Хотя работу «школ полного дня» и называют экспериментом, на самом деле это никакой не эксперимент – это поэтапный их перевод на такой ритм работы, когда для детей создаются условия, как бытовые (питание, отдых, занятия спортом, оздоровление), так и образовательные, когда во второй половине дня они могут получить все необходимые образовательные услуги.
Перед началом нынешнего учебного года мы предложили всем московским школам, во-первых, рассказать о своей работе (не секрет, что в столице уже есть немало школ, которые работают как «школы полного дня»), во-вторых, заявить о своем желании работать по такой форме. Оказалось, что в целом в городе свыше 200 школ готовы к такой работе. Для чего нам потребовались такие заявки и информация? Прежде всего для того, чтобы сделать все для нормальной работы таких школ и обеспечить соответствующее финансирование.
Могу сказать, что этот проект очень дорогой, двухразовое питание (горячие завтрак и обед) всех ребят и занятия в секциях, кружках, студиях во второй половине дня финансируются из бюджета города. Для этого требуется от 2 до 3,5 миллиона рублей на каждую школу – в зависимости от количества детей. Родители совсем не платят за занятия во второй половине дня. Иначе говоря, им оказывают бесплатные образовательные услуги.
«Школе полного дня» дополнительно выделяются от 20 до 30 ставок для работы во второй половине дня. Кстати, если один ребенок занимается, скажем, в музыкальной школе, другой – в художественной, третий посещает бассейн, то нет никаких проблем: в любое время они, могут уйти на занятия. Главное, чтобы родители и школа знали, что в такое-то время и в такие-то дни у них есть занятия вне «школы полного дня». Иначе говоря, никакой «обязаловки», какая была и есть у продленки, в «школах полного дня» нет. Это значит, что школа должна так заинтересовать ребенка, предложить ему такие занятия, такой отдых, чтобы ему было интересно, комфортно и он не хотел бы покидать ее стены в течение всего дня. Не буду говорить, как это важно для родителей, которые, естественно, беспокоятся о том, как их дети проводят свободное время. В «школе полного дня» им гарантировано, что дети будут под присмотром, будут нормально учиться и духовно обогащаться.
Что такое в принципе «школа полного дня»? Это новая модель учебного заведения, в которой самым удачным образом сочетается обычное общеобразовательное учреждение (средняя школа, школа с углубленным изучением ряда предметов, гимназия и так далее) с учреждением дополнительного образования. Образовательные школы с кружковой и секционной работой во второй половине дня у нас всегда были традицией. В последние годы развивается сеть платных дополнительных образовательных услуг во второй половине дня. Но такой модели, когда ребенок все получает по полной программе и в первой, и во второй половине дня, но при этом бесплатно, пока еще не было.
Возникает вопрос: а почему образовательных учреждений в Москве более двух тысяч, а «школ полного дня» всего чуть более 200? Потому, что мы не хотим форсировать этот процесс. Поспешишь – не только людей насмешишь, но и дискредитируешь такую важную и нужную идею.
Комментарии