search
main
0

И в памяти храним своей

К 50-летнему юбилею полета Ю.А.Гагарина в космос лаборатория психологии и воспитания НИИ развития профессионального образования и московские колледжи провели социопедагогическое исследование оценочных суждений и воспоминаний разных поколений россиян – патриотическую акцию «Семейная память». В опросе приняли участие 5000 студентов и 1100 педагогов из 55 московских колледжей. О результатах исследования нам рассказала ведущий научный сотрудник НИИРПО Татьяна Панкратова.

Н​а вопросы «Тебе интересно знать, как история страны отразилась в истории твоей семьи?», «Есть ли в твоей семье люди, от которых ты получаешь сведения о прошлом семьи, страны, народа?», «Считаешь ли ты себя обязанным хранить и транслировать эту память новым поколениям?» положительно ответили 56%, 66%, 63% студентов, отрицательно – 10%, 14%, 16%, а не задумывались над этим – 28%, 15%, 20%. 70% студентов знания о космонавтике и о Юрии Гагарине получают из СМИ (документальных фильмов, телепередач, популярных изданий). Своими воспоминаниями со студентами поделились 66% семей. Семьи 21% студентов воспоминаний не имеют, 5% студентов не хотят общаться с родными, 8% не ответили на вопрос.16% студентов с гордостью отмечают, что их близкие лично видели Гагарина. 52% не интересовались этим, а 6% «не имеют интереса».Источником воспоминаний, средоточием эмоций часто оказываются материальные свидетельства: бытовые предметы с символикой, коллекции, печатные издания, связанные с полетом Гагарина и развитием космонавтики. Они сохраняются в семьях 34% студентов. Были названы книги, открытки, газеты, портреты первого и других космонавтов, коллекции монет и марок, медали и значки, часы, малые скульптурные формы из металла и фарфора, например фигурки знаменитых собак Белки и Стрелки, елочные игрушки. По отзывам и педагогов, и студентов, предметы, в дизайне которых отразилось ярчайшее национальное достижение, с детского возраста могут запасть в душу, стать источником воспоминаний, семейными реликвиями. Но все это принадлежит старшему поколению. В современном декоративно-прикладном искусстве и дизайне космическая тема представлена мало. Интерес к коллекционированию монет, значков и марок по этой тематике сохранили единицы из молодого поколения. Однако молодежь понимает реальную материальную ценность этих коллекций. 30% студентов не знают, а 10% не обращают внимания на историческую ценность таких предметов. Представление о том, что Гагарин – выпускник системы профессионального образования, имели 29% студентов, не знали – 48%, не выразили отношения – 21%. Участие молодежи в памятных мероприятиях, связанных с Днем космонавтики, характеризуется следующим образом: 56% студентов посещали музеи в школе или колледже; 32% участвовали в творческих конкурсах; 28% участвовали в концертах, тематических вечерах и классных часах; 24% участвовали в праздничных шествиях с возложением цветов к памятникам основоположникам космонавтики; 21% проявили отсутствие интереса. Проблемы будущего развития человечества и космических катастроф волнуют 41% и 54% студентов. Остальные проявили недостаточное внимание к этим проблемам.11% из опрошенных педагогов описали семейные и собственные воспоминания о 12 апреля 1961 года – дне космического полета – и 14 апреля 1961 года – дне встречи Юрия Гагарина в Москве. Воспоминания проникнуты чувством восторга и национальной гордости. Во многих воспоминаниях эти дни сравнивают с Днем Победы. Как один из самых ценных результатов исследования, эти воспоминания могут быть использованы педагогами в процессе воспитания и, на наш взгляд, будут оказывать глубокое воздействие на развитие патриотических чувств современных студентов. 4% из опрошенных студентов оставили на опросных листах текстовые заметки, они позволили представить, какие именно события, пережитые вместе с семьей, пересказанные родственниками, или материальные свидетельства, сохранившиеся дома или в музеях, а также мероприятия и педагогические ситуации, организуемые в школах и колледжах, произвели на них самое сильное впечатление. Вспоминают педагоги: «Это была наша общая победа» – В день полета в космос Ю.А.Гагарина на заводе, где я работал слесарем, это объявление передали по заводскому радио. Все собрались в механическом цехе и слушали голос Левитана. Чувства, которые овладели нами, передать словами невозможно. Нужно было быть там в то время. (Преподаватель строительного колледжа №26.)- Известие о полете Юрия Гагарина я услышала в научной библиотеке. Оно вызвало бурю чувств. Там стоял рояль, на котором начала играть наш библиотекарь. В библиотеку сбегались люди с вопросом: «Что случилось?» Им объясняли, и они присоединялись к ликующей группе. Это было время веры в прогресс науки, в свершение великих помыслов, особенно на нашем предприятии. Ведь мы выпускали металлы «для космоса». (Преподаватель промышленно-экономического техникума.)- Мы, школьники, услышали новость о полете Гагарина в космос на перемене от одноклассника, сидевшего в коридоре школы на тюках собранной макулатуры. Мы не поверили, думали, что он начитался фантастики. (Преподаватель экономико-технологического колледжа №22.)- Я была в гостях. Объявление сделали по радио. Взрывы эмоций неслись из всех квартир дома. К нам вбежали, когда мы плясали вокруг стола и кричали «Ура!». Мы радовались до слез. (Преподаватель гуманитарного колледжа информатики и библиотечных технологий №58.)- Проезжая часть проспекта Мира была запружена ликующими людьми. Манифестация возникла спонтанно. Никто не призывал выходить на улицы и идти на Красную площадь. Это был единый порыв людей. Колонны несли транспаранты, воздушные шары, кричали: «Ура Гагарину!» По всему проспекту звучали патриотические песни под аккомпанемент где-то гитары, где-то баяна и без аккомпанемента. Все было непередаваемо празднично. Это было духовное единение народа, море радости и гордости за страну – СССР. (Преподаватель педагогического колледжа №1 имени Ушинского.)- Отлично помню этот солнечный весенний день 14 апреля – день встречи Гагарина в Москве. Улицы были заполнены народом. Стояли на балконах, забирались на фонарные столбы и размахивали флагами. Занятия в нашем институте прервали. Все преподаватели и студенты вышли на улицу. Люди смеялись, обнимались, пели, многие несли самодельные транспаранты и плакаты: «Ура!», «Мы в космосе!», «Мы первые!», «Да здравствует Гагарин!». Казалось, что все – одна огромная семья. Чувство гордости за свою державу и народ, за Гагарина переполняло сердца. Разве такое забудешь?! Вечером мы собрались в общежитии, читали стихи, вспоминали наших ученых (Кибальчича, Циолковского) и были счастливы. Слова Циолковского о том, что именно русские будут первыми в космосе, подтвердились. (Преподаватель педагогического колледжа №1 имени Ушинского.)- Я помню в день встречи Юрия Гагарина огромное количество людей вдоль Ломоносовского проспекта. В руках у них были флажки, шары. На улице играла музыка. Царили веселье, радость, ликование. Я была 12-летней девочкой, но испытывала чувство особой радости и гордости за свою Родину, которое живо до сих пор. (Преподаватель педагогического колледжа №7 «Маросейка».)- Полет Ю.А. Гагарина совпал с появлением первых телевизоров. В день встречи Гагарина в Москве моя бабушка устроила званый ужин для всех соседей и пригласила их смотреть телепередачу о встрече Гагарина и приносимых ему поздравлениях, которая шла всю ночь. (Преподаватель экономико-технологического колледжа №22.)- Это был огромный праздник. Сердца переполняли радость и гордость за героя Юрия Гагарина и от осознания величия страны. Это можно было сравнить с Днем Победы. Ведь это и была победа – победа науки, человеческого гения и мужества. (Преподаватель колледжа декоративно-прикладного искусства №36 имени К.Фаберже.) – Полет в космос тогда расценивался как победа нашей страны в космической гонке с США. Люди осознавали и свое личное соучастие в первенстве страны в деле покорения космоса. У всех тогда было ощущение: «Мы лучшие, мы умные, мы мощные, мы люди труда, но сможем по-военному отмахнуться от любого». (Преподаватель экономико-технологического колледжа №22.)- Запомнились документальные фильмы о Ю.Гагарине: как его встречали люди в нашей стране и во всех странах – море цветов, улыбок, всеобщее ликование. Сейчас используют сравнение: «Встречают как героя космоса». (Преподаватель экономико-технологического колледжа №22.)- Моя мама и бабушка родились 4 октября и 12 апреля – в день запуска первого искусственного спутника Земли и в День космонавтики. В семье их стали называть «покорительницами космоса». (Преподаватель колледжа автоматизации и радиоэлектроники №27.)- Улыбка Юрия Гагарина – символ 1960 – 1970-х годов – радует до сих пор. (Преподаватель колледжа сферы услуг №3.)- Когда наша дочь Катя была маленькой и плакала, я показывала ей фотографию Гагарина с его незабываемой улыбкой, и она успокаивалась. (Преподаватель педагогического колледжа №1 имени Ушинского.)- Мой первый рисунок (ему почти 50 лет), копия портрета улыбающегося Гагарина, до сих пор хранится в нашем семейном архиве. Вторым сильным эмоциональным впечатлением от космической темы стал фильм «Укрощение огня» о конструкторе Сергее Королеве. Я испытала чувство гордости за нашу великую страну. (Преподаватель коммерческо-банковского колледжа №6.)- В библиотеках возник новый читательский интерес к фантастике. (Преподаватель колледжа сферы услуг №3.)- Многие захотели быть космонавтами (мальчики). Физкультура стала востребованным уроком – дети пытались тренировать вестибулярный аппарат. Эмоции и гордость за страну искренне испытывали все. Мне кажется, представители всех национальностей в стране чувствовали себя единой семьей в отношении этого эпохального события. Люди говорили об этом как о своей личной победе. (Преподаватель политехнического колледжа №39.)- Мальчиков, родившихся в 1961 году и позже, стали чаще называть Юрием. (Преподаватель московского государственного техникума технологии и права.)- Ежегодно 12 апреля проводили торжественные мероприятия: посещали музеи, организовывали концерты, конкурсы, выставки рисунков, читали книги о Гагарине. Мы, дети 1960-х и 1970-х годов, ощущали этот день действительно праздничным днем и гордились своей страной. (Преподаватель колледжа автомобильного транспорта №9.)- Космосом «заболели». Собирали и коллекционировали все: значки, марки, открытки, вырезки газетных и журнальных статей. Полет Гагарина оценивался как начало новой эпохи и цивилизации. (Преподаватель колледжа автоматизации и информационных технологий №20.)- Я мечтала полететь на Марс (мне было 11 лет). Читала в ту пору много научной фантастики и книг по астрономии. (Преподаватель колледжа автоматизации и информационных технологий №20.)- Видела Юрия Гагарина на съезде ВЛКСМ и в Москве на улице Чехова, когда он, улыбаясь, проехал мимо в черной «Волге» и помахал рукой нам, стоящим у светофора. (Преподаватель политехнического колледжа №19.)- Я лично участвовал во встрече с Гагариным в Джезказгане. (Преподаватель колледжа сферы услуг №3.)- По воспоминаниям моих родителей полет Гагарина воспринимался событием вселенского масштаба, вызвавшим всеобщее ликование, гордость за страну. Но в настоящее время тема первооткрывателей космоса забыта, студенты далеки от достижений космонавтики, многим даже имя Юрия Гагарина неизвестно. (Преподаватель гуманитарного колледжа информатики и библиотечных технологий №58.)Вспоминают студенты: «Просто в голове не укладывается, как это можно все придумать»- Я запомнила восхищение моих родных. В принципе они до сих пор восхищаются Ю.А.Гагариным и поражаются, и испытывают гордость за нашу страну. (Студентка колледжа ландшафтного дизайна №18.)- О Гагарине я слышала от бабушки и дедушки. Они рассказывали о том, как народ ликовал и радовался, когда объявили, что русский человек первым в мире покорил космос. Они говорили, что этот день был похож на День Победы: все вышли на улицы и обнимали друг друга. (Студент колледжа автоматизации и радиоэлектроники №27.)- Мама рассказывала, что, когда вся страна встречала Гагарина, все вокруг радовались и ликовали. Школьников отпустили с уроков смотреть дома по телевизору встречу Гагарина, а папа со своим классом на Ленинском проспекте встречал колонну машин. Все дети махали цветами и флажками машине с Гагариным. (Студентка педагогического колледжа №7 «Маросейка».)- Моего дядю назвали в честь Гагарина. (Студент колледжа автоматизации и радиоэлектроники №27.)- Бабушка часто вспоминала обаятельную улыбку Гагарина. (Студентка педагогического колледжа №1 имени Ушинского.)- Многие вспоминают, как Юрий Гагарин сказал: «Поехали!» (Студент колледжа малого бизнеса №67.)- Песня «Нежность» («Опустела без тебя Земля»), оказывается, была посвящена Ю.Гагарину. (Студентка колледжа музыкального и театрального искусства №61.)- В школе всегда праздновали День космонавтики. Мы делали аппликации, газеты, выступления на концерте, сообщения. Я всегда предпочитала рисовать космос на конкурсе рисунков. В 6-м классе я победила на этом конкурсе и была счастлива. У нас в школе был интересный концерт, а вечером мы с родителями пошли в парк и смотрели салют. Этот день я запомнила на всю жизнь. (Студентка колледжа малого бизнеса №67.)- Мы ездили в Музей Циолковского. Впечатлил планетарий, все спутники, луноходы и прочее. Просто в голове не укладывается, как это можно все придумать! (Студент промышленно-экономического техникума.)- К Дню космонавтики мы готовили рисунки и плакаты и развешивали их по всей школе. Было очень весело. (Студентка колледжа художественных ремесел №59.)- Мы ставили самодеятельный спектакль. Это самое сильное впечатление. (Студентка педагогического колледжа №1 имени Ушинского.) – У нас есть коллекция марок моего дедушки, посвященная Гагарину и освоению космоса, а также множество открыток с портретами космонавтов и Гагарина. Наиболее сильное впечатление оставило мое собственное исследование о жизни и подвиге Гагарина к Году космонавтики. (Студент экономико-технологического колледжа №22.)- Я сам коллекционирую марки, посвященные Юрию Гагарину. Эти марки я оставлю для своих детей, чтобы они знали человека, который первым полетел в космос. (Студент колледжа автомобильного транспорта №9.)- Моя мама родилась в День космонавтики. В ее советском детстве она ходила на ВДНХ в павильон «Космос», гуляла по Аллее космонавтов, встречалась с «летающими космонавтами». А у меня сегодня – Леонов в «Голубом огоньке» и сотовый телефон – вот и все ассоциации. (Студентка колледжа сферы услуг №3.)- К сожалению, мне родители об этом рассказывали в общих чертах. Я не много запомнил. (Студент колледжа индустрии гостеприимства и менеджмента №23.)- Мероприятия, связанные с этим праздником, были не впечатляющими и не подходящими для «общего развития». Поэтому и «особо запомнившихся» у меня нет. (Студент колледжа сферы услуг №3.)- Бабушка часто рассказывала мне о Гагарине. В моей семье есть книги о Гагарине, значки, монеты с его портретом. Если честно, то у меня самой сильных впечатлений нет, а есть только добрые воспоминания о том, как я с бабушкой общалась. (Студентка колледжа сферы услуг №3.)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте