search
main
0

Идеи свободы, выбора и ответственности

Нашей школе чуть больше пяти лет. Сегодня в ней обучаются 1785 школьников. Многие из них приехали вместе со своими родителями-военнослужащими из горячих точек России и ближнего зарубежья. Поэтому с первого дня нас особенно волнует вопрос: “Как обеспечить право каждого из них? Как развить способность брать на себя ответственность?”. Наверное, поэтому одной из первых программ, разработанных в школе, была программа “Гражданское образование”.
Программа “Гражданское образование” реализуется в школе как через курс “Граждановедение”, который является стержневым, так и через курсы: на I ступени – “Тайны большого мира”; на II ступени – “Мир вокруг меня” и модулях “Познай самого себя”, “Азбука социальной психологии”, “Политика и право”, “Введение в экономику”. На III ступени школы – через базовые курсы “Человек и общество”, “Введение в экономику”, “Современный мир”, “Политика и право”, которые углубляются интегрированным курсом “Я и мир”. При этом содержание названных курсов в значительной степени ориентируется как на приоритет прав и ответственности в системе гражданских ценностей, так и на умения и навыки, необходимые для осуществления своих гражданских прав. Очень помог в этом школьникам и педагогам введенный в учебный план спецкурс “Избирательное право. Избирательный процесс”. Он позволил учащимся не только углубить знания о ценностях демократического общества и государства, об основных политических правах и свободах человека и гражданина, о сущности и социальной функции выборов, принципах избирательного права и др., но и сформировать, закрепить умения избирателя, кандидата в депутаты и др. Значимость последних особенно проявилась в практике подготовки и проведения выборов в школьный (детский) парламент.
Школьный парламент был создан в сентябре 1997 г. на основе широкого представительства учащихся 5-11-х классов через демократические выборы. Дети самостоятельно при консультировании педагогов разработали общие цели, права и обязанности Детской конституции; практически реализовали волю и интересы большинства через принятие законов; проявили лидерские качества (не случайно ученик 10-го класса, председатель парламента школы N 27 Сергей Честнягин стал лауреатом областного конкурса “Лидер Дона XXI века”); испытали моральную ответственность в защите прав и свобод других людей и др.
И старшие, и младшие школьники на практике почувствовали себя гражданами демократического общества. Через свое участие в системе демократического управления школой учащиеся не только узнали, как трудно быть демократом, но и начали понимать, с какими сложностями сопряжено демократическое управление любыми крупными и разнородными группами людей. Они постигали те преимущества, которые несет демократия по сравнению с другими формами управления.
Принимая участие в жизни своей школы, выпускники чаще становятся активными гражданами. Участвуя в демократическом управлении школой, они учатся понимать долг и ответственность граждан демократического общества. Если школьнику гарантирована свобода мысли, слова, собраний и петиций, ему труднее смириться с отсутствием таких прав и свобод во взрослой жизни.
Разрабатывая программу “Гражданское образование школьников”, мы особенно много думали об условиях, обеспечивающих ее эффективность, и убедились: главное из них – учитель. Развить личность ребенка способен только учитель, сам являющийся личностью. Думаю, что среди личностных функций у учителя приоритетна ответственность. Ответственность присуща большинству учителей нашей школы. Среди них Алла Семеновна Землякова, учитель математики с 25-летним стажем. Но учит она ребят не только математике. Через внеклассную работу она развивает в них идеи свободы, выбора, ответственности.

М.КРАСНОВА,
директор МОУ средней школы N 27 имени А.В.Суворова

Ростов-на-Дону

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте