2010-2011 учебный год стал одним из самых интересных периодов в жизни педагогического коллектива детского сада №1790.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы, новый законопроект «Об образовании в РФ», государственная программа «Столичное образование на 2012-2016 гг.» и другие новые документы по модернизации системы образования позволили нам иначе взглянуть на воспитательно-образовательный процесс, внести дополнения и изменения в образовательную программу и программу развития учреждения, пересмотреть свои подходы к дошкольному образованию. На первое место вышли задачи по формированию компетентности педагога, повышению качества воспитательно-образовательной работы, готовности коллектива к инновационной деятельности. С большим профессиональным интересом мы следим за происходящими изменениями, ощущая свою причастность к новым процессам в сфере образования.Одним из наиболее заметных и обсуждаемых событий 2011 года стала Государственная программа развития системы образования города Москвы «Столичное образование на 2012-2016 гг.». Изучение и обсуждение этого документа происходит и в нашем коллективе. Особенно обсуждаемой стала подпрограмма «Дошкольное образование». В марте педагоги нашего детского сада приняли участие в работе творческой группы Западного окружного методического центра по обсуждению программы и внесли свои предложения и дополнения. В апреле участники творческой группы ознакомили педагогический коллектив с основными приоритетными направлениями этой программы, и совместно мы наметили мероприятия для включения их в годовой план учреждения. В сентябре в нашем коллективе состоялся педагогический совет по теме «Приоритетные направления развития детского сада в соответствии с Государственной программой развития системы образования города Москвы «Столичное образование на 2012-2016 гг.». Мы определили пути совершенствования и развития учреждения и определили для себя основные направления.Необходимо формировать новый тип мышления педагогов, ориентированный на индивидуальность ребенка и развитие его способностей.Мы понимаем, что детей, которым предстоит жить в XXI веке, ждут большие перемены в социальной, политической, научной, технической, индустриальной сферах. Некоторые навыки и знания, которые были необходимы в XX веке, уже не понадобятся современным детям в их будущей взрослой жизни. Масштабы происходящих изменений требуют непрерывной и хорошо продуманной адаптации молодого поколения. Чтобы подготовить детей к решению проблем, необходимо научить их учиться не переставая, в течение всей жизни.В связи с этим меняются и требования к педагогам, которые ориентируют их на реализацию московского стандарта качества образования. Мы решили создать в детском саду творческую группу, которая будет изучать новые документы в области образования, разрабатывать педагогические идеи, компактно и точно обобщать информацию и выносить на обсуждение коллектива. В программе отмечено, что «московские семьи имеют повышенные требования к образованию, относительно высокий уровень образования родителей и соответствующие воспитательные возможности». Необходимо максимально использовать потенциал семьи, активнее включать родителей в жизнь детского сада, повышать родительскую культуру.Воспитательно-образовательная модель в нашем детском саду основана на совместном партнерском взаимодействии взрослого и ребенка при взаимной ответственности перед ребенком и воспитателей, и родителей. Мы считаем, что профессиональная компетентность педагога в общении с семьей с целью установления между педагогами и родителями доверительных межличностных отношений, общение, взаимное уважение, принятие различий, признание важности интересов ребенка создадут основу для качественного, эффективного и партнерского сотрудничества с родителями. Мы разработали мероприятия, помогающие педагогу проанализировать опыт общения с родителями, отметить свои сильные и слабые стороны и наметить пути взаимодействия: анкетирование «Самоанализ общения с родителями»; психологическая гостиная «Навыки конструктивного общения с родителями. Коммуникативный опыт педагога»; психологический тренинг «Конфликтные ситуации при взаимодействии педагога с родителями. Способы выхода из конфликтной ситуации»; родительский интерактивный клуб, созданный в детском саду, расширит воспитательные компетенции родителей, позволит активно, эмоционально и продуктивно общаться с детьми.Одно из приоритетных направлений подпрограммы «Дошкольное образование» – удовлетворение потребностей населения столицы в доступных и качественных услугах дошкольного образования. Развитие открытой информационной среды, повышение гибкости и эффективности работы детского сада стало одним из направлений развития нашего детского сада в предстоящем учебном году. Наш детский сад работает с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Это дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, маленькие дети-инвалиды и их родители, которые требуют особого внимания, специальной предметной среды, качественной и комплексной помощи специалистов. Поэтому в нашем понимании доступность образования – это не только обеспечение наличия мест в образовательных учреждениях в территориальной близости от места проживания, но и приспособленность здания и его помещений к обучению и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья, умение педагогов двигаться по индивидуальной образовательной траектории развития каждого ребенка, использование самых современных педагогических технологий и оборудования. Для нас это очень важная задача, которой мы уделяем большое внимание. Приятно, что в программе есть разделы и конкретные мероприятия, направленные на создание условий для обучения детей с ОВЗ совместно со здоровыми детьми, планируется преемственность между различными уровнями образования вплоть до получения профессии и последующего трудоустройства. Это радует, так как без государственной поддержки, на одном энтузиазме родителей и упорстве самих детей, быть успешным в нашей жизни очень сложно.Программа «Столичное образование на 2012-2016 гг.» разработана с учетом всех актуальных проблем общества и образования и отвечает необходимым требованиям, главное из которых – системный, комплексный характер. Это документ неоценимой социальной значимости, содержание которого соответствует главному назначению программы – ориентации на индивидуальность человека, активного гражданина своей страны.Мы думаем, что с принятием государственной программы «Столичное образование на 2012-2016 гг.» многие дошкольные учреждения пересмотрят свои программы развития, станет очень актуальным объединение в профессиональные сообщества, создание стажировочных площадок, общественного совета программы, который станет анализировать ход выполнения программы, рассматривать ежегодные доклады, вносить необходимые предложения, в том числе в Правительство Москвы.Одобрения и поддержки заслуживают целевые установки программы: удовлетворение изменяющихся образовательных запросов общества и инновационной экономики; создание условий для учебной и социальной успешности каждого учащегося; обеспечение доступности дошкольного, общего и дополнительного образования независимо от территории проживания и состояния здоровья обучающихся; внедрение московского стандарта качества образования; формирование здорового образа жизни обучающихся и воспитанников. В рамках участия в реализации государственной программы «Столичное образование на 2012-2016 гг.» наш коллектив с оптимизмом смотрит вперед и верит в успех модернизации образования. Наш девиз: «Идти в ногу со временем, не боясь перемен». В будущем мы видим свой детский сад по-настоящему ДЕТСКИМ, открытым для комфортного пребывания и общения, светлым, удобным, многофункциональным, оснащенным современным компьютерным оборудованием, где с детьми работает команда единомышленников, счастливых людей, которые формируют доброжелательный психологический климат вокруг ребенка. Взрослый – это играющий, заинтересованный партнер. Он использует современные образовательные технологии, в том числе и технологии эффективного общения. Профессия педагога становится престижной. В основе деятельности лежит любовь к делу и детям. Педагог получает достойную заработную плату.Важной составляющей развития учреждения мы считаем систему дистанционного общения с коллегами всего мира по распространению опыта работы и внедрению российской системы образования в мировое образовательное пространство. Дистанционное общение и проведение виртуальных конференций предоставило бы родителям возможность получать профессиональные консультации педагогов, психологов, медицинских работников, юристов, экономистов по вопросам воспитания, развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, а педагогам – использовать лучший мировой опыт в практике своего учреждения.Выражаем огромную надежду, что все детские сады Москвы станут территорией ДЕТСТВА, где в атмосфере уважения и безусловного принятия ребенка создано воспитательно-образовательное пространство, организующее деятельность ребенка и обеспечивающее его личностное самоутверждение, где педагоги совместно с родителями направляют свои усилия на развитие малышей согласно законам природы.Татьяна ИЛЮХИНА, заведующая детским садом компенсирующего вида №1790, заслуженный учитель РФ, отличник народного просвещения, руководитель высшей квалификационной категории; Людмила КАПКОВА, старший воспитатель детского сада
Комментарии