Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Идея сложная, но реально реализуемая

Учительская газета, №4 от 30 января 2007. Читать номер
Автор:

Любовь КЕЗИНА, руководитель Департамента образования: – Для нас окончание конкурса и выявление победителей конкурса «Строим школу будущего» – повод не только подвести некоторые итоги, но и наметить шаги по продвижению этой работы в 2007 году. Как известно, когда мы предложили построить такую модель на одном из заседаний правительства Москвы, Юрий Михайлович Лужков горячо поддержал эту идею и призвал позже своих коллег – губернаторов других регионов принять участие в работе. Но пока предложений из субъектов РФ о сотрудничестве мы не получили. Понятно почему – работа эта сложная, требующая мобилизации сил, интеллектуальных ресурсов, и решиться на нее может пока только Москва, которая имеет и силы, и ресурсы, и поддержку первого руководителя столицы.

Что меня настораживало в конкурсе: то, что школы-участники не всегда знали о тех критериях, по которым оценивали их выступления. Сегодня очень важно определить, что мы должны взять с собой из школы настоящего в школу будущего, что добавить в школу настоящего, чтобы такую школу создать. Ведь модель «Школы будущего» будет состоять из нескольких школ. На базе одной может реализовываться одно направление, на базе другой – другое, в третьей – третье и так далее.

Для сегодняшнего московского образования очень злободневно создание межшкольных объединений, потому что, к сожалению, снижение демографического роста сказалось на системе образования так, что потеряно уже более 300 тысяч учащихся. Школьные здания, которые по проектам были рассчитаны на 500-600 человек, сегодня имеют в своих стенах около 200 учеников. Если в прошлом учебном году от 150 до 300 человек учились в 414 школах, то в нынешнем количество таких школ возросло. Поэтому иногда бывает страшно, когда школа кажется пустой, так мало в ней учеников.Такая ситуация не грозит нашим школам-новостройкам, которые возведены в местах массового жилищного строительства, а вот в старых районах Москвы она налицо. Как выживать таким малым школам? Только объединяя их с большими, куда население стремится отдать своих детей, записываясь в очереди чуть ли не с ночи, чтобы пройти конкурс. Уже сейчас ко мне обращаются люди с просьбами по устройству детей в престижные школы, хотя до приема еще чуть ли не год. Гибкие межшкольные объединения решат для Москвы сразу несколько проблем. Во-первых, престижные школы поглотят школы слабые, неавторитетные среди родителей, где нет нужного количества учащихся. Во-вторых, решится кадровая проблема, потому что 150 учеников не дают возможности учителю иметь нагрузку для получения достойной зарплаты. Как один из вариантов для «Школы будущего» создание межшкольных объединений может подойти.

Что касается эпистематек, то это скорее можно отнести к обновлению содержания обучения, работу в этом направлении нужно продолжать, систематизировать то, какие информационно-технические ресурсы нужны для решения этой задачи – создания эпистематек, чтобы это было более доступно и более понятно всем педагогам. Когда мы что-то новое даем столичным педагогам, то должны говорить с ними на одном языке. Нам надо решить, что нужно дать школе, которая будет работать в этом направлении.

Я согласна с тем, что изменения содержания образования (а сюда входит все – и стандарты, и учебные планы, и программы, и учебники, и учебно-дидактический материал) нужны, но при этом нужно очень точно и конкретно определить, какими должны быть эти изменения. Например, мы в Москве (как показала жизнь, правильно сделали) не стали вводить ни в учебные планы, ни в жизнь школ уроки православия, хотя в некоторых регионах их ввели. Я выдерживаю немалое давление, подвергаюсь критике со стороны церкви, но в Москве уроки православия мы вводить все равно не будем. Тем более что Общественная палата признала наши действия и действия министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко абсолютно правильными. Вот так и дальше нам нужно говорить не в общем обо всем, а конкретно о каждом шаге по изменению содержания.

Думаю, нам необходимо использовать зарубежный опыт, в частности, опыт Китая, сегодня компьютеризация в китайских школах идет так, как нам и не снилось. На парте у каждого китайского ученика стоит компьютер, в школьной библиотеке до семидесяти компьютеров, подключенных к интернету, там в каждой школе спортивные залы, бассейны. Поэтому учить китайский язык нужно, изучать китайский опыт образования необходимо, но строить при этом собственную систему образования, учитывающую наши традиции и наш опыт.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту