search
main
0

И традиции, и инновации – в радость. Дошкольное образование

Материалов педагогов, работающих в детских дошкольных учреждениях, на XII конкурс «Сто друзей» пришло так много, что их читал не один, а три уважаемых эксперта. Их выводы мы предлагаем вашему вниманию. В лидерах – игра и логика

Татьяна АТЯКШЕВА, старший преподаватель кафедры дошкольного и младшего школьного возраста Педагогической академии последипломного образования Московской области

Воспитатели дошкольных образовательных учреждений, специалисты ДОУ – инструктора по физической культуре, музыкальные руководители, педагоги-психологи, учителя-логопеды – представили на XII конкурс методических разработок «Сто друзей» материалы практически во всех номинациях. И это радует! Как и тот факт, что в основном оформление разработок соответствует конкурсным требованиям.

Из тех работ, которые рецензировала я, лучшими оказались три.

1. Музыкальное занятие в подготовительной группе на тему «Сказка в музыке» музыкального руководителя детского сада общеразвивающего вида «Малышок» города Советска Кировской области Светланы Шахтариной.

В данной работе раскрывается одна из актуальных и сложных тем – развитие основ музыкально-эстетического сознания детей дошкольного возраста. Интересно представлена технологическая карта организации и проведения занятия. Автор использовал игровые средства и игровую технологию проведения занятия, что позволяет успешно достичь намеченных целей занятия. Работу отличает логичность построения материала на занятии, богатство содержания. Отмечу богатую, образную речь педагога и музыкального руководителя, эстетическое оформление, большое уважение к музыке, сказкам и, самое главное, к детям. Представлен подробный самоанализ проведенного занятия. Удачно продумано применение информационных технологий в образовательном процессе.

2. Шоу-программа с родителями, посвященная Дню матери, «Супер-мама» старшего воспитателя детского сада комбинированного вида «Полянка» города Советска Кировской области Марины Покашниковой.

В конспекте автор подробно и полно раскрывает программное содержание занятия.

Конкурсная программа Дня матери построена на разнообразии видов деятельности родителей и детей. Конечно, это вызывает огромный познавательный интерес у детей и взрослых. Весь материал логически правильно выстроен. Продуманы неординарные и оригинальные задания для мам, вопрос для викторины с болельщиками. Такая форма работы с родителями активизирует их активность, повышает уровень успешности и создает эмоциональное благополучие. Радость получают и взрослые, и дети.

3. Сценарий смотра-конкурса песни и строя, посвященного Дню защитника Отечества «Есть у нас пилоты, есть и моряки…», инструктора по физической культуре Центра развития ребенка – детского сада №47 города Соликамска Пермского края Елены Кузенковой.

Смотр-конкурс направлен на формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

В работе автор подробно и полно раскрывает цели и задачи конкурса. Интересно представлена предварительная работа. Полно описано оборудование для мероприятия, оформление зала.

Автор использовала игровую мотивацию. Четко определена учебная задача. Музыкальное сопровождение удачно подобрано, вызывает радостное, приподнятое настроение, соответствует теме. Части занятия плавно переходят одна в другую. Конкурс проводится на основе разработанного положения, которое также было представлено на «Сто друзей». Содержание соответствует программе дошкольного образования.

Основные недочеты остальных конкурсных материалов:

1. Не указан возраст детей, для которых предназначено мероприятие или занятие.

2. Слабо раскрыто программное содержание занятия.

3. Оборудование представлено общими словами.

4. Части занятия не связаны между собой.

5. Используется материал, не соответствующий программам дошкольного образования.

6. Стихотворный материал требует доработки.

7. Содержание занятия больше подходит для тематического праздника или развлечения, а для занятия слишком велик объем.

8. Не указаны вид и тема занятия.

9. Нет рассказа о том, как готовилось занятие.

10. Детям даются новые слова, но не даются их определения.

11. Используются предметы, опасные для жизни и здоровья детей.

12. Большая часть материала заимствована из методической литературы.

Без эмоций никуда

Ирина СЛЕПЦОВА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования Педагогической академии последипломного образования Московской области

В основном педагоги дошкольных образовательных учреждений прислали на XII конкурс «Сто друзей» конспекты занятий, уроков, сценарии праздников. Содержание конспектов занятий разработано с учетом возрастных особенностей психического развития детей раннего и дошкольного возраста. Взаимодействие воспитателя с детьми строится в игровой форме.

К положительным моментам можно отнести эмоциональную насыщенность сценариев, активное участие детей в игровых действиях, использование разнообразных форм работы (песни, потешки, игры, упражнения и т. д.).

Содержание конспектов занятий реализует поставленные цели. Некоторые занятия разработаны с использованием традиционных форм работы с детьми. В другие материалы внесены педагогические инновации – авторы предлагают нестандартные методы, приемы, формы работы с детьми. Показаны методы и приемы индивидуальной работы, выделены специфические, инновационные средства педагогической работы по предложенной тематике. Автор именно таких работ, а именно цикла занятий по валеологии, стала одним из победителей конкурса «Сто друзей». Это воспитатель детского сада №4 «Крепыш» города Волгореченска Костромской области Ольга Архипычева. Хотелось бы отметить материалы, присланные на конкурс заведующей детским садом №1 Волгограда Вероникой Дьяченко, – учебный курс «Четыре стихии мира» и познавательный курс «Родные корни». Курсы научно и методически проработаны, ориентируют детей на поисковую исследовательскую деятельность, знакомство с культурно-историческими событиями и явлениями.

Где же новые технологии?

Альбина НАЙБАУЭР, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и младшего школьного возраста Педагогической академии последипломного образования Московской области

Представленные на конкурс материалы разнообразны по содержанию и форме – занятия, проекты, спектакли, праздники, развлечения, программа «Дошколенок», посвященная подготовке неорганизованных детей к обучению в школе, методические разработки по теме «Пальчиковые игры». Необходимо отметить, что конспекты разработаны в соответствии с требованиями, традиционно предъявляемыми к такого рода работам, и конкретными требованиями конкурса «Сто друзей». Педагоги используют в работе с дошкольниками различный демонстрационный и раздаточный материал, в том числе презентации. Части занятий и других форм организации учебной деятельности логично дополняют друг друга, формулировка вопросов детям и предполагаемых ответов грамотная.

Однако большинство работ выполнены в традиционной форме, они не предполагают использования новых технологий по различным направлениям, поэтому такие материалы не могут быть рекомендованы к публикации.

Интересен материал воспитателя детского сада комбинированного вида №114 «Чебурашка» города Брянска Ирины Богдановой «Занятие по ознакомлению с окружающим с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Свойства магнита». Продуманность и последовательность отличает конкурсантку Меневере Хабибуллину, воспитателя детского сада «Зорька» (село Черно-Вершины Самарской области), она разработала занятие для детей старшего дошкольного возраста по теме «Мы и наш огромный мир». Обоснованность, наличие авторского осмысления проблемы характеризует проект для старших дошкольников «Звездное небо», представленный воспитателем Центра развития ребенка – детского сада №14 города Ефремова Тульской области Зоей Болтенковой. Вышеперечисленные работы могут быть рекомендованы к публикации.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте