search
main
0

Идем рука об руку с учителем

​Инновационный процесс всегда связан с переходом в качественно иное состояние, сопровождающееся тщательным пересмотром всех устаревших положений и норм.

Инновации обладают огромным влиянием на все компоненты педагогического процесса, общую структуру и деятельность педагогического сообщества в целом. Педагогические инновации предполагают личностный и творческий процесс воспитания детей, они охватывают всю сферу образования и подготовки учителя, педагога. В связи с этим каждому современному учителю начальной школы, в том числе молодому специалисту, важно иметь четкие представления о требованиях, предъявляемых на этом этапе к его деятельности. Координатором просветительской, организационной и научно-методической работы в этом направлении в округе выступает методический центр.Методический центр ЗОУО, организуя свою деятельность по этому направлению в условиях перехода на ФГОС НОО в соответствии с нормативной правовой базой федерального и регионального уровня, выстраивает свою работу на основе окружной целевой программы «Методическое сопровождение реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Западного округа». Программа включает в себя нескольких направлений, реализуемых на уровне округа, района, ОУ, и представляет собой систему мероприятий, направленных на достижение требований государства. Это прежде всего взаимодействие с пилотными образовательными учреждениями, с учителями первых классов всех ОУ, заместителями директоров по УВР I ступени, воспитателями ГПД и учителями нынешних 4-х классов, которые переходят на стандарты с сентября 2012 года. Работа по подготовке к введению стандартов идет с 2010 года. При планировании работы учитывали такие сложности, как использование педагогами различных учебно-методических комплектов, а также слабое владение теоретическими знаниями по новым стандартам.Деятельность методического центра по повышению профессиональной компетентности педагогов и руководителей в рамках подготовки к переходу на ФГОС НОО включает несколько направлений: организация работы стажировочных площадок, постоянно действующих семинаров; проведение модульных курсов и семинаров; проведение индивидуальных и групповых консультаций по запросам, подготовка методических рекомендаций, писем, размещение их на сайте центра, работа в информационных пространствах.Методисты центра провели обширную подготовительную работу по сбору и размещению на сайте необходимой нормативно-правовой базы федерального, регионального уровней, регламентирующей деятельность по внедрению ФГОС; методических рекомендаций по оформлению школьной документации. Уже разработан перечень мероприятий по апробации материалов, регламентирующих создание методических, кадровых, санитарно-гигиенических условий для полноценной реализации основной образовательной программы начального общего образования. Актуальность материалов демонстрирует количество посещений на странице сайта, например, методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода оказались самыми востребованными (30686 посещений).На базе МЦ созданы условия для предметно-содержательной подготовки педагогов по различным учебно-методическим комплектам в условиях работы при переходе на ФГОС НОО. Для организации качественной курсовой работы МЦ были заключены соглашения с методическими центрами издательств, с научными сотрудниками, принимавшими участие в разработке стандартов. В их числе профессор, руководитель Центра начальной школы Института содержания и методов обучения РАО Н.Виноградова, заместитель директора ЦИТУО по экспериментальной деятельности, заведующая лабораторией развития начального образования МИОО А.Якушкина, лауреат Премии Президента Российской Федерации в области образования А.Плешаков, лауреат Премии Президента Российской Федерации в области образования Н.Истомина, доцент кафедры русского языка МПГУ, лауреат Премии Президента РФ в области образования С.Иванов, профессор кафедры методики начального обучения Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А.Шолохова М.Соловейчик, автор учебников по литературному чтению Е.Матвеева, лауреат Премии Правительства РФ в области образования, руководитель авторского коллектива курса «Информатика в играх» А.Горячев.Помогает ознакомлению с УМК и библиотечная система АБИС «А-элита» для школ. Новаторство программного обеспечения АБИС «А-элита» для школ заключается в том, что с помощью этой системы создается единая база данных, учебно-методической и художественной литературы, имеющейся во всех государственных образовательных учреждениях Западного округа, в которых установлена программа АБИС «А-элита». Функция «Присоединенные документы» открывает возможности пользования электронными ресурсами округа, например презентациями, учебными фильмами. Программное обеспечение получили все 160 ОУ округа, проучены 168 педагогов-библиотекарей, создается единая база учебно-методической литературы округа, единая база данных художественной литературы. Технология внедрения автоматизированной библиотечно-информационной системы в Западном округе на примере АБИС «А-элита» для школ была награждена Грантом Москвы в области образования в 2011 году.Анализируя результаты анкетирования слушателей курсов на базе МЦ, следует отметить, что, по данным входного, текущего и итогового опроса, можно говорить об изменении отношения слушателей модульных курсов к стандартам, положительной динамике знаний. В то же время результаты анкетирования содержат информацию, учтенную при планировании дальнейшей работы по курсовой подготовке (замечания, предложения), а также такие разделы, как актуальные темы курсов; замечания по графику работы; темы, вызвавшие наибольшие затруднения.На диаграмме видна степень удовлетворенности слушателей курсовой подготовкой. Нам кажется этот процент достаточно убедительным.Важное значение имеет деятельность методистов в информационных пространствах. Методисты ведут работу не только на сайте МЦ, на сайте МИОО, но и на своих сайтах. Поскольку наличие информационных пространств у педагогов начальной школы есть показатель профессиональной компетенции современного учителя, в течение года методисты систематически проводили мониторинг информационных пространств с последующими консультациями.Показателями результата работы МЦ по развитию профессиональной компетентности учителей начальных классов стали:- развитие мотивации учителей начальных классов к повышению квалификации;- осознание необходимости отказа значительной доли учителей от репродуктивных методов и способов обучения;- освоение способов проектирования основной образовательной программы начального общего образования (в работе приняли участие 70% заместителей директоров по УВР I ступени, 93% директоров ОУ).Вместе с тем реализация ФГОС НОО затруднена проблемами. Одна из них – формальный подход к реализации системно-деятельностного обучения, не приводящий к принципиальному изменению в организации образовательного процесса и оценке качества образовательных достижений младших школьников. Решение проблемы, на мой взгляд, заключается в увеличении доли практико-ориентированных мероприятий по внедрению современных технологий системно-деятельностного обучения, нацеленных на качественное достижение новых образовательных результатов. Для этого была активизирована работа стажировочных площадок по этому направлению (ежемесячные районные практико-ориентированные семинары «Системно-деятельностный подход в формировании образовательной среды начальной школы как необходимое условие реализации ФГОС НОО»), проводятся мастер-классы, организаторы и кураторы которых – методисты.К другой проблеме можно отнести то, что учителя начальных классов в недостаточной степени освоили способы формирования и диагностики универсальных учебных действий. Для ее решения проводятся практико-ориентированные семинары и круглые столы на базе образовательных учреждений округа, консультации на базе методического центра и стажировочных площадок, в том числе организованы модульные курсы (12 час.) «Формирование УУД на уроках в начальной школе»; готовятся методические рекомендации, разрабатываются образцы уроков.Таким образом, методический центр, организуя сопровождение реализации новых стандартов в округе:- обеспечивает диагностико-аналитическое, нормативно-правовое, организационно-методическое и информационное сопровождение реализации ФГОС НОО в образовательных учреждениях округа;- содействует созданию единого информационно-методического пространства, способствующего совершенствованию профессионального мастерства педагогов начальной школы в условиях перехода на ФГОС НОО;- содействует созданию единого здоровьесберегающего пространства в округе, способствующего успешной реализации ФГОС НОО;- обеспечивает выявление, изучение, обобщение и распространение позитивных образцов и результатов деятельности руководящих и педагогических работников, образовательных учреждений по реализации ФГОС НОО;- обеспечивает привлечение социальных партнеров, имеющих ресурсы для организации научно-методического сопровождения по вопросам реализации ФГОС НОО;- координирует действия всех субъектов реализации ФГОС НОО, обеспечивая между ними постоянную прямую и обратную связь.Идя рука об руку с каждым учреждением, руководителем, заместителем директора, а главное – с каждым педагогом, мы надеемся, что выстроенная совместными усилиями система позволит в конечном итоге большинству учащихся нашего округа получить достойное начальное образование, определяющее их успешность в средней и старшей школе. А следовательно, найти дорогу в светлое будущее.Оксана ШУСТОВА, директор Методического центра ЗОУО, победитель конкурса «Грант Москвы» в сфере образования 2011 года

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте