search
main
Топ 10
Откуда берется лень у подростков и что с ней делать Этот день настал: 7 декабря одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение Минобрнауки: отсрочкой от армии можно воспользоваться только один раз Педагогические династии были представлены на межрегиональном конкурсе Учителя Ульяновской области станут зарабатывать больше Глава Роспотребнадзора объяснила, когда школьников могут отправить на дистант Повышение зарплат учителей, обязательная школьная форма, итоговое сочинение — новости образования Рособрнадзор: будет сформирована новая система показателей для оценки качества образования Перенос итогового сочинения, школа без контрольных работ, финалы ВСоШ - главные новости образования Очередной Всероссийский открытый урок будет посвящен Героям Отечества Студентам белгородских колледжей на время дистанта будут выдавать сухпайки В первом чтении принят закон, позволяющий переводить школы с муниципального уровня на региональный Глава РАО озвучила причины высокой учебной нагрузки в школах Педагогов приглашают поучаствовать в марафоне «Как внести творческий воспитательный компонент в школьный урок» Игрушки — дело серьезное: дискуссия экспертов в сфере образования и промышленности игр и игрушек В подмосковных школах стартовала неделя функциональной грамотности В школьных учебниках могут появиться разделы о выдающихся российских ученых В Подмосковье упростили регистрацию на ОГЭ и ЕГЭ В Москве состоится Всероссийский педагогический конгресс «Подготовка учителя будущего поколения» Двум архангельским школам могут присвоить имена русского ученого и поэта
0

И специалист, и активист. Приоритеты расставлены

Форум «Гражданское партнерство в поддержку обучения гражданственности и образования в области прав человека» собрал в Страсбурге участников Европейской культурной конвенции, людей, целью которых стало внедрение принципов демократии. О романтическом зачине разговора про воплощение в жизнь плана действий Всемирной программы, принятой в июле 2005 года государствами -членами Организации Объединенных Наций, «Учительская газета» писала в статье «Стратегический багаж», опубликованной в №49 за 4 декабря 2007 года. Завершающая стадия первого этапа общего проекта, грядущее 10 декабря 60-летие Всеобщей декларации прав человека и председательство Швеции в Комитете министров Совета Европы побудили сообщество региональных и международных организаций к обсуждению дальнейших шагов на новой встрече. Эмоциональная приподнятость прошлогодних заседаний уступила место прагматичным резюме об образцах эффективного содружества государственных и общественных структур.

Комментарий «УГ»МненияЕлена ИППОЛИТИ, специалист Отдела методологии, образования и профессиональной подготовки Управления Верховного комиссара ООН по правам человека:- Развитие образования в области демократической гражданственности и прав человека должно рассматриваться как приоритет, отвечающий высшим интересам всех стран. Это положительно влияет на эффективность национальных систем образования в целом, что в свою очередь играет важнейшую роль в экономическом, социальном и политическом развитии.Олоф ОЛАФСДОТТИР, директор Департамента школьного и внешкольного образования Совета Европы:- Защита прав человека, демократии и верховенства закона служит основой нашей организации. Поскольку наша задача состоит в том, чтобы продвигать эти всеобщие ценности, совершенно очевидно, что необходимо обеспечить, чтобы эти ценности должным образом понимались и воплощались в жизнь – и прежде всего через образование.Гуннар МАНДТ, заместитель генерального директора министерства образования и исследований Норвегии:- Ныне существует острая необходимость в создании прочных партнерских связей, с помощью которых каждый участник мог бы внести свой уникальный вклад в дело образования в области прав человека. Мы создали такие возможности для партнерских связей и сотрудничества, в Осло появился европейский ресурсный центр по образованию в области межкультурного понимания, прав человека и демократической гражданственности – это центр Вергеланд.Пер СЪЁГРЕН, посол, постоянный представитель Швеции при Совете Европы:- Образование в области прав человека получило широкое призвание и рассматривается правительствами и гражданским обществом как условие создания и поддержания мирных и демократических обществ, строящихся на принципах уважения прав человека.

Партнерские связи сразу обратили на себя самое пристальное внимание. Противостояние государства и неправительственных объединений закончилось, но и масштабного сотрудничества пока нет. Где-то гибкость и мобильность общественных организаций помогает региональным министерствам устранить дефицит гражданского ликбеза в образовательных учреждениях, проводя альтернативные, но прошедшие лицензирование курсы повышения квалификации педагогов и выпуская совместные с министерскими специалистами учебные пособия, в каких-то странах чиновники таких активистов не воспринимают совсем, сетуя: «Вас тут много, и разбираться, что такое хорошо, а что такое плохо, мне не досуг! Лучше отказать всем». Вклад в обучение гражданственности неправительственных объединений может быть значительным, но примеры действенной практики единичны. Задачу по сближению должны осуществлять и те и другие, так как любое согласие приводит к тому, что конечный результат становится лучше, ведь он удовлетворяет обе стороны.

Совещание в ноябре 2007 года выявило, что занятия по образованию в области прав человека проводятся во многих странах, но они не связаны с общим планом действий или национальной стратегией по выполнению планов. Исполнительный директор Ассоциации в поддержку образования в области прав человека Фелиса Тиббитс отмечает, что в этой связи опора на Всемирную программу и национальные стратегии по выполнению могла бы быть использована для создания стандартов для последовательной, систематизированной и устойчивой национальной политики образования в области прав человека. Почти во всех учебных программах существуют возможности для их изучения либо в рамках специализированного курса, либо в качестве дополнительной темы, однако без ясной и контролируемой национальной политики эта работа может вестись несогласованно и не обеспечивать желаемых результатов. Международные и региональные органы, занимающиеся правами человека, должны поощрять выполнение обязательств в сфере просвещения, которые закреплены в стандартах, подписанных правительствами.

Комиссар по правам человека Совета Европы Томас Хаммарберг в своем нынешнем докладе выразил удовлетворение прекрасным сотрудничеством Совета Европы и ООН. Комиссар заметил, что он часто совершает поездки по странам Совета Европы и всегда слышит замечания по поводу осуществления и защиты гражданских прав. Пробелы в реализации принципов Всеобщей декларации, безусловно, есть везде. Следовательно, необходимо создать систему, которая пресекла бы нарушения в области прав человека. Пока реальность у комиссара оптимизма не вызывает.

Сегодня в рядовых школах слишком мало внимания обращается на обучение правам человека. Детей ориентируют на трудовой рынок, обсуждение же базовых ценностей рассматривается как нечто факультативное. А это значит, что времени на осмысление себя полноправным гражданином выделяется немного. Иногда и понимания, как это делать, среди педагогического коллектива нет. Таким образом, правозащитные элементы в процесс преподавания попросту не вписываются. Подготовка современных педагогов требует более прогрессивных подходов, ведь, ставя перед собой задачу сформировать у школьников представление о мире труда, учителя не могут не учитывать тот аспект, что они выпускают в свет человека, заботящегося и об общественном благе тоже.

Навыки и умения для действий в ситуациях по отстаиванию своих прав в реальной жизни нужны каждому. Чем раньше начинаешь осознавать себя «не тварью дрожащей», тем более осуществим твой шанс стать полноценной личностью.

В ООН есть превосходная программа по защите прав человека. Но защита и продвижение – вещи разные. Образование – это тоже защита, а просвещение оказывается даже неким определенным вызовом установленным правилам, оно способно предотвратить нарушение в зародыше.

Октябрьский форум попытался изучить и выработать общее понимание гражданских позиций в области воспитания, делегаты из полусотни стран съехались в столицу Эльзаса обменяться практическим опытом и подготовить рекомендации о том, как партнерские отношения могут получить дальнейшее развитие. Обзор работы конференции предоставил генеральный докладчик Тед Хадлестон. Он определил, что концепция воспитания гражданственности многовекторна, она реализовывается на протяжении всей жизни и учитывает различные аспекты деятельности человека в обществе. Школа занимает центральное и решающее место в существовании любого. Ситуация, в которую попадает каждое поколение, иная, чем та, что была у предыдущего. Меняется политический контекст, что объясняется тенденциями миграции, глобализации. Поэтому реализация концепции воспитания гражданственности может только обновляться, прекратить своего существования она не вправе. Простого производства учебников и пособий здесь недостаточно – это лишь часть деятельности. Работа по обучению прав человека гораздо шире, она идет постоянно.

Участие в политической, общественной жизни становится обязательным. Это понимают все. Многие страны делают огромный упор на образование в области прав человека, в Норвегии даже создан ресурсный центр Вергеланд по содействию глобальной демократической гражданственности. Первый этап, который охватывает с 2005 по 2009 год, плана действий Всемирной программы ООН, посвящен включению образования в области прав человека в системы начального и среднего школьного обучения. Важно лишь соблюсти уважение к целостности вклада всех причастных к формированию личности: школы, общества, государства.

Страсбург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте