Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

И вновь продолжается «Вий»! Русский классик снова наносит удар силам тьмы

Учительская газета, №23 от 5 июня 2018. Читать номер
Автор:

Вышедший в прокат фильм Егора Баранова «Гоголь. Вий» – вторая часть фэнтези-трилогии о великом писателе. Гоголь, пожалуй, единственный русский классик, о котором можно снять, и вполне успешно, картину такого жанра. Коротко оценить фэнтези можно такими словами: неплохо, но все как-то медленно и печально.

Вспомним события первой части, картины «Гоголь. Начало». 1829 год, Санкт-Петербург. 20‑летний судебный писарь в отделении Собственной Его Императорского Величества канцелярии Николай Гоголь (Александр Петров) вдруг обнаруживает в себе дар раскрывать тяжкие преступления. Точнее, этот его талант выявил блестящий сыщик Яков Петрович Гуро (Олег Меньшиков). Гуро однажды увидел, как писарь забился в падучей на месте преступления и в беспамятстве нацарапал пером на бумаге несколько фраз, которые вывели на след разыскиваемого зло­умышленника. Сыщик выразил восхищение и намекнул, что ему пригодился бы толковый помощник в ближайшей командировке в один из уголков Полтавщины. Там, по словам Гуро, произошло несколько убийств: некий страшный всадник лишил жизни молодых красивых дивчин. Гоголь, смущенно запинаясь, просится в поездку – все-таки возможность и на родину попасть, и сюжетов для творчества поднакопить. А Якова Петровича долго уговаривать не приходится, помощник-то весьма перспективен (то есть прямо на наших глазах образ Николая Васильевича приобретает черты доктора Ватсона).Спустя несколько дней оба детектива на месте, в селе Диканька, где по ночам вершатся злодеяния. Увы, Яков Петрович недолго радует и диканьцев, и зрителей своим чувством юмора, неиссякаемой энергией и талантом сыщика – уходит в мир иной. Николаю Васильевичу как честному человеку приходится продолжать расследование. Ему по ходу действия удается раскрыть другие преступления, но вот главное – убийство невинных дев – остается тем, что на сленге современных детективов называется «глухарем».Я уже как-то делилась наблюдением, что в первой части герой с функциями Ватсона очень напоминает ученика Хогвартса – школы магов, придуманной и воспетой Джоанн Роулинг. Причем на занятия он ходит в Гриффиндор (светлый факультет), хотя выглядит он потенциальным питомцем Слизерина (темного факультета). Ему на помощь нет-нет да и являются потусторонние субстанции, например призрак утопленницы Оксаны (Юлия Франц). Оксана даже влюбляется в будущего писателя, что вполне объяснимо: в вечно рефлексирующем Гоголе маловато витальности, и это сближает его с призраками.Во втором фильме аналогия «Гоголь – Поттер» усиливается. Авторы сценария (Наталья Меркулова, Алексей Караулов, Алексей Чупов) умело обыграли тот факт биографии писателя, что рожденные до него сыновья четы Гоголей-Яновских скончались. И вот перед нами картины из прошлого: более двадцати лет назад к убитому горем помещику Василию Афанасьевичу Гоголю является странный человек (мало того что несимпатичный, так еще и безносый), который обещает жизнь следующему новорожденному. Гоголь-отец воодушевлен, но тут же слышит вопрос: «А что взамен?» Ответа мы не узнаем, но догадываемся: расплачивался Василий Афанасьевич не купюрами и не золотыми монетами.И потому, когда Николаю Васильевичу приходится в старой церквушке поддерживать богослова Хому Брута (Алексей Вертков) в борьбе с ведьмой, а заодно и с Вием, к нему постоянно являются толпы нечистых со словами: «Ты же наш, ты наш». Вспомним: у Роулинг юный волшебник Гарри тоже был связан с дьяволом, поскольку носил в себе часть души Волан-де-Морта. Однако Николай Васильевич не дает себе поблажек: не выходит из нарисованного мелом магического круга и читает на латинском заклинания так уверенно, что ему позавидовала бы первая ученицам Хогвартса Гермиона Грейнджер. И нечисть отступает, ибо куда ей деваться.А к главному делу меж тем Гоголь не слишком приблизился – всадник продолжает бесчинствовать. Зритель, который, конечно же, ведет свое автономное следствие и видит могущественного злодея то в одном, то в другом персонаже, в какой-то момент теряется, потому что подозреваемых масса. И наличие этой интриги, безусловно, украшает картину. Но все тянется слишком долго, действие увязает в ненужных деталях так, что уже начинаешь особенно дико скучать и думать: либо Николай Васильевич должен раздухариться и выдать нечто этакое с подвывертом, либо покойный Яков Петрович обязан-таки воскреснуть и подбросить дровишек в сюжетную топку. Судя по трейлерам, Гуро действительно восстанет из мертвых в третьей части. И это правильно, потому что он не только сыщик, но и волшебник сродни Альбусу Дамблдору, директору Хогвартса.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту