search
main
0

Идеальных учебников не бывает. Но эксперты определяют лучшие

Одна из острых сегодняшних проблем школьного образования – учебник. При общем их изобилии практически по каждому предмету хороших учебников не хватает. Проблема качества учебников волнует и учителей, и ученых, и работников органов образования.

В октябре в федеральном агентстве «Интерфакс» состоялся круглый стол на тему «Повышение качества школьных учебников и улучшение системы экспертиз учебников, входящих в федеральный перечень». Были рассмотрены вопросы: «В каком состоянии сейчас находится экспертиза учебников, предваряющая их включение в федеральный перечень? Какие меры предпринимаются Минобрнауки РФ для совершенствования процедуры его формирования? Каковы особенности проведения педагогической экспертизы учебников? На каком этапе находится разработка концепции исторического образования и какие учебники будут созданы на ее основе? Какую роль в образовательном процессе играет современный учебник?» Эти, а также другие вопросы были обсуждены участниками дискуссии. Было особо подчеркнуто, что экспертиза – дело серьезное и важное, потому что именно эксперты дают учебнику путевку в жизнь, одобряют включение их в федеральный перечень учебных пособий. В число экспертов был привлечен большой круг специалистов. Это ученые, общественные деятели, представители общественных организаций. Экспертами могут быть и авторы, и составители, у которых уже есть опыт в разработке учебников. Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Алексей Благинин сообщил, что только что запущен специальный сайт для школьников и их родителей, где они могут высказать свое мнение по поводу предлагаемых учебников. Там же можно получить всю информацию об учебных книгах, включенных в федеральный перечень, при этом любой пользователь может оставить свой отзыв. Благодаря этому система экспертной проверки будет более широкой и всесторонней. Первый зам. министра Минобрнауки Наталья Третьяк считает: «Мы не можем допустить, чтобы в перечень, а следовательно, в школы, попал плохой учебник, который может нанести вред ребенку». В прошлом году, по ее словам, в адрес министерства было подано пять судебных исков по поводу исключения ряда учебников, поскольку они понесли затраты. Но суд отверг эти претензии. «Недопустимо ставить интересы издательства выше целей образования. Интересы школьников в любом случае должны перевешивать», – сказала первый заместитель министра.Также Наталья Третьяк обещала в течение месяца выяснить ситуацию с учебником по обществознанию, где содержатся сомнительные утверждения, которые не вяжутся с общепринятыми установками относительно прав человека. Так, в одной из глав напечатано, что инвалиды с психическими отклонениями не являются личностями. Будет проведена специальная экспертиза, по итогам которой будет принято решение об учебнике. Конечно, говорили и об учебниках по истории, в которых много разночтений и различных оценок исторических событий, общественно-политических процессов, деятелей истории и политических персоналий. Было сообщено, что уже состоялась научно-историческая и культурная экспертиза этих учебников. В составе экспертов были академики, преподаватели крупных вузов, учителя-практики. На конкурс были предложены восемь линейных учебников, из них отобрали три.    Как сказал директор Института всеобщей истории РАН, сопредседатель Российского исторического общества, академик Александр Чубарьян, экспертиза должна быть абсолютно объективной. В учебнике по истории должны быть приведены разные точки зрения. Те учебники, которые не прошли экспертизу, могут быть снова представлены на конкурс, если авторы его переработали, учтя все замечания.Нужно знать, отмечали участники круглого стола, что идеального учебника не существует. Нельзя ориентироваться на старые учебники, поскольку общество развивается. Мы живем в эпоху информации и информационных технологий, когда учебник не успевает за развивающимся школьником, это надо обязательно учитывать. Он должен соответствовать возрасту детей, должен быть ориентирован на современного ребенка. Инновационные технологии доставляют любую информацию посредством копьютеров и гаджетов, однако они не могут в школе заменить учебник. Тем не менее параллельно с традиционным книжным учебником необходимо выпускать дублирующий его электронный вариант, а также методическое сопровождение его для учителя.Вместе с тем участники круглого стола подчеркнули, что ни книга, ни компьютер не могут заменить учителя, его духовной роли, его общения с ребенком в процессе передачи знаний. Хороший учебник – лишь его помощник, его инструмент, его непременный спутник.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте