«Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их одухотворенная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы», – писал великий педагог В. Сухомлинский, и мы с ним согласны.
Родители и педагоги нашего дошкольного учреждения озабочены проблемой: как сделать так, чтобы маленький ребенок, только что пришедший в этот мир, действительно стал счастливым, удачливым, умным, добрым… В этом сложном процессе становления Человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, как найдет свое место. То единственное место, где человек только и может чувствовать себя хорошо, может реализовать свои потенциальные возможности и получать удовольствие от этой реализации. Важно, чтобы как можно раньше ребенок ощутил себя Человеком – со всеми присущими ему достоинствами и возможностями. И каким станет сегодняшний наш ребенок, зависит от нас с вами, взрослых.
На сегодняшний день основной целью физического воспитания стало формирование физической культуры личности. Начало этого процесса приходится на ранний и дошкольный возраст. Именно в эти годы, от 0 до 7 лет, закладывается фундамент здоровья, формируются личностные качества, раскрываются способности ребенка. Поэтому основная задача дошкольных учреждений – оздоровление, обеспечение всестороннего физического развития ребенка. Современные дети испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Физически ослабленные дети подвергаются быстрому утомлению, у них снижены эмоциональный тонус и настроение, что в свою очередь отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности.
Наш детский сад – сад-новостройка, работает с сентября 2007 года. Коллектив молодой, дети – новоселы, задач перед нами много. Когда узнали о работе ресурсного центра «Здоровый ребенок», то сразу заявили о решении работать в сетевом взаимодействии. Потому что только сообща можно решить, как:
довести до сознания детей необходимость бережного отношения к себе и к другим;
научить детей помнить, что большинство случаев можно предотвратить;
привить навыки безопасного поведения дома, на улице;
научить детей пользоваться телефонами служб спасения;
ежедневно заботиться о своем здоровье и чтобы это стало нормой жизни;
обеспечить ребенку физическое, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде.
Вопросов много, поэтому наш коллектив с головой окунулся в работу. С сентября 2009 года мы городская экспериментальная площадка проекта «Московское образование: от младенчества до школы». Работаем над темой эксперимента «Разработка образовательных технологий по формированию культуры здоровья и физической культуры у детей 5-7 лет» под руководством кандидата педагогических наук, заведующей лабораторией охраны здоровья и физической культуры дошкольников Федерального института развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации Марины Руновой. Марина Алексеевна, имея большой опыт работы с дошкольными учреждениями, сразу же внесла свои предложения по организации спортивно-развивающей среды на территории детского сада и внутри помещения. Через некоторое время, к огромной радости детей, появился тренажерный зал, на газоне спроектировали и при помощи родителей оборудовали «Тропу здоровья». Соблюдая права ребенка, в том числе и на охрану его здоровья, в детском саду выполняется система оздоровительных мероприятий: режим, сбалансированное питание, закаливание. Для чего используются прогулки, хождение босиком, обливание ног, полоскание горла, воздушные ванны, сухой массаж, фиточаи, витаминизированный напиток «Золотой шар» и, конечно, природные факторы: воздух, вода, солнце.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий мы видим в обеспечении дошкольнику возможности сохранения здоровья, в формировании у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, в обучении использованию полученных знаний в повседневной жизни. Мы приобрели некий опыт и убедились в правильности выбранного пути.
Медицинский персонал следит за правильным проведением закаливающих процедур, точечного самомассажа, сухого обтирания, дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз. В соляной пещере для профилактики простудных заболеваний дети под присмотром старшей медсестры Ирины Мусатовой дышат воздухом, который ионизируется ионами солей.
В сенсорной комнате педагог-психолог Юлия Симоненко проводит с ребенком сеансы психологического расслабления. Спокойная цветовая гамма, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка – все это создает ощущение покоя и умиротворенности, ощущение комфорта и безопасности, что способствует быстрому установлению тесного контакта между педагогом и детьми.
В нашем дошкольном учреждении создан художественно-эстетический центр. Одно из направлений его работы – деятельность студии «Карамельки» по развитию музыкально-ритмических движений у детей, которые выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственные перегрузки и утомление. Этому способствует талантливый педагог дополнительного образования Елена Маякова.
Когда речь заходит о физическом воспитании детей дошкольного возраста, мы все, следуя традиции, прежде всего представляем себе бег, прыжки, лазание по канату и другие гимнастические упражнения. Однако воспитатель по физической культуре Светлана Бекина считает, что, обучая детей спортивным играм, можно решать следующие задачи: укреплять здоровье, прививать спортивные навыки, которые обязательно понадобятся во взрослой жизни, формировать такие нравственные качества, как умение добиваться цели и сотрудничать, проявлять выдержку и настойчивость, действовать в коллективе, в команде. Физические упражнения, спортивные игры и развлечения создают хорошее самочувствие, заряжают ребенка бодростью и энергией. Светлана Бекина разработала свою методику работы с маленькими детьми. Театрализованные занятия по физкультуре пришлись по душе всем ее воспитанникам. Старшие дошкольники с большим желанием бегут позаниматься на тренажерах, команда «Конфетти» успешно выступает на окружных соревнованиях по фитнесу.
Доказано, что благотворное влияние на сердечно-сосудистую систему оказывает плавание, которое способствует увеличению ее мощности, экономичности. При плавании снижается утомление нервной системы, улучшается сон. Занятия в бассейне могут эффективно использоваться для профилактики сутулости, сколиоза и других нарушений осанки. Инструктор по плаванию Елена Макеева научила не бояться воды даже малышей, а старшие дети с удовольствием ныряют за игрушками, которые тонут, играют в подвижные игры на воде, многие из них уже научились плавать. Мы проводим праздники на воде, это прежде всего эффективная форма активного отдыха детей, источник радости, веселья и красоты. Участие в праздниках объединяет детей и взрослых общими радостными переживаниями. Разнообразная тематика (например, «В гостях у владыки моря», «День рождения Водяного», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» и др.) повышает у дошкольников интерес к дальнейшему совершенствованию в плавании.
Талантливый педагог высшей категории музыкальный руководитель Наталья Меньшикова с удовольствием передает свой опыт молодым педагогам не только в нашем саду, но и в округе. Ее воспитанники не раз становились победителями окружного детского фестиваля искусств «Хрустальная капелька». Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир многостороннее.
Музыкальный руководитель Ольга Малетова убеждает педагогов, что занятия музыкой влияют на интеллектуальное развитие, ускоряют рост клеток, отвечающих за интеллект человека, влияют на эмоциональное самочувствие ребенка. Под действием музыки активизируются энергетические процессы организма, направленные на физическое оздоровление. Работа по этому направлению осуществляется комплексно, ежедневно и приносит свои результаты. Наши дети меньше подвержены простудным заболеваниям даже во время вспышек сезонных респираторных заболеваний. По итогам года у нас в саду высокая посещаемость детей, что нас, несомненно, радует. За это хочется сказать спасибо многим педагогам, в частности опытным воспитателям-наставникам С.Большаковой, Н.Струковой, Н.Гончаровой, Т.Ивановой.
С приходом в коллектив педагога дополнительного образования по изодеятельности Ольги Михайловой изменился наш взгляд и на цветовую гамму наших интерьеров. Если цвет в воздействии на взрослых играет важную роль, оказывая на них психологическое, а иногда и физиологическое влияние, то позволительно думать, что его роль еще более важна в воздействии на детей, чей ум более восприимчив, а воображение более импульсивно. Почему же цветовое оформление интерьера в детских садах зачастую имеет случайный характер? Ведь правильно и четко организованное пространство не только влияет на настроение ребенка, но и на его физическое состояние, помогает лучше ориентироваться, формирует характер, воспитывает самостоятельность и уверенность в своих действиях. Силами членов коллектива мы изменили цветовую гамму некоторых холлов. Стало уютнее, а цветы, водопады, золотые рыбки в аквариуме притягивают взгляды не только детей, но и их родителей.
Не последнюю роль в профилактике заболеваний играет влажность воздуха. К сожалению, природа не наделила нас специальными органами чувств для определения уровня влажности. Иное дело – растения. Комнатные растения – неотъемлемая часть интерьера всех дошкольных учреждений, однако помимо украшения помещений эти растения могут играть большую роль в оздоровлении детей и взрослых. Для растений вода – сама жизнь. Углекислый газ, который поглощают растения в процессе фотосинтеза, усваивается ими через устьица, но они открываются только при достаточном уровне влажности воздуха. Таким образом, растения – прекрасный индикатор: если они свежи и зелены, с влажностью в группе все в порядке. Растения не только прекрасны, но они еще и активные наши помощники в борьбе за здоровье.
Заведующая детским садом Ирина Жевнерева постоянно напоминает, что здоровье ребенка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни. Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает наш детский сад, который выступает в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых. Важным звеном в процессе воспитания и обучения детей в дошкольном возрасте стало сотрудничество детского сада с семьей: оказание помощи в сплочении и укреплении детско-родительских отношений через совместную деятельность, тренинговые формы работы, семинары, дни открытых дверей, проведение праздников и досугов с участием родителей, родительские собрания, «круглые столы», консультирование родителей, пропаганда опыта родителей по воспитанию детей. В детском саду успешно решается задача программы «Столичное образование-5» по развитию новых организационных форм работы с детьми дошкольного возраста, не посещающих детский сад. Изучив запросы родителей и потребности микрорайона, мы открыли Центр игровой поддержки ребенка и адаптационную группу кратковременного пребывания, а также группу для детей, у которых русский язык не родной. Анализ адаптации показывает, что дети, посещающие новые формы образования, в группах раннего возраста быстрее привыкают к детскому саду.
Сотрудники детского сада сами ведут здоровый образ жизни: занятия аэробикой, фитнесом, настольным теннисом, участие семей в соревнованиях «Измайловская лыжня», а танцевальный коллектив «Люкс», ансамбль русской песни «Сударушки», инструментальный ансамбль «Ритм» стали победителями Фестиваля искусств педагогов и педагогических коллективов образовательных учреждений Восточного округа города Москвы «Майские звезды».
Коллектив молодой, но сплоченный дух корпоративности помог занять в городском конкурсе «Детский сад года-2009» первое место. Во всех наших начинаниях мы находим деятельную поддержку, совет и помощь со стороны окружного управления образования, окружного методического центра, управы района Северное Измайлово.
Мы воплощаем в жизнь наш девиз «Воспитывать в здоровье, эстетике и любви, чтобы в мире и счастье наши дети росли!».
Людмила ЗАБРОДСКАЯ, старший воспитатель детского сада №2568
Комментарии