search
main
0

Идеальная школа без денег – более чем фантастика

Нина ОКУНЕВА, председатель Забайкальской краевой организации профсоюза: – Забайкальский край появился на карте РФ только два года назад. По природным ресурсам это самый богатый регион России, потому что вся таблица Менделеева есть в нашей земле. При этом это одна из самых депрессивных территорий.

Идея «Новой школы» – не новация прошлого года. Еще в 2005 году при подготовке к заседанию Совета по науке и образованию при Президенте РФ вопрос о «хорошей школе» как главной ключевой социальной проблеме уже обсуждался. Годом раньше в 44 субъектах РФ был проведен общероссийский опрос населения. На вопрос, что такое хорошая школа, 34 процента респондентов сказали, что это хорошие квалифицированные учителя, 12% – внимательное отношение к детям, 14% – материально-техническое оснащение и т. д.

Сегодня президент предложил модель идеальной школы. Но построить такую школу за счет внутренних ресурсов системы образования – это более чем фантастика. Оптимизация расходов за счет сокращения психологов, социальных педагогов, изменения статуса образовательного учреждения – это полбеды. Беда в том, что ни денег, ни дорог, ни транспорта, ни интернатов. И плотность населения на один квадратный километр составляет у нас всего 2,6 человека, и рельеф у нас особенный, и климат резко-континентальный, и все это надо учитывать. Оптимизация должна идти не сверху, а снизу: востребованность и настоящее подушевое финансирование, когда, извините, в цене ребенка будет учитываться и заработная плата, и весь социальный пакет учителя, решат, какие школы закрывать, а какие развивать. Тогда и управляющие советы будут работать так, как они должны работать. Сегодня же им ни делить, ни согласовывать нечего.

Нам в крае удалось несколько оттянуть процесс всеобщего перехода на новые условия оплаты труда, удалось убедить депутатов изучить опыт других территорий. Спорили, ругались, закон приняли, но ни копейки дополнительного финансирования образование не получило, и весь переход на НСОТ ограничился тем же фондом оплаты труда, из которого на стимулирующие выплаты направляется всего 5-10%. И делят в коллективах эти крохи: кто раз в квартал, кто через месяц. Критерии оценки качества труда учителя – как говорится, кто во что горазд. ЦК профсоюза еще год назад обращался к председателю правительства с предложением установить единые критерии по всей России. Образовательное пространство у нас единое, квалификационные должностные требования единые, а труд оценивается по-разному.

Год от года увеличивается число учителей пенсионного возраста. У нас в крае этот показатель составляет 22%. В этой связи приоритетное значение приобретает проблема закрепления молодых учителей в образовательных учреждениях. Каждый год наш педуниверситет оканчивает в среднем 360-380 будущих учителей, за обучение которых заплатило государство. В школу приходит 125-188 человек. При этом уходит из школы ежегодно 400-500 педагогов, вакансии почти в таком же количестве открываются каждый год. А министр образования говорит, что все ставки педагогов заняты, вакансии заполнены. Возникает вопрос – кем? Почему бы в этой ситуации не вернуться к государственному распределению хотя бы той части выпускников, за кого платит государство? Да, сегодня государство молодым ничего не гарантирует, но ведь скоро ни врачей, ни учителей на селе не останется.

В 90-е годы прошлого столетия возвращаться не хочется, но ведь тогда правительство и власти на местах на требования учительства и профсоюза реагировали адекватно. Почему же сегодня они позволяют себе нарушать Трудовой кодекс? «Замороженная» зарплата бюджетников, лукавый переход на новую систему оплаты труда, рост тарифов на все абсолютно услуги, отказ в коммунальных льготах заведующим ДОУ и директорам школ, не имеющим якобы педагогической нагрузки, – все это может привести к взрыву той части гражданского общества, которая когда-то называлась интеллигенцией.

2010 год – Год учителя. У нас, как и везде, прошло стартовое мероприятие, прошло, как писала пресса, на хорошем эмоциональном уровне, с красивыми и правильными словами. Везде приняты постановления и намечен ряд мероприятий, в которых главным действующим лицом является сам учитель. Мой ученик – директор одной из лучших школ России по этому поводу сказал: получается, что Год учителя проводится самими учителями. И я с ним согласна, как согласна и с одной журналисткой, заметившей, что «весь год учителей и воспитателей будут призывать к профессиональному подвигу на голом энтузиазме. Педагоги же могут с полным правом сказать: «Не учите нас, как работать, помогите лучше материально».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте