search
main
0

И специалист, и активист. Приоритеты расставлены

Форум «Гражданское партнерство в поддержку обучения гражданственности и образования в области прав человека» собрал в Страсбурге участников Европейской культурной конвенции, людей, целью которых стало внедрение принципов демократии. О романтическом зачине разговора про воплощение в жизнь плана действий Всемирной программы, принятой в июле 2005 года государствами -членами Организации Объединенных Наций, «Учительская газета» писала в статье «Стратегический багаж», опубликованной в №49 за 4 декабря 2007 года. Завершающая стадия первого этапа общего проекта, грядущее 10 декабря 60-летие Всеобщей декларации прав человека и председательство Швеции в Комитете министров Совета Европы побудили сообщество региональных и международных организаций к обсуждению дальнейших шагов на новой встрече. Эмоциональная приподнятость прошлогодних заседаний уступила место прагматичным резюме об образцах эффективного содружества государственных и общественных структур.

Комментарий «УГ»МненияЕлена ИППОЛИТИ, специалист Отдела методологии, образования и профессиональной подготовки Управления Верховного комиссара ООН по правам человека:- Развитие образования в области демократической гражданственности и прав человека должно рассматриваться как приоритет, отвечающий высшим интересам всех стран. Это положительно влияет на эффективность национальных систем образования в целом, что в свою очередь играет важнейшую роль в экономическом, социальном и политическом развитии.Олоф ОЛАФСДОТТИР, директор Департамента школьного и внешкольного образования Совета Европы:- Защита прав человека, демократии и верховенства закона служит основой нашей организации. Поскольку наша задача состоит в том, чтобы продвигать эти всеобщие ценности, совершенно очевидно, что необходимо обеспечить, чтобы эти ценности должным образом понимались и воплощались в жизнь – и прежде всего через образование.Гуннар МАНДТ, заместитель генерального директора министерства образования и исследований Норвегии:- Ныне существует острая необходимость в создании прочных партнерских связей, с помощью которых каждый участник мог бы внести свой уникальный вклад в дело образования в области прав человека. Мы создали такие возможности для партнерских связей и сотрудничества, в Осло появился европейский ресурсный центр по образованию в области межкультурного понимания, прав человека и демократической гражданственности – это центр Вергеланд.Пер СЪЁГРЕН, посол, постоянный представитель Швеции при Совете Европы:- Образование в области прав человека получило широкое призвание и рассматривается правительствами и гражданским обществом как условие создания и поддержания мирных и демократических обществ, строящихся на принципах уважения прав человека.

Партнерские связи сразу обратили на себя самое пристальное внимание. Противостояние государства и неправительственных объединений закончилось, но и масштабного сотрудничества пока нет. Где-то гибкость и мобильность общественных организаций помогает региональным министерствам устранить дефицит гражданского ликбеза в образовательных учреждениях, проводя альтернативные, но прошедшие лицензирование курсы повышения квалификации педагогов и выпуская совместные с министерскими специалистами учебные пособия, в каких-то странах чиновники таких активистов не воспринимают совсем, сетуя: «Вас тут много, и разбираться, что такое хорошо, а что такое плохо, мне не досуг! Лучше отказать всем». Вклад в обучение гражданственности неправительственных объединений может быть значительным, но примеры действенной практики единичны. Задачу по сближению должны осуществлять и те и другие, так как любое согласие приводит к тому, что конечный результат становится лучше, ведь он удовлетворяет обе стороны.

Совещание в ноябре 2007 года выявило, что занятия по образованию в области прав человека проводятся во многих странах, но они не связаны с общим планом действий или национальной стратегией по выполнению планов. Исполнительный директор Ассоциации в поддержку образования в области прав человека Фелиса Тиббитс отмечает, что в этой связи опора на Всемирную программу и национальные стратегии по выполнению могла бы быть использована для создания стандартов для последовательной, систематизированной и устойчивой национальной политики образования в области прав человека. Почти во всех учебных программах существуют возможности для их изучения либо в рамках специализированного курса, либо в качестве дополнительной темы, однако без ясной и контролируемой национальной политики эта работа может вестись несогласованно и не обеспечивать желаемых результатов. Международные и региональные органы, занимающиеся правами человека, должны поощрять выполнение обязательств в сфере просвещения, которые закреплены в стандартах, подписанных правительствами.

Комиссар по правам человека Совета Европы Томас Хаммарберг в своем нынешнем докладе выразил удовлетворение прекрасным сотрудничеством Совета Европы и ООН. Комиссар заметил, что он часто совершает поездки по странам Совета Европы и всегда слышит замечания по поводу осуществления и защиты гражданских прав. Пробелы в реализации принципов Всеобщей декларации, безусловно, есть везде. Следовательно, необходимо создать систему, которая пресекла бы нарушения в области прав человека. Пока реальность у комиссара оптимизма не вызывает.

Сегодня в рядовых школах слишком мало внимания обращается на обучение правам человека. Детей ориентируют на трудовой рынок, обсуждение же базовых ценностей рассматривается как нечто факультативное. А это значит, что времени на осмысление себя полноправным гражданином выделяется немного. Иногда и понимания, как это делать, среди педагогического коллектива нет. Таким образом, правозащитные элементы в процесс преподавания попросту не вписываются. Подготовка современных педагогов требует более прогрессивных подходов, ведь, ставя перед собой задачу сформировать у школьников представление о мире труда, учителя не могут не учитывать тот аспект, что они выпускают в свет человека, заботящегося и об общественном благе тоже.

Навыки и умения для действий в ситуациях по отстаиванию своих прав в реальной жизни нужны каждому. Чем раньше начинаешь осознавать себя «не тварью дрожащей», тем более осуществим твой шанс стать полноценной личностью.

В ООН есть превосходная программа по защите прав человека. Но защита и продвижение – вещи разные. Образование – это тоже защита, а просвещение оказывается даже неким определенным вызовом установленным правилам, оно способно предотвратить нарушение в зародыше.

Октябрьский форум попытался изучить и выработать общее понимание гражданских позиций в области воспитания, делегаты из полусотни стран съехались в столицу Эльзаса обменяться практическим опытом и подготовить рекомендации о том, как партнерские отношения могут получить дальнейшее развитие. Обзор работы конференции предоставил генеральный докладчик Тед Хадлестон. Он определил, что концепция воспитания гражданственности многовекторна, она реализовывается на протяжении всей жизни и учитывает различные аспекты деятельности человека в обществе. Школа занимает центральное и решающее место в существовании любого. Ситуация, в которую попадает каждое поколение, иная, чем та, что была у предыдущего. Меняется политический контекст, что объясняется тенденциями миграции, глобализации. Поэтому реализация концепции воспитания гражданственности может только обновляться, прекратить своего существования она не вправе. Простого производства учебников и пособий здесь недостаточно – это лишь часть деятельности. Работа по обучению прав человека гораздо шире, она идет постоянно.

Участие в политической, общественной жизни становится обязательным. Это понимают все. Многие страны делают огромный упор на образование в области прав человека, в Норвегии даже создан ресурсный центр Вергеланд по содействию глобальной демократической гражданственности. Первый этап, который охватывает с 2005 по 2009 год, плана действий Всемирной программы ООН, посвящен включению образования в области прав человека в системы начального и среднего школьного обучения. Важно лишь соблюсти уважение к целостности вклада всех причастных к формированию личности: школы, общества, государства.

Страсбург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте