search
main
0

И в школе, и в детском саду

Проблема взаимодействия участников образовательного процесса давно и активно обсуждается педагогическим сообществом. Почему же вновь возникла необходимость к ней обратиться? Главная причина заключается в желании изменить отношение педагогов к организации образовательного процесса и сделать его интересным и увлекательным путем сотрудничества и взаимного обучения.

Традиционно педагоги рассматривают взаимодействие как процесс передачи ученикам определенного объема знаний и воспитательных воздействий. Критерии оценки успешности этого процесса четко разработаны и заданы педагогами. Как правило, учитель ставит перед собой следующие образовательные цели: научить, ознакомить с содержанием, раскрыть смысл, сформировать представление. Всегда ли эти цели совпадают с целями ученика? А внеклассные мероприятия формируют, воспитывают и развивают именно то, что нужно семьям наших учеников?Отвечу честно: не всегда. «Дети не хотят учиться, а родители пассивны и лишь со стороны наблюдают за усилиями педагогов», – вот частые сетования  учителей.   Несовпадение целей порождает проблемы взаимодействия. Образно говоря, каждый участник образовательного процесса – мудрец, который имеет представление о том, как выглядит слон, только по той его части, которую изучил. Но это не целостное видение. Для того чтобы работа была эффективной, необходимо все представления объединить в одно целое.Новый образовательный стандарт ориентирован на то, чтобы по окончании образовательного учреждения ребенок владел теми компетенциями, которые помогут ему занять достойное место в обществе. В связи с этим перед нами особенно остро встала задача по созданию системы взаимодействия всех участников образовательного процесса: детей, родителей, учителей, администрации. Поиск оптимальной формы взаимодействия и создание открытой коммуникативной среды – цель экспериментальной работы педагогического коллектива нашего учреждения.Анализ показал, что форма нашего взаимодействия может быть реальной или виртуальной в зависимости от решаемых задач и масштабов организуемого процесса. Реальные формы взаимодействия –  школьные методические объединения учителей, классных руководителей, педагогов музыкального цикла, воспитателей дошкольных групп и продленного дня, педагогические советы, служба сопровождения (педагог-психолог, учитель-логопед, медицинская сестра), психолого-медико-педагогические консилиумы. Не остается без внимания и родительская общественность: организована школа для родителей, проходят родительские советы, собрания. Эти формы работы хорошо нам знакомы, в этой области накоплен большой методический и административный опыт.Актуальным для нас стало освоение современного информационного пространства. Пока это только первые шаги. Мы открыли для себя возможность участия в виртуальных профессиональных сообществах, методических объединениях и дистанционных курсах повышения квалификации, а с помощью школьного сайта могут обмениваться информацией не только специалисты образовательного учреждения, но и остальные участники образовательного учреждения – дети и родители.  Например, посетив наш сайт, родители учеников узнают о планах работы,  расписании уроков, содержании работы кружков, получают консультации психолога и учителей, видят фотолетопись и вернисаж детских работ, почтовый ящик, созданный администрацией, что позволяет быстро обмениваться информацией с учителями и родителями, осваиваем мы и образовательное пространство learning.9151394.ru.Показателем эффективности развития коммуникативной среды в нашем учреждении можно считать организованное по инициативе учителей дистанционное групповое обучение по проблеме «Организация работы с ученическим портфолио».  Эта форма взаимодействия позволила педагогам и администрации выступить в роли не потребителей знаний, а активных соучастников их добывания. Все участники группы были погружены в атмосферу педагогического исследования и на практике  осваивали технологию групповой работы, учились отстаивать свою точку зрения по обсуждаемой проблеме, уважительно относиться к позиции других. Родители наших учеников с большим вниманием и интересом отнеслись к просьбе поразмышлять над тем, какие странички в папке достижений своего ребенка они хотели бы видеть. Анализ анкет показал: 86% мам и пап волнует развитие волевых качеств и творческих способностей детей, 100% –  школьные успехи и такие качества, как аккуратность, ответственность, дисциплинированность, умение общаться, 42% семей отметили важность развития эстетического вкуса и музыкальных способностей ребенка, 56% – показатели его физического здоровья, а в 76% анкет указывались помощь в домашних делах и навыки самообслуживания. Интерактивные формы обучения оказывают воздействие на эмоции участников:  они переживают, когда в споре коллеги убеждают их в неправоте, несостоятельности позиции и, напротив, радуются, когда их аргументы принимаются или же найденная в Интернете статья помогает найти решение возникшей проблемы. Меняется и личностный статус участников группы: для каждого нашлась именно та область, где он был лучшим. Учителя на себе ощутили то, что активно используют в работе с детьми. Результатом работы  стали не только разработка интересных вариантов портфолио младшего школьника и желание организовать работу с ним в классе, но и инициатива учителей поделиться своим опытом с коллегами, работающими в дошкольных группах. На методическом объединении  учителей и воспитателей был составлен план совместной работы.«Организация работы с  портфолио дошкольника».И. ЛОКТИОНОВА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе начальной школы – детского сада №1890

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте