Глядя на витрины с CD- и DVD-дисками, кажется, что при таком многообразии обучающих программ учителю невозможно не найти диск, который полностью удовлетворял бы его требованиям. Но если вначале применения ИКТ нас (учителей и учеников) радовал любой иллюстративный материал, мы с гордостью говорили ребятам: «Смотрите, это молекулы! Поняли теперь, как они движутся?» – то в настоящее время простой анимации молекулярных и атомных явлений уже недостаточно.
Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).
Благодаря обилию обучающего софта и неисчерпаемым ресурсам Интернета сейчас существует масса возможностей для интерактивного заочного обучения и самостоятельного образования. Но это в основном касается старшеклассников, причем тех из них, кто уже определился с выбором вуза. У них сформирован устойчивый интерес к предмету, выработаны навыки самостоятельной работы, присутствуют волевые качества, позволяющие преодолевать трудности усвоения учебного материала самостоятельно или с помощью консультаций тьютора.
Большинство же ребят (особенно учеников среднего звена) еще только находятся на пути к этим великим целям. Одним даже обычный учебный текст дается с трудом, у других слабая математическая подготовка мешает успешному изучению физики, слабо развита, как учителя говорят, познавательная активность. Поэтому дети в основном все-таки изучают предмет на уроках под руководством учителя.
Попробую сформулировать примерные требования к обучающей программе, которая облегчила бы ребятам понимание предмета, расширила бы их кругозор, была удобной для использования на уроке, облегчила бы учителю процесс подготовки к уроку:
1) Наличие анимаций, иллюстрирующих физические процессы.
2) Наличие моделей, с помощью которых можно было бы продемонстрировать динамику процесса, провести его исследование.
3) Наличие видеодемонстраций применения физических явлений и законов в медицине, промышленности и так далее.
4) Удобная навигация по диску.
5) Возможность фрагментарного использования программы (для экономии времени на уроке).
6) Наличие разноуровневых многовариантных проверочных заданий по каждой изучаемой теме.
7) Удобная система оценивания выполненных учеником заданий.
Хочется рассказать о некоторых дисках, которые содержат замечательный иллюстративный материал, удобные и яркие модели, интересные видеофрагменты (табл. 1).
Это в первую очередь «Библиотека наглядных пособий», автор Ханнанов Н.К., выпущен фирмой 1С, Электронные уроки и тесты «Физика в школе», Просвещение-Медиа; «Физика. Экспресс-подготовка к экзамену», Новая школа. Самое ценное в содержании этих дисков – видеофрагменты и модели, показывающие применение физических устройств в разных отраслях: использование лазера в медицине и для записи информации на диск, устройство и действие ускорителей, ядерного реактора и многое другое.
Теперь даже не представляю своих уроков без этих ресурсов!
Перед занятием нужные материалы я копирую на рабочий стол, а затем удаляю. Прошлым летом записала диск для 11-го класса, где все доступные мне видео- и фотоматериалы разложила в папки по темам изучаемого курса. Пользоваться ими стало значительно проще.
Для компьютерных лабораторных работ и исследований постоянно использую программы «Открытая физика» и «Физика, 7-11 классы», Физикон. Элементы исследования присутствуют почти на каждом уроке по моему предмету, но компьютерный эксперимент (не в ущерб традиционным опытам) позволяет ребятам быстро менять параметры, повторять опыты много раз, отличается точностью. По результатам анкет и проверочных работ подобные занятия вызывают у ребят особый интерес, формируют умение анализировать и обобщать, делать выводы из наблюдаемого явления и даже лидерскую направленность. Одним из вопросов анкеты был: «Кем ты был на этом уроке, кем бы хотел быть на следующем?» (табл. 2).
При подготовке к семинарам и конференциям, а также во внеурочной работе очень удобны «Конструктор виртуальных экспериментов», Crocodile Clips и «Физика. Интерактивные творческие задания, 7-9», Cambrige Hitachi.
И наконец недавно появился диск для семиклассников, который удовлетворяет почти всем моим требованиям – «Физика, 7 класс», 1С, автор Ханнанов Н.К. Дети с удовольствием работают с ним на уроке и дома. Замечательные обучающие задания позволяют сформировать основные физические понятия даже у слабоуспевающих учеников. Диск удобно использовать с интерактивной доской – просто перетаскивая яркие стрелки, изображающие силы, ребята наглядно представляют себе, что такое взаимодействие, сила и так далее. Изделие можно применять для работы с учениками, обучающимися на дому (таких ребят становится все больше), задавая им задания не по учебнику, а по диску. Даже тематические зачеты мы выполняли со школьниками в виде компьютерного тестирования.
Кстати, о тестировании и вообще о проверке знаний. С помощью компьютера весьма удобно осуществлять оперативную проверку и объективную оценку знаний. К сожалению, дисков с достаточным количеством разноуровневых многовариантных тестов и заданий мне пока не удалось приобрести, поэтому приходится составлять эти задания самой. Программы для редактирования тестов и тестирования добывала из Интернета и от коллег, но самую удачную, мне кажется, написал мой ученик из лицея «Гармония» Илья Варламов (рис. 1-2).
Сейчас для учителей физики стали доступны бесплатные цифровые ресурсы на сайте http://school-collection.edu.ru. Это очень актуально в свете требования использовать в школе только лицензированное ПО. Однако трудность работы с ними заключается в том, что интерактивные задания пронумерованы, поэтому при подготовке к уроку нужно открыть и просмотреть целый ворох ЦОР, прежде чем выбрать то, что нужно.
Зато для подготовки выпускников к ЕГЭ столько материала! Можно выйти на сайт Федерального института педагогических измерений (www.fipi.ru) и пройти интерактивные тесты как по отдельным темам, так и итоговый. Можно воспользоваться услугами сайта www.c-mentor.ru, приобрести в магазине множество CD- и DVD-дисков и так далее. Пользуясь всеми этими возможностями, ученики 11-х классов три дня в неделю в течение 3 часов работали в компьютерном классе, «набивая руку» в написании ЕГЭ по различным предметам.
Конечно, использование компьютерных технологий делает процесс обучения и более интересным, и более результативным. Но подготовка уроков с использованием ЦОР требует много времени, сил и у учителя, и у учеников. Самый же трудоемкий процесс – поиск и отбор нужного материал в Интернете. Поэтому особая благодарность авторам проекта «Территория реальных знаний», которые присылают рассылки об учебных материалах, выложенных в Сети, отвечают на письма учителей, делятся опытом и советами по организации учебного процесса с использованием ИКТ.
Галина КРЮЧКОВА, учитель физики школы №1 и лицея «Гармония», Иваново
Комментарии