Как известно, основная цель внеурочной деятельности заключается в том, чтобы создать все условия для гармоничного развития личности учащегося, дать ему все возможности для применения знаний и умений, полученных в урочное время.
Для организации внеурочной работы разработчики стандарта выделили пять направлений развития личности учащегося: спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, общекультурное, духовно-нравственное, социальное. Мониторинг основных образовательных программ начального общего образования школ Юго-Востока показал, что самое популярное направление среди всех школ -спортивно-оздоровительное, его выбирают все образовательные учреждения. Достаточно часто встречаются в программах внеурочной деятельности общеинтеллектуальное и общекультурное направления, которые выбирают соответственно 90% и 85% школ. 47% всех школ округа включают в программу общеинтеллектуальное направление. В меньшей степени учреждения расставляют приоритеты в реализации социального и духовно-нравственного направлений. Безусловно, это не может не беспокоить. Учитывая необходимость возрождения нравственных традиций в школе и в обществе, окружная методическая служба организовала обучающие семинары по программам духовно-нравственного развития, здорового и безопасного образа жизни в рамках курсовой подготовки для учителей, работающих по стандарту, на стажи-ровочных площадках, а также в рамках плановых мероприятий, проводимых в округе.
Конечно, не у всех образовательных учреждений есть возможность предоставления широкого спектра услуг учащимся в системе дополнительного образования внутри школы, хотя у большинства школ округа она, безусловно, есть. Поэтому сотрудничество с УДОД в рамках внеурочной деятельности – один из путей решения существующей проблемы. В Юго-Восточном округе 95% учреждений сотрудничают с учреждениями дополнительного образования. Эффективно осуществляется реализация внеурочной деятельности на базе центров образования, где созданы собственные центры дополнительного образования детей с большим охватом учащихся и аналогичным количеством секций и кружков. Одним из показателей эффективности работы стало участие учащихся начальной школы в городском конкурсе научно-исследовательских и проектных работ «Открытие». За три последних года на окружном этапе конкурса приняли участие ребята свыше 80 образовательных учреждений, учащиеся 57 школ стали победителями окружного этапа и 11 – городского.
У каждого образовательного учреждения есть возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Успех же этой работы будет зависеть от того, насколько грамотно и продуманно нам совместными усилиями удастся ее организовать, что мы и стараемся делать.
Комментарии