Наш детский сад особый, его посещают дети с нарушением зрения. С малышами работают не только воспитатели, но и специалисты: тифлопедагоги, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Главные задачи нашей работы – социализация, всестороннее развитие ребенка, ранняя коррекция зрительной патологии, компенсация вторичных отклонений в развитии детей, а также успешная подготовка детей к обучению в школе. Благодаря слаженной работе всех педагогов и специалистов к каждому ребенку осуществляется индивидуальный подход в соответствии с диагнозом и остротой зрения.Наш проект «Мир вокруг нас» представляет собой серию тематических мини-проектов. Как же все начиналось? Три года назад к нам пришли маленькие домашние дети, чтобы процесс адаптации протекал наиболее комфортно для каждого ребенка, мы организовали серию досугов «Воздушные шарики», «Мир в ладошках», «В гостях у сказки», «Хоровод-огород», «Поиграем – не скучаем» с введением сказочного персонажа Гнома. Во время таких мероприятий дети легко раскрепощались, шли на контакт, участвовали в игровых действиях, учились жить в коллективе и с нетерпением ждали следующей встречи со сказочным персонажем.Наблюдая за детьми, за их поведением, свободным общением между собой, мы сделали вывод, что задача адаптации, которую мы ставили на начало года, решена успешно. А что же дальше? А дальше сами дети своей активностью и любознательностью, желанием все узнать подвели нас именно к той интегрированной деятельности, которая заинтересовала детей и их родителей. Так родился наш первый проект «В гостях у Деда Мороза».Наши дети росли, у них все чаще появлялись новые вопросы: «Кто такие богатыри?» (Егор Егоров, 4,3 года); «Глобус – это что?» (Никита Пятков, 5,2 года); «Зачем нужна олимпиада?» (Вероника Короткова, 5,3 года); «Почему сказка всегда русская народная?» (Илья Чалышев, 4,6 года); «Для чего нужна ракета?» (Миша Волков, 5,6 года). На эти же вопросы родители пытались ответить детям дома, но только в совместной деятельности (родитель, воспитатель, специалист) мы смогли удовлетворить возросшие интересы детей. Так и родилась идея создания тематических проектов «По сказкам Корнея Чуковского», «Вокруг света», «В мире животных», «Олимпиада – прошлое и настоящее», «В царстве сказок», «Космос для малышей».При чтении сказки «Доктор Айболит» Корнея Чуковского дети заинтересовались и стали задавать много вопросов: «Почему у жирафа длинная шея?», «Как разговаривают обезьяны?». Так появился проект «В мире животных». Вся работа разделилась на несколько частей: животные домашние и дикие, животные разных стран, животные Севера. Для наших деток очень важно развивать чувство осязания, поэтому при помощи игры с тактильными ящиками были распределены животные для дальнейшего представления. Эта работа проходила при помощи родителей, которые поддерживают нас во всем и стали нашими незаменимыми помощниками. Каждый этап работы воспитателя сопровождался чтением художественной литературы, дидактическими, сюжетно-ролевыми, настольными, подвижными играми, пальчиковыми гимнастиками, творческой деятельностью, просмотром видеофильмов, прослушиванием аудиосказок, использованием разного вида театра. На этапе прочтения детям сказки «Доктор Айболит» тифлопедагог разработал дидактическое пособие для детей с нарушением зрения, которое способствовало обогащению восприятия детьми этой сказки, а также задало направление их творческих действий с персонажами и сюжетом. Одновременно с этим тифлопедагог проводил коррекционную деятельность со специальными приборами для детей с нарушением зрения «Светлячок», «Ориентир», «Графика». Ребята обводили по точкам, совмещали контурные и силуэтные изображения животных, занимались аппликационной лепкой и отрывной аппликацией, выкладывали из мозаики животных, а также закрепляли полученные знания в различных видах деятельности. Чтобы обучение стало более привлекательным и захватывающим, одно занятие в проекте учитель-дефектолог проводил с применением интерактивной доски, где использовали интерактивные игры, видеофрагменты из жизни животных, аудиозаписи голосов животных. Заключительным этапом проектной деятельности стало представление ребенком своих индивидуальных работ в виде костюма, рассказа, загадок, творческих работ, подготовленных вместе с родителями.Для наших воспитанников проектная деятельность – это труд и большой праздник, так как в конце их всегда ждет сюрприз – коллективная поездка по теме проекта (усадьба Деда Мороза, Дом сказок на ВВЦ, уголок им. Дурова, спектакли в театрах, Музей космонавтики).Мы уверены, что реализуемые нами (воспитателем, специалистом и родителями) тематические проекты помогают нашим детям погрузиться в тему со всех сторон, учитывая особенности развития детей с нарушением зрения. В следующем году наши ребята будут в подготовительной группе, и мы планируем активно использовать в наших проектах творческую экспериментальную деятельность.Марина БАШУТКИНА,Наталья СИКАНОВА,Наталья ЗЕЛЕНСКАЯ,школа №1474
Комментарии