search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Секреты скорочтения: топ-10 упражнений для развития навыков Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Смешанное или гибридное образование: о современных формах обучения рассказали в РАО В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн Год счастливого детства стартовал в Чувашии НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Быстро и эффективно готовим четвероклассников к выполнению заданий ВПР В Минпросвещения рассказали о единой модели профориентации школьников В России изменится механизм распределения бюджетных мест в вузах
0

И студент может быть серьезным ученым

Артем Гебелев, студент Московского городского психолого-педагогического университета, родился в Минске, но школу окончил московскую. Школа эта не простая, а НПО «школа самоопределения», основателем и директором которой долгие годы был Александр Тубельский. Артем Маратович теперь работает в этой школе педагогом-психологом, решает многие сложные задачи и занимается наукой, хотя и не имеет еще диплома о высшем образовании. Просто ему очень интересны люди со всеми возникающими у них проблемами. Занятия наукой и практическая работа, вне всякого сомнения, помогли Артему Гебелеву стать в 2009 году победителем конкурса «Учитель года Москвы» в номинации «Педагогический старт».

Вот как сам Артем Маратович говорит о своей научной деятельности:

– Мои научные интересы лежат в области категорий «осмысленность» и «самоопределение». В одной из моих курсовых работ я рассматривал проблему эффективности учебной деятельности студентов через призму этих понятий.

Для начала расскажу небольшую притчу. Два мудреца отправились по свету посмотреть, как люди живут. В одном небольшом городе они встретили толпу людей, которые носили огромные камни, было видно, что им очень тяжело, руки были в кровяных мозолях, по лицу катился пот. Мудрецам стало интересно, что же делают эти люди.

– Что ты делаешь?- спросили они у одного человека.

– Я таскаю камни наверх.

– А ты что делаешь? – спросили они другого.

– Я зарабатываю детям на еду.

– Ну а ты что делаешь? – спросили они третьего.

– Я строю храм Божий!

Центральная идея моего исследования состоит в том, что человек, который строит храм, будет делать это быстрее, качественнее и с большим удовольствием. Если перевести эту притчу на язык психологии, то основное положение формулируется так: учение тогда эффективно, когда учащийся видит в нем личностно значимый смысл.

Это положение разрабатывается в русле культурно-деятельностной парадигмы в психологии. Исследовательская гипотеза формулируется следующим образом: «Существует связь между эффективностью учебной деятельности и характером ее осмысления студентами».

Теоретическим обоснованием гипотезы стали эксперименты А.А.Смирнова по исследованию памяти. В частности, Смирнов показал, что непроизвольно запоминаются в первую очередь феномены, имеющие отношение к основному руслу деятельности: «важнейшим условием, определившим собой запоминание в проведенных опытах, явилось основное русло деятельности испытуемых, основная линия их направленности и те мотивы, которыми они руководствовались в своей деятельности». Поскольку учение состоит из совокупности множества психических процессов, эффективность которых определяется мотивами человека, то можно обоснованно говорить о связи эффективности учения и его осмысления.

Цель моего исследования – проверка гипотезы о наличии связи между характером осмысления студентами учебной деятельности и академической успеваемостью. Предмет исследования – учебная деятельность студентов, объект – связь между индивидуальными различиями в осмысленности студентами учебной деятельности и ее эффективностью.

Для измерения уровня осмысленности я использовал тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.Леонтьева. Параметром, отражающим академическую успеваемость, служил рейтинг успеваемости. В исследовании принимали участие 85 студентов первого курса факультета ПК МГППУ.

В результате анализа полученных данных были выявлены две равные группы студентов: группа А с прямой корреляцией между осмысленностью жизни и академической успеваемостью и группа Б с обратной корреляцией между осмысленностью жизни и академической успеваемостью. Полученные в первой группе результаты указывают на подтверждение гипотезы. Показатели второй группы можно интерпретировать таким образом, что студенты обладают высоким уровнем осмысленности, но низкой успеваемостью и наоборот. В этом случае можно предположить, что первая подгруппа студентов (высокая осмысленность и низкая успеваемость) находят основные смыслы своей жизни вне учебы, таким образом, она имеет для них смысл пустой формальности. Например, у меня был одногруппник, который получал на втором курсе 2-3 тысячи долларов, занимаясь любимым программированием, и при этом учился весьма посредственно. Представители второй подгруппы (низкая осмысленность и высокая успеваемость), вероятнее всего, ориентируются на привычные установки. К этой группе могут принадлежать, например, школьные отличники, которые учатся хорошо, так как для них это привычный стиль жизни.

Перспективами исследования я считаю, во-первых, качественное исследование связи между характером осмысления учебной деятельности и ее эффективностью и, во-вторых, углубленное рассмотрение прочих факторов, влияющих на академическую успеваемость.

Практическая значимость исследования заключается в том, что исследование позволяет учителям осознанно повышать эффективность обучения за счет содействия осмыслению полученной информации.

Аналитически можно выделить три контекста осмысления знания:

1. Внутренняя осмысленность (согласованность частей знания).

2. Междисциплинарная осмысленность (соотнесенность с другим знанием).

3. Жизненная осмысленность (соотнесенность с жизненными проблемами).

Для наиболее эффективного освоения знания должен быть раскрыт его смысл в каждом из трех контекстов. Таким образом, новое знание должно быть внутренне выстроенным, соотнесенным с уже имеющимся знанием и необходимым для решения жизненных задач.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте