search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой ОГЭ по русскому языку: как пройти итоговое собеседование Ситуация с 9-летней студенткой МГУ Алисой Тепляковой вновь привлекла внимание общественности Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Тайный дневник, 1900 км, 600 человек: девятые сутки под Волгоградом ищут пропавшую школьницу Международный день объятий, который отмечают 21 января, – праздник не новый, ему 35 лет

Идея. Проект. Модель

Путь в большую авиацию

Сегодня в стране существует явная нехватка инженерно-технических работников, и в первую очередь рабочих кадров, соответствующих сегодняшнему уровню развития нашего общества. Если недавно мы говорили о том, что находимся в периоде выживания России, то сейчас мы выходим на международную арену и должны предоставить конкурентную продукцию, внедрять передовые инновационные технологии, нанотехнологии, а для этого нужны соответствующие кадры. А их на сегодняшний день у нас, к сожалению, нет…

Из выступления Президента Российской Федерации Владимира Путина

 

Инженерно-техническое образование сегодня формирует экономический потенциал страны и актуально в условиях стремительного развития науки, техники и производственных технологий. Вопросы инженерной подготовки обсуждаются на государственном уровне и являются приоритетными в государственной образовательной политике, поэтому воспитание интереса школьников к техническим специальностям – важная задача подготовки инженерных кадров и рабочих специальностей.

Проект направлен на:
– обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с перспективными задачами развития общества и с меняющимися запросами на целенаправленную профессиональную ориентацию учащихся;
– начальную инженерную подготовку, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение учащихся средствами научно-технического творчества;
– развитие важных личностных качеств гражданина, имеющего внутреннюю мотивацию к профессиональной самореализации в авиационной сфере.

 

Оригинальная идея

Путь в авиацию начинается с детства. Современные требования к начальной инженерной подготовке, положенные в основу проекта, предполагают развитие инженерно-технического мышления, приобретение специальных знаний, умений и подготовку будущих профессионалов, способных к исследовательской, проектной и предпринимательской деятельности. Этому способствуют метапредметные связи в предметных областях физики, аэродинамики, инженерного дела, компьютерного моделирования, инженерной графики.

Вовлечение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность имеет воспитательное значение, так как создает условия для реализации их творческого потенциала, расширяет кругозор и знакомит с историей развития техники и ее создателями – инженерами-конструкторами, с многообразным миром профессий, стимулирует развитие важных личностных качеств настоящего гражданина своей страны, вырабатывает целеустремленность и сильную внутреннюю мотивацию для непростого труда на пути к профессиональной самореализации.

 

От задумки – до результата

Цель проекта: вовлечение школьников в авиационную отрасль с целью интеллектуально-творческого воспитания, ориентации на достижение успеха каждым учащимся, профессиональной ориентации с целью создания условий для самореализации.

Задачи проекта:
1. Воспитать будущие инженерные кадры с высоким уровнем знаний, интеллекта и патриотизма:
– формировать морально-нравственные и волевые качества личности: умение работать и действовать индивидуально и в коллективе, знание своих прав и обязанностей и умение их использовать, умение принимать и защищать свою позицию, готовность к участию в общественных делах, настойчивость, воля к победе не только на соревнованиях;
– включить каждого участника проекта в воспитательные ситуации, формирующие целеустремленность, трудолюбие, усидчивость, самодисциплину, уважительное отношение к трудовой деятельности человека, позитивные отношения внутри детского коллектива, стимулировать участие в конкурсах гражданско-патриотической тематики;
– формировать осознанное отношение к базовым ценностям: патриотизм и любовь к Родине, защита прав и свобод человека и гражданина, знание символики Российской Федерации, национальное самосознание, уважение чести и достоинства других граждан, гражданственность.

2. Ориентировать учащихся на реальную деятельность – техническое творчество:
– осуществить начальную инженерную подготовку в предметных областях «Инженерное дело», «Физика», «3D-моделирование», «Инженерная графика»;
– дать представление об инженерно-технических профессиях в авиационной отрасли, осуществить профессиональные пробы;
– научить проектировать, изготавливать, регулировать и эксплуатировать беспилотные летательные аппараты – радиоуправляемые и свободнолетающие авиамодели.

3. Формировать положительную мотивацию для изучения авиационных и технических дисциплин, связанных с аэрокосмической отраслью:
– углубить знания учащихся в предметных областях «Физика», «Инженерное дело», «Компьютерное моделирование и инженерная графика», изучить историю развития авиации в СССР, в современной России, зарубежной авиации, роль и вклад выдающихся ученых, главных конструкторов и КБ в становление и развитие авиации;
– реализовывать дополнительные общеразвивающие программы и программы индивидуальной педагогической работы с талантливыми учащимися (что необходимо в аэрокосмическом образовании);
– формировать у учащихся теоретические знания и практические навыки чтения и выполнения чертежей, создания эскизов деталей и навыки работы с модельными материалами, такими как пенопласт, бальза, сосна, бумага, авиационная фанера, композитные материалы, лавсановая пленка, синтетические смолы и клеи, навыки работы с ручными инструментами – ножницами, ножом, напильниками, ножовкой, тисками, – изготовления несложных деталей на станочном оборудовании, а также пользования измерительным инструментом;
– использовать в образовательном процессе ручной инструмент: ножницы, напильники, ножовки, тиски, станочное оборудование, измерительный инструмент, авиа­симуляторы (авиационные тренажеры), модельные материалы (пенопласт, бальза, сосна, бумага, авиационная фанера, композитные материалы, лавсановая пленка, синтетические смолы и клеи).

4. Поддерживать соревновательный дух, спортивный интерес средствами поощрения:
– вручение дипломов, наград, присвоение квалификационных спортивных разрядов;
– воспитание морально-волевых качеств (настойчивость, воля к победе не только на соревнованиях), развитие пространственного, логического, креативного мышления, научение работать в команде и выстраивать конструктивные взаимоотношения в коллективе.

5. Обеспечивать возможность занятий во время каникул и в выездных лагерях, что делает возможным непрерывность обучения и воспитания методом погружения:
– формировать умение планировать работу, рационально распределять время, анализировать и оценивать результаты деятельности;
– воспитать целеустремленность, трудолюбие, усидчивость, самодисциплину, уважительное отношение к трудовой деятельности человека, культуру труда, умение общения в коллективе.

В ходе реализации проекта занятия проводятся в разноуровневых группах, которые формируются по возрастам, способностям и уровню подготовки учащихся. Работа в группе – обязательное условие успешности проекта, ведь авиамоделизм – командный спорт, где дисциплина, умение общаться, работать в команде и неконфликтность превыше всего.

На первых занятиях ребята с помощью педагога собирают свою первую свободнолетающую модель. С каждым следующим занятием задания меняются, модели усложняются. Однако спустя несколько занятий и после реального запуска моделей самолетов уровень технического мастерства у ребят повышается, возрастает интерес собрать модель сложнее, интереснее, чтобы она пролетела дальше и выше. С чем это связано? С тем, что периодически проводятся самостоятельные работы (постройка модели полностью без помощи педагога), различные викторины и внутренние соревнования между своими ребятами, что развивает соревновательный интерес и спортивный азарт.

От свободнолетающих моделей плавно переходим к радио­управляемым. Радиоуправляемые модели – сложный, но интересный класс моделей самолетов.

Перед первыми самостоятельными запусками своих самолетов ребята должны пройти виртуальную летную школу – так мы называем наш авиасимулятор.

После успешного окончания курса виртуального пилота ребята со страхом, но с большим энтузиазмом вместе с педагогами выезжают на первые запуски радиоуправляемых моделей.

Важный этап в реализации проекта – выездные соревнования. Подготовка к ним длится 2-3 месяца.

 

Реализация

Основными инструментами реализации проекта являются:
– использование материально-технической базы (мини-циркулярная пила, настольные электролобзик, сверлильный, токарный и фрезерный станки, мини-бормашина, заточной станок, 3D-принтер);
– внедрение дополнительных общеразвивающих программ «Авиамоделирование для начинающих» ознакомительного уровня и «Авиамоделирование» базового уровня подготовки;
– внедрение современных технологий организации образовательного процесса (ИКТ-технологии, технологии личностно ориентированного, дифференцированного и разноуровневого обучения, технологии проектной и научно-исследовательской деятельности);
– публичная презентация результатов обучения и достижений участников проекта.

Работа в этом направлении позволяет выявить скрытые способности ребенка и развить их, сформировать на раннем этапе развития мотивацию, интерес, начальные знания, умения и навыки с целью расширения представлений о мире профессий, научить оценивать свои возможности и добиваться поставленной цели. Начальная инженерная подготовка, развивающая у детей основы инженерно-технического мышления, позволяет приобрести дополнительные теоретические знания и практические умения, помогает выбрать свою будущую профессию.

Игорь ПОРТНЯГИН, Кирилл ИНДЮКОВ, педагоги дополнительного образования детско-юношеского центра «Виктория»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте