Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Теория и практика

Идея, что ведет нас вперед

От медиатворчества к профессии
УГ - Москва, №38 от 21 сентября 2021. Читать номер
Автор:

Современные подростки для коммуникации, обучения и развлечения активно используют многочисленные интернет-ресурсы, что актуализирует важность осознанного медиаповедения, ответственного отношения к потреблению и созданию медиапродукта. С этой целью одним из ключевых направлений в программе воспитания школы №1287 является формирование медиакультуры молодого поколения.

С 2015 года в нашей школе работает пресс-центр, в состав которого входят радиостудия, газета «Идея», телестудия «Идея». Участие обучающихся в творческом процессе имеет воспитательный и образовательный эффект, открывает новые возможности и формирует у обучающихся медиакультуру, soft- и hard-компетенции, которые в будущем помогут им реализовывать самые яркие проекты, стать востребованными на рынке труда и социализированными в обществе.

Потребность в быстром восприятии и анализе большого объема информации, оперативность в принятии осознанных и ответственных решений, формирование собственной точки зрения и умение ее отстаивать – все это требует постоянного творческого развития. Учитывая эту потребность, школьный пресс-центр ежегодно принимает активное участие в мероприятиях для детских СМИ и юных журналистов. Обучающиеся неоднократно становились победителями и призерами конкурсов ШНТ, РДШ, «НашПресс», ЮНПРЕСС, участвовали в проектах Московского образовательного канала.

Медиаобразование детей – это процесс, направленный на развитие творческих личностей. Участие в работе школьного телевидения, радио, SMM позволяет детям и подросткам раскрывать свою индивидуальность, расширять кругозор, гармонично развивать умственные, творческие способности, погружаться в мир прекрасного и инновационного, изучать правила создания медиаконтента. В школе №1287 функционируют подразделения дополнительного образования «Юный радиожурналист» (12‑18 лет), «Кино- и видеотехника. Основы видеомонтажа» (12‑18 лет), «Мультимедийная журналистика» (12‑18 лет), «Тележурналистика» (12‑18 лет), в которых занимаются около 150 детей.

Дети младшего школьного возраста – участники объединения «Маленькая редакция», охотно включаясь в роль корреспондента, учатся этике общения и написания текста, применению звукозаписывающей техники, осваивают другие сферы медиатворчества (фото, видео, сторителлинг, разнообразные литературные формы), формулируют креативные идеи и придумывают способы их реализации. Все происходит естественно и непринужденно, очень часто в процессе игры, где для ребенка важна самостоятельность. Медиатворчество предоставляет ему простор для открытий, познания нового, созидания, анализа и исследования, взаимопонимания и возможность совместной работы в команде.

Наши маленькие юнкоры участвуют в московском детском чемпионате KidSkills (компетенция «Мультимедийная журналистика»), ежегодно создавая современный контент в виде лонгрида на социальную тематику, постоянно совершенствуя свои навыки. В этом году наша команда (два человека) также собирается принять вызов и уже готовится к чемпионату, который начнется в сентябре этого года.

По прогнозам HR-специалистов, в ближайшие годы возникнет спрос не на определенные профессии, а на навыки и компетенции (например, продюсирование мультимедийных материалов, визуализация и обработка данных, медиаменеджмент, дизайн эмоций). Но уже сегодня обучающиеся попробуют свои силы и могут «прокачать» компетенции на чемпионате WorldSkills Russia («Фотография», «Видеопроизводство»).

Для подготовки к конкурсу благодаря сотрудничеству с колледжами Москвы (Московский государственный образовательный комплекс, колледж автоматизации и информационных технологий №20) обучающиеся имеют уникальную возможность учиться у профессионалов (мастера и педагоги колледжа) и пользоваться профессиональным оборудованием. В рамках проекта «Профессиональное обучение без границ» ежегодно около 180 человек получают свидетельство о профессиях «фотограф», «оператор видеозаписи», «оператор ЭВМ (веб-дизайн и разработка)», «исполнитель художественно-оформительских работ (графический дизайн)».

Для ребят с особыми образовательными потребностями совершенствование профессиональных навыков возможно в рамках Национального чемпионата «Абилимпикс». Благодаря работе, организованной оргкомитетом чемпионата, участники могут посетить консультации и получить помощь экспертов в процессе подготовки к чемпионату. В 2019 году на всероссийском (финальном) этапе обучающийся школы №1287 занял второе место и получил серебряную медаль в компетенции «Издательское дело. Верстка».

Развитие медиаобразования тесно связано с изучением и применением важнейших классических приемов создания медийной информации корреспондентами, операторами, актерами, режиссерами программ. Совместно с управляющим советом школы в рамках клуба старшеклассников организуются встречи с представителями профессий, на которых ребята общаются с успешными людьми, узнают секрет их успеха и получают рекомендации для выстраивания собственной траектории развития (по результатам поступления ежегодно около 15% выпускников школы продолжают обучение по профилю «журналистика и медиакоммуникации» в вузах – МГУ, МГИМО, РГГУ, МГИК, ВШЭ, РАНХиГС).

За прошедший учебный год были организованы встречи с телеведущим и телепродюсером Леонидом Якубовичем, актрисой Юлией Пересильд, предпринимателем, президентом Международного фонда искусств имени С.Д.Эрьзи Михаилом Журавлевым, певицей Максим.

Учитывая немаловажность массового медиаобразования, благодаря передовому развитию столичного образования в 2020 году Департаментом образования и науки дан старт новому проекту «Медиакласс в московской школе» и начата поэтапная работа по организации предпрофильного обучения в каждой школе. Данный проект осуществляется при тесном сотрудничестве с ведущими вузами страны – Московским государственным университетом имени М.В.Ломоносова, Московским государственным институтом международных отношений, Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики», Государственным институтом русского языка имени А.С.Пушкина, Московским городским педагогическим университетом, Российским государственным университетом имени А.Н.Косыгина, Московским педагогическим государственным университетом и другими. Для повышения культуры речи и навыков публичного выступления учащихся планируется участие театральных вузов столицы – Театрального института имени Бориса Щукина и Российского института театрального искусства (ГИТИС).

В медиаклассах будут готовить специалистов, обладающих компетенциями для создания уникального высококачественного мультимедийного контента. Осваивать медианавыки ребята будут в самых современных школьных медиастудиях.

В рамках проекта медиаобразование должно прийти в каждую московскую школу.

Инесса БОХОНСКАЯ, директор школы №1287

 

Мнения

Певица Максим:

 – Информационные технологии давно проникли в нашу жизнь в виде социальных сетей, мобильной связи, это привело к появлению неконтролируемых потоков информации и мощному воздействию на формирование мировоззрения не только у взрослых, но и у школьников. Поэтому современная школа просто обязана включить в образовательный процесс вопросы обучения медиаграмотности школьников для формирования умений адекватного восприятия и правильного отношения к информационному потоку.

 

Юлия ПЕРЕСИЛЬД, заслуженная артистка Российской Федерации, лауреат Премии Президента Российской Федерации:

– Кем вы будете – журналистами, педагогами, юристами, бизнесменами или просто обычными людьми? Вы обязательно добьетесь своей цели и вас услышат, если сможете четко формулировать свои мысли, расставить смысловые акценты, использовать логику речи и словесную импровизацию, то есть в нужное время и в нужном месте найдете нужные слова!

 

Елена КУЗНЕЦОВА, заместитель директора Городского методического центра ДОНМ, руководитель проектного офиса:

 – Развитие медиакультуры у школьников должно происходить за счет проектных форм обучения и использования медиа­образовательных методик. Работа педагогов, наиболее активно влияющих на школьников, невозможна без системы обучения учителей, как трансляторов медиакультуры и носителей медиа­грамотности, а также обеспечения их как гуманитарной, так и технической базой для развития собственной медиакультуры. И здесь, как говорится в известном произведении Льюиса Кэрролла: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!»


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту