search
main
0

И вот происходит магия

На кончиках пальцев

Известный педагог Василий Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Действительно, моторные и речевые зоны в коре головного мозга находятся рядом, а значит, чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее будет речевое развитие, да и не только речевое. Ловкие, умелые движения пальчиков напрямую связаны с развитием памяти, внимания, воображения, а также с усидчивостью, математическим мышлением и в конце концов с успеваемостью в школе. Обычно ребенок с высоким уровнем развития мелкой моторики способен логически рассуждать, обладает хорошо развитыми памятью, вниманием и связной речью.

 

Ведущие специалисты в области здоровья детей и подростков – педиатры, психологи, педагоги – не устают говорить о важности и необходимости развития функциональных возможностей кистей и пальцев рук с самого раннего возраста. Но что означает это выражение на самом деле?

Мелкая моторика представляет собой сложный механизм скоординированных действий скелетной, мышечной, нервной и зрительной систем. Благодаря такому взаимодействию человек способен выполнять любые необходимые ему тонкие движения или системы движений. Но такое умение приходит не сразу. Мышечная тренировка координированности начинается с детства.

Изо дня в день ребенок совершает множество самых разно­образных движений пальцами, и успешность этих движений влияет на качество жизни малыша. Дети с плохой координацией кистей и пальцев рук часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях: неловко держат карандаш или ложку, с трудом застегивают пуговицы, их шнурки постоянно развязываются. Такие малыши не любят играть с пазлами, мозаикой, счетными палочками не потому, что не испытывают интереса к этим играм, а потому, что не могут справиться с большим количеством мелких деталей.

В итоге получается, что из-за неуклюжести собственных пальчиков дети дистанцируются от всего, что требует мелкой мышечной ловкости. Как результат – возможности познания окружающего мира оказываются обедненными, что в свою очередь негативно влияет на эмоциональное благополучие и самооценку.

Какой же может быть выход? Только один – развивать моторику всеми возможными способами. Чем больше тренировка будет напоминать игру, тем лучше. В нашей образовательной организации мы так и поступаем. Коррекционно-развивающие занятия педагогов обязательно сопровождаются эмоционально приятным, динамичным, приносящим радость и совсем неутомительным пальчиковым тренингом. Для достижения цели используются разнообразные средства и игровые приемы, развивающие мелкую моторику. В ход идут шишки и орехи, камешки и маленькие игрушки, всевозможные массажные мячики, а также предметы домашнего обихода: пуговицы, резинки, щетки, бусины, прищепки… Эти средства традиционны и приносят хороший результат. Что же еще можно предложить для развития пальчиковой ловкости?

Специалисты и педагоги нашей образовательной организации считают наиболее эффективным методом для развития мелкой моторики теневой пальчиковый театр.

Во-первых, это необычно, и эта необычность очень привлекает детей. Во-вторых, использование теневого театра помимо развития пальчиковой ловкости позволяет решить одновременно несколько образовательных и воспитательных задач: развивает эмоциональную отзывчивость, воображение, логику, учит детей выстраивать алгоритм самостоятельного высказывания, совершенствует диалогическую и монологическую формы речи. В-третьих, теневой пальчиковый театр, поддерживая у малыша интерес к выполнению упражнений, развивает у ребенка умение концентрировать внимание на более продолжительное время, быть усидчивым и активным. В-четвертых, что немаловажно, это доступность исполнения: не нужен проектор для создания «световой сцены», достаточно включить фонарик мобильного телефона, навести световой луч на стену, доску или даже на дверцу шкафчика – и вот атмосфера театра создана!

По нашему общему мнению, театр теней – это один из самых загадочных видов театра, в котором театральная постановка объединяется с элементами графики и мультипликации. Гаснет свет, и в тишине таинственного полумрака оживают силуэты как реальных, так и фантастических животных, как знакомых с детства, так и неизвестных персонажей. Дети очень естественно включаются в процесс происходящего. Необычность зрелища волшебной теневой сказки захватывает и приносит непередаваемый восторг.

В последнее время данный вид театрализованной деятельности редко используется при работе с дошкольниками и младшими школьниками, хотя польза его не вызывает сомнений. Современные педагоги и психологи активно выступают против повсеместного использования детьми гаджетов, указывая на то, что готовое изображение не дает развиваться детской фантазии, учит мыслить и действовать стандартно, не оставляя возможности для проявления творчества, а из мелкой моторики развивает только мускулатуру большого пальца.

Совсем другое дело – теневой театр, в котором в отличие от других форм развлечения ребенок получает только символ, тень конкретного объекта. Малышу требуется самостоятельно дорисовать визуальную картину. Кроме того, решается большинство мыслительных задач – рука движется, а мозг запоминает ощущения и объединяет зрительные, слуховые и тактильные стимулы в сложные единые образы и идеи.

В результате использования теневого театра в коррекционно-образовательной деятельности с дошкольниками и младшими школьниками у ребят развивается не только мелкая моторика, но и ассоциативное мышление, творческое воображение, артистизм, обогащается эмоциональная сфера и, что тоже немаловажно, проводится профилактика страха темноты.

Итак, как сделать теневой театр своими руками?

 

Оборудование

Основной принцип теневого театра очень прост – использование тени от фигуры или предмета, падающей на экран при освещении их каким-либо источником света. Этот вид театра не требует использования громоздкого оборудования, не теряется и не пылится, а актеры в этом театре – только пальцы и кисти рук. Понадобятся лишь источник света и экран. В качестве экрана может быть использована и простая стена. В качестве подсветки подойдут настольная лампа или любой фонарик. Педагоги нашего детского сада в основном пользуются фонариком мобильного телефона. Важно соблюдать правило: свет от лампы или фонарика должен светить прямо на стену, а не сбоку. Желательно, чтобы остальная часть комнаты была затемненной, в ней могут находиться зрители. Сложите руки, как показано на любом из рисунков. И вот происходит магия: на стене вы видите силуэты, тени животных! Пошевелите пальцами, и все оживает: ваша собачка навострила уши, а птичка полетела!

Исходя из нашего опыта работы, хотим предупредить. Проявите терпение! У ребят не получится сразу дать теневое представление. Начинать необходимо с самых элементарных статических поз пальцев.

 

Этапы обучения пальчиков

В самых тяжелых случаях пальчиковой неловкости начинаем с действий «рука в руке», педагог сам складывает из пальчиков ребенка зайчика, собаку, корову, учит удерживать «животных» в этом положении. В дальнейшем малыш сможет выполнять заданную позицию по подражанию, по рисунку и, как итог, самостоятельно по речевой инструкции.

По такой же схеме взрослый учит ребенка осваивать динамические позы «зайчик шевелит ушами», «собака лает», «корова бодается».

Последовательность разучивания также важна. Сначала теневые силуэты ребенок учится показывать одной рукой: только правой и только левой. Следующая ступенька сложности – каждая рука одновременно показывает одну и ту же тень: двух зайцев, двух собак. Только после такой подготовки пальчики малыша готовы к созданию фигуры, требующей содружественного участия обеих рук (статического и динамического).

Вот теперь ребенок может «рассказать» любую историю кончиками своих пальцев.

 

Этапы обучения воображения

Теневое воображение тоже дается детям не сразу. Поэтому первый этап – это игры с тенью. Педагог показывает, какие необычные формы могут приобретать тени на стене, а дети фантазируют, на что они похожи. Следующий этап самый длительный – ребята рассматривают тень от своих рук, наблюдают за ее движением при шевелении пальчиков, а затем создают какой-нибудь образ, начиная с самых простых заданий. Чаще всего в теневом пальчиковом театре используется показ силуэтов животных, но не всегда тень получается четкой с первой попытки. Приходится постараться. Последний этап – воплощение теневого образа по собственному воображению.

И вот на стене появляется какой-то фантастический образ. Интересно наблюдать, как этот момент увлекает всех наших маленьких зрителей. Совместными усилиями можно придумать сюжет даже для самой фантастической тени! Для многих наших воспитанников этот процесс становится настоящим открытием, вызывает бурю эмоций!

Конечно, в условиях переменки или занятия нет смысла делать большой и сложный спектакль. Гораздо важнее систематичность игры в театр теней. Ведь театрально обыграть можно даже обычное предложение.

Но все же, какие сюжеты наиболее удачны для представлений в теневом театре? Педагоги нашей образовательной организации берут для разучивания пальчиковые тренинги под стихотворные тексты («Мышка в норку пробралась», «Зайка серенький сидит») и простые, известные каждому ребенку сказки («Теремок», «Курочка Ряба»). Также очень подходят для использования в теневом пальчиковом театре песенки Екатерины Железновой («Паучок», «Мишка косолапый», «Червячки»). И конечно же, чтобы учитывать педагогическую цель конкретного занятия, наши специалисты часто сами придумывают сюжеты к постановкам.

У коллектива нашей образовательной организации с теневым пальчиковым театром все получается: дети и взрослые с удовольствием участвуют в спектаклях, а значит, развивают мелкую моторику, речь, воображение, память, проявляют эмпатию и, конечно, общаются, играют и веселятся!

Предлагаем и вам окунуться в эту замечательную атмосферу: театр, тень, ребенок и пальчики. А для начала мы делимся с вами нашей авторской сказкой «Путешествие к Чудо-крабу». Желаем удачи!

 

Сказка «Путешествие к Чудо-крабу»

Однажды Корова узнала, что в море живет Чудо-краб, который рассказывает на берегу моря истории о морских жителях. Корове захотелось послушать эти истории, и решила она отправиться к морю.

Идет она, а навстречу ей Курочка с Гусем. Они поинтересовались, куда идет Корова. Корова поведала им, что идет к Чудо-крабу слушать историю. Решили Курочка и Гусь пойти вместе с Коровой.

Идут они, идут, а навстречу им Овечка и Коза. Спросили они:

– Куда держите путь?

– Мы идем к Чудо-крабу, слушать историю, – сказали животные.

– А можно с вами?

– Конечно, можно.

И пошли они все вместе.

Идут они, идут, и тут их догоняет Собака и говорит:

– Вы куда ушли? Кого мне сторожить?

Животные дружно ответили:

– Мы идем к Чудо-крабу, слушать историю.

– Ну тогда я с вами, буду вас охранять.

Идут они, идут, устали, решили отдохнуть. (Опустили руки.)

В это время над ними пролетал Голубь и спросил:

– Вы к Чудо-крабу идете?

– Да.

– Идите за мной, я покажу вам короткий путь.

Все дружно пошли за Голубем. Вскоре они прибыли к морю. На берегу их ждал Чудо-краб. Животные его обступили и стали слушать интересную историю. А потом к вечеру все вернулись домой. Вот и сказке конец.

Лариса БЕРСЕКОВА, Надежда ГОЛОВАНОВА, Наталья СИДОРОВА, учителя-логопеды школы №1015

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте