На дошкольной ступени образования закладывается базис культуры личности ребенка, формируются представления о традиционной культуре. Познать многогранность традиционной народной художественной культуры, прежде всего этико-эстетическую целостность духовного и материального мира, значит познать свой народ, понять его отношение к миру, природе, жизни, труду, осознать свои корни, свою принадлежность к духовному наследию великой культуры, оставленной предыдущими поколениями.
Москва – это огромный регион, в котором проживает более 130 этносов. Это своеобразие должно быть отражено и в содержании дошкольного образования. Актуальность этой проблемы подчеркивается в федеральной целевой программе «Формирование установок толерантности сознания и профилактики экстремизма в российском обществе». Для реализации поставленных в этих документах задач мы обращаемся к педагогическому потенциалу народной художественной культуры.
Народная традиционная культура становится системообразующим фактором, обеспечивающим становление этнической личности. Поэтому при обновлении содержания дошкольного образования мы обращаемся к культурному наследию России, на этой основе разрабатываем целостную систему приобщения детей к народным традициям, народной культуре, народному художественному творчеству.
Характер информации, заложенной в художественных образах-идеалах, обусловливающий их поэтичность и реальность, живую связь с миром, другими людьми, природой и практической деятельностью, доступен для восприятия дошкольников. Образы – идеалы русского народа, трансформируясь в личностные, помогут развить более высокий уровень ценностных ориентаций личности. Опора на духовно-нравственный потенциал русской традиционной художественной культуры в дошкольном образовательном учреждении способствует духовно-нравственному и творческому развитию личности, преодолению многих общественных проблем. Это подчеркивается и научно доказано в исследованиях, проводимых под научным руководством доктора педагогических наук, профессора МГУКИ, академика Международной академии информатизации и Петровской академии наук и искусств Т.Баклановой.
Многогранная деятельность дошкольного образовательного учреждения направлена на совершенствование воспитательно-образовательного процесса и использование новых подходов к воспитанию и обучению детей (включая мигрантов), на обновление содержания дошкольного образования на основе богатейшего педагогического потенциала народной традиционной культуры и системы духовно-нравственных ценностей и идеалов русского народа, воплощенных в произведениях народного художественного творчества и отечественного искусства, на внедрение наиболее эффективных форм и методов работы с семьями воспитанников.
Это позволило создать новое структурное подразделение – детский культурно-образовательный центр «Рябинушка» на базе нашего дошкольного учреждения для:
– культурно-просветительной работы с социумом (проведение родительских конференций, организация передвижных выставок семейного воспитания и семейного творчества, обмен опытом по работе с социумом с педагогическими коллективами Москвы и регионов; информация культурно- просветительной деятельности КОЦ на интернет-сайте);
– этнокультурно-образовательной деятельности КОЦ (разработка и внедрение программ по этнокультуре в музее «Русская старина», в кружках и студиях, проведение народных праздников и фестивалей, выставок);
– социально-педагогического направления (организация взаимодействия с социально незащищенными детьми и с детьми-инвалидами и их поддержка);
– организации кружковых занятий с детьми социума, включая детей-мигрантов;
– развития межкультурных коммуникаций КОЦ (организация и взаимодействие с региональными этнокультурными центрами, организация переписки с семьями детей-мигрантов и обмен опытом).
В ходе работы над методическим оснащением этнокультурного компонента образования в детском саду был создан музей «Русская старина». Через приобщение к традиционной культуре, судьбам выдающихся людей дети знакомятся со славными страницами истории Москвы и других городов нашей страны. Но чтобы музей постоянно действовал, педагогам приходится много работать в поиске новых и отработке традиционных форм работы. В музее сложились такие формы работы, как обзорные, тематические экскурсии для дошкольников и родителей, проведение комплексных занятий с интерактивом, игровые программы на основе этнокультуры для дошкольников, мастер-классы для родителей, совместные мероприятия для родителей и детей. Занятия в музее проводятся в соответствии с программой, ставшей частью интегрированной воспитательно-образовательной системы «Сказочная страна», разработанной в процессе эксперимента под научным руководством кандидата педагогических наук, доцента МГУКИ А.Нестеренко. В эту систему вошли экспериментальные программы, разработанные педагогами ДОУ: «Русский лес», «Энциклопедия русского жилища на основе сказок Пушкина», «Красные девицы и добрые молодцы», «Девочка Маша и ее дом», «К нам гости пришли», «Мастера и мастерицы». А главное, в этот процесс вовлечены дети-мигранты и их родители, это способствует сближению представителей разных национальностей, профилактике межэтнических конфликтов. На занятиях «Азбука русской культуры» дети-мигранты начинают осваивать русский язык (как иностранный), знакомятся с русскими народными сказками, песнями, лучшими традициями русского народа, постепенно вливаются в жизнь детского коллектива, узнают имена новых друзей, играют с ними в русские игры. В старшем дошкольном возрасте знакомим детей с традиционной культурой, народными праздниками и обрядами. Для нас важно, чтобы наши воспитанники становились людьми, принадлежащими к огромному пространству московского мегаполиса, но при этом сохраняли свою этническую идентичность и уважали людей других национальностей.
Немаловажная задача нашего культурно-образовательного центра «Рябинушка» – система работы со взрослыми как носителями культурных традиций, закрепление и увеличение значимости семьи. Эта работа ведется в семейном клубе «Гнездышко» по изучению и сохранению национальной духовной и материальной культуры. Привлекая родителей к общим проблемам воспитания детей, нам удалось заинтересовать их идеями этнопедагогики и привлечь к совместной с детьми проектно-творческой деятельности, организовать новую социально значимую игровую форму – детское отделение кафедры ЮНЕСКО, на заседаниях которой дети вместе с воспитателями и родителями защищают свои творческие проекты, делятся своим мастерством, устраивают выставки. Это способствует дальнейшему вовлечению в образовательный процесс родителей и других членов семьи, а также их сплочению.
Дальнейшая работа культурно-образовательного центра связана с расширением сферы деятельности, направленной на удовлетворение этнокультурных потребностей социума, активизацию деятельности образовательного учреждения по установлению культурных контактов представителей разных национальных культур и консолидации; проведение просветительной работы, целью которой является развитие познавательных и творческих интересов на основе познания этноистории, этнопсихологии, этнопедагогики, что является одним из способов самопознания и развития российского менталитета, а также формирование положительной этнической идентичности.
Как показали первые результаты работы, на основе народной традиционной культуры возможно структурировать содержание дошкольного образования, создать детский этнокультурный центр, в котором вся деятельность способствует социокультурной адаптации, социализации детей на основе русской традиционной культуры; это заложено в задачах программ «Столичное образование-5» и «Москва многонациональная».
М.ЗАХАРОВА, заведующая детским садом комбинированного вида №1851
Комментарии