (Сергиев Посад) и других площадках. Режиссер Александр Демахин.После присуждения Нобелевской премии по литературе 2015 года Светлану Алексиевич смело можно считать современным классиком. Кто-то из учителей включает ее книги в списки для внеклассного чтения. А вот на сцене Алексиевич ставят нечасто: поставить ее документальную и жесткую прозу возьмется не каждый. Драматург и режиссер Александр Демахин  неудобной правды никогда не боялся и выбрал истории, рассказанные писательницей, для постановки эскиза спектакля в театральной лаборатории «Современная поэзия и проза», которую весной этого года в Курганском театре драмы проводил театральный критик Павел Руднев. Это два монолога современников – молодых мужчины (русского парня, прошедшего через страшные армейские будни начала 1990-х) и женщины (армянки, ставшей женой азербайджанца в годы национальной резни), которые странным образом дополняют друг друга.Эксперимент стал полноценным спектаклем, который был показан, правда, всего 6 раз на театральных площадках Кургана, Сергиева Посада и Москвы. Дело, помимо прочего, в том, что исполнители главных ролей – Анна Сараева и Константин Галушин – курганские артисты и должны специально приезжать в другие города, чтобы отыграть спектакль. Но все трудности того стоили. При отсутствии каких-либо декораций и мизансцен, в камерном пространстве (на расстоянии нескольких шагов от зрителей) актеры все внимание сосредотачивают на интонации и скупой пластике. Они рассказывают свои истории, как на исповеди, как лучшему другу, как Господу. Соврать тут нельзя даже на миллиметр. И с этой труднейшей режиссерской задачей они замечательно справляются. И вот уже ты на месте девушки, которая полюбила не в то время и не в том месте (оказывается, такие бывают!). Которая носит долгожданного первенца под сердцем, прячась по чердакам и подвалам, чтобы не зарезали бывшие друзья и соседи. Или это ты сын военного до мозга костей, который мечтает, чтобы он повторил подвиг Мересьева. А на дворе, между прочим, первая чеченская, и гробы с русскими мальчиками текут свинцовой рекой…      «На дне» (по пьесе Максима Горького). Нижегородский академический театр драмы имени Горького (Нижний Новгород). Режиссер Валерий Саркисов.В конце года в Нижегородском театре драмы имени Горького прошли предпремьерные показы спектакля «На дне». Столичный режиссер Валерий Саркисов предложил собственную версию хрестоматийной пьесы в городе, где она родилась. «Самое главное, что мы попытались сохранить, – это юмор Горького, – признается режиссер. – Мне хотелось поставить веселый, умный и драматичный спектакль про всех нас, а не про персонажей, которых принято называть отбросами общества».Новая интерпретация призвана сломать стереотипы и изменить представление о творчестве Горького. Текст оставлен без изменений (спасибо, что не тронули!), но хронотоп абсолютно изменен. На сцене вовсе не ночлежка, а трубы, лестницы и ударная установка, в продолжение действия звучит джаз – меломаны легко узнают темы Дюка Эллингтона. Обитатели ночлежки мало напоминают бомжей начала ХХ века – их обноски в видении художника Андрея Климова выглядят вполне современно и даже стильно.«Оказаться на дне может каждый, от сумы не зарекайся!» – говорит необычное сценическое решение. И зрители невольно примеряют горьковские образы на себя, тем более что люди за минувшее столетие мало изменились. В спектакле нет главного героя, каждый образ получился ярким, и все без исключения персонажи вызывают сочувствие. И в этом главный пафос новой постановки.Наш опросКакой спектакль 2016 года произвел на вас самое сильное впечатление?Елена САВЧУК, педагог дополнительного образования, Москва:- Самое сильное впечатление произвела постановка Константина Богомолова «Князь» в Ленкоме – очень отдаленная интерпретация «Идиота» Достоевского. Правда, исключительно негативное: режиссер сделал добро злом, черное – белым. Мышкин вообще стал князем тьмы. Бедный Достоевский!Юрий САВЕЛЬЕВ, учитель математики, Екатеринбург:- Мне понравились несколько постановок в Коляда-театре. Например, «Пиковая дама», там играет очень сильный актер Олег Ягодин. Совершенно неожиданный взгляд на повесть из школьной программы! После спектакля я тут же полез перечитывать Пушкина и открыл для себя много нового.Спектакли смотрели Светлана КОЗЛОВА, Вадим НАДЕЖДИН, Марина РОМАНОВА, Вера КОСТРОВА, Татьяна ЕФЛАЕВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте