search
main
0

Ich lerne Deutschland kennen

“В мире немецкого языка”. Так называется новая серия учебников для 5-11-х классов общеобразовательных школ. Впрочем, многие учителя могли познакомиться с ней: издательство “Просвещение” уже выпустило в свет УМК-5, УМК-6 и УМК-7; в печати – УМК-8, идет работа над остальными комплектами.

Всегда трудно рассказывать о том, насколько вкусен пирог; лучше спросить того, кто его уже отведал, в данном случае учителей. Эта возможность у читателя есть. Мы же со своей стороны хотим обратить внимание педагогов на те особенности серии, которые нам как авторам представляются методически наиболее важными и интересными для учителя. Итак…

Почему, во-первых, не “Немецкий язык”, а “В мире немецкого языка”? Да потому, что наш учебник предназначен не для того, чтобы просто “обучать языку”, но чтобы ввести человека в мир языка (по-немецки серия называется “Sprachland Deutsch”). А когда человек попадает туда, он может получить гораздо больше: и многое узнать (о немецкой культуре, стране и людях), и развивать свои способности (слух, память, чувство языка, коммуникабельность, воображение и др.), и обогатиться нравственно (воспитать в себе уважение к культуре другого народа, чувство прекрасного, убежденности в необходимости истинных ценностей, чувство достоинства, справедливости), и, конечно же, овладеть говорением, чтением, аудированием и письмом как средством общения.

Почему так? Все дело в том, что от “обучения языку” мы перешли к “иноязычному образованию”. А любое образование – это не только (и не столько) обучение, но и (а может быть, и главным образом) развитие, воспитание, познание. Ведь цель образования – не овладение умениями говорить, читать и т.п., т.е. не “человек говорящий”, а “человек моральный”, духовный. Чтобы стать таким, мы и получаем “культурное образование”. Вполне понятно, что содержанием иноязычного образования должна быть иноязычная культура, то есть все то, что ученик может усвоить, находясь “в мире иностранного языка” – познать, развить, воспитать в себе и чем-то овладеть.

Именно эти четыре аспекта – познавательный, развивающий, воспитательный и учебный – составляют содержание наших учебников. И это содержание не просто провозглашается авторами и отдается на откуп учителю: оно программируется на весь курс обучения, закладывается в систему (тексты, упражнения и т.п.) и обеспечивается технологией овладения.

Все уроки спланированы, учителю перед занятиями нужно лишь продумать, как адаптировать данный план к конкретному классу. Даже установки к упражнениям сформулированы так, чтобы урок шел как нормальное, человеческое общение. Это один из важных признаков действительно коммуникативного обучения, когда между учителем и учеником завязывается не учебное, ролевое общение (оно скрыто), а личностное. Ученик не учится, чтобы потом общаться, а общается и, общаясь, непроизвольно обучается.

Учебник построен так, что грамматические явления усваиваются в комплексах условно-речевых упражнений. Они представляют собой беседу учителя и учеников, организованную для этой цели. Слова не заучиваются, и специально перед школьниками ставится проблема, вызывающая потребность в определенных словах, предлагаются необходимые им функционально-смысловые, лексические и др. таблицы слов, и ребята сразу, без семантизации, используют их для выражения своих мыслей и чувств, а используя, усваивают их.

Учебник для каждого класса имеет свое название. Каждое из них и все они вместе – не случайны. Прочтите их: 5-й класс – “Ich lerne Deutschland kennen”, 6-й класс – “Anders, aber nicht fremd”, 7-й класс – “Deutschland: ein Stuck naher”, 8-й класс – “Deutschland: Einblicke und Durchblicke”, 9-й класс – “Deutsch, eine gemeinsame Sprache”, 10-й класс – “Deutschsprachige Kultur mit Sinn und Verstand” и 11-й класс – “Probleme und Meinungen. Ein Disskussion-sforum”

Трудно перевести их (как заглавия) на русский, но каждый, кто владеет немецким языком, видит, что ведущим в содержании является не язык, а культура (страна, люди, их жизнь во всех сферах, отношение ко всему этому). И в самом деле: мы руководствовались не традиционным подходом – “язык + культура”, а иным – “культура через язык, язык через культуру”.

Очень важно, что овладение чужой культурой (через чтение и аудирование) тесно связано с развитием умения рассказать о своей (через говорение и письмо).

Каждая четверть во всех учебниках и каждый урок имеют названия. Содержание учебников основано не на традиционных темах (“кино”, “еда” и т.п.), а главным образом на проблемах и организовано вокруг “предметов обсуждения”, т.е. так, как это естественно происходит в жизни. Подростку наверняка интересно будет обсудить проблемы “Сколько стоит дружба?”, “Сколько денег нужно человеку?”, “Всегда ли правы взрослые?” и т.п.

В нашей серии есть компонент, предназначенный для индивидуализации учебного процесса и для работы учеников с родителями в 5, 6 и 7-х классах – “Wissenstruhe”.

Необычна и стратегия овладения языком в рамках всего курса 5-11-х классов. Здесь использованы правила избыточности материала и отсроченности результатов. Сколько слов обычно содержит учебник первого года обучения (5-й класс)? 300-350. Так вот, у нас их на тысячу больше! Сможет ли ученик усвоить за год 1300 слов? А он и не должен их усваивать. Он просто оперирует ими, выполняет с ними задания в различных видах деятельности: читает, записывает, слушает, произносит. Дело в том, что никакого устного опережения нет, все виды речевой деятельности развиваются в комплексе, но при ведущей роли чтения. Используя новые приемы (транслитерацию, чтение расширяющихся синтагм под фонограмму, запись с однократного прослушивания и др.), мы обучаем учеников технике чтения за 16 уроков, а в конце первой четверти они вообще читают достаточно свободно. Поскольку книги постоянно открыты и, выполняя задание, ученик может в любое время найти ответ в тексте или упражнении, прочесть и воспроизвести (только воспроизвести, “озвучить” то, что нужно для ответа), он чувствует себя психологически комфортно. А сколько слов и какие он усвоит – дело чисто индивидуальное, зависящее от вида речевой деятельности, к тому же никто их и не опрашивает специально. Опыт работы показывает, что к концу года ученики овладевают в чтении от 800 до 1000 слов, в аудировании – от 600 до 800, в говорении – около 500. В 6-м классе добавляется всего около 200 слов, а в 7-м классе – практически ничего, но зато все они многократно повторяются, используются в разных контекстах, связях, словосочетаниях, ситуациях, что приводит к овладению всеми 1500 словами (а это полторы нормы школьного курса) во всех видах речевой деятельности.

В принципе та же стратегия лежит в основе овладения грамматической стороной речи: в учебнике 5-го класса заложена практически вся “продуктивная грамматика”, изучение которой “дозревает” и заканчивается в 7-м классе.

В последующих классах на этой базе все виды речевой деятельности поднимаются на новый уровень: главное в 8-м классе – чтение (2500 слов), в 9-м классе – говорение (2000 слов), в 10-м классе – снова чтение (3500 слов), а в 11-м – говорение (2500 слов).

Ефим ПАССОВ, научный руководитель авторского коллектива, доктор пед.наук, профессор;

Вера ЦАРЬКОВА, ведущий автор серии, зав. кафедрой учебников немецкого языка, профессор

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте