Добираясь до Красной Подгоры, мы заблудились. Поворачивали налево, потом направо, потом опять возвращались на трассу. С таким ощущением, что забрались в страшную глухомань, наконец въехали в деревню. Вид с горы на разбросанные в зелени садов домики был настолько живописным, что дух захватывало от красоты пейзажа. Во время поисков последняя надежда на то, что где-то здесь находится школа, которая может служить примером использования самых современных технологий обучения, окончательно улетучилась.
С высокого крыльца навстречу нам легко сбежал подтянутый, спортивный мужчина.
– Александр Николаевич, директор, – представился он, и, как будто прочитав мои мысли, объяснил:
– Приходил почту электронную посмотреть, да ребята наши захотели кое-что в интернете поискать. У нас даже на каникулах классы не пустуют. Ребята теперь вместо велосипедов у родителей компьютеры просят купить.
Про компьютеры Александр Николаевич Масеев может говорить часами. Прежде чем сесть в директорское кресло, он несколько лет стоял у доски и объяснял ребятам преимущества новой техники, доказывал, что само время требует новых технологий. Директором он работает всего три года, но за эти годы школа сделала большой шаг вперед, обогнав на этом пути многие городские, казалось бы, более близкие к цивилизации учебные заведения.
Школа в Красной Подгоре всегда была продвинутой, возможно, благодаря тому, что шефствовал над ней некогда богатейший колхоз «Свободный труд». Поэтому первые машины, которые с большой натяжкой можно было отнести к компьютерной технике, появились здесь лет десять назад. В 2001-м в школу привезли два «Пентиума».
– Я хотя и умел работать на компьютере, но понял, что мне грамоты не хватает, – рассказывает Александр Николаевич, – поехал в интернет-дом на курсы. Подучился сам, а потом потихоньку и всех учителей стали обучать работе на компьютере.
В общем, полтора года вся школа училась. Но зато в 2003-2004 учебном году компьютеры, а их было уже шесть, работали с полной нагрузкой. Все 22 учителя используют интернет как источник информации для подготовки к урокам, а директор настойчиво требует, чтобы каждое домашнее задание заставляло ребят при выполнении прибегать к поиску дополнительной информации через интернет.
В школе увлеченному техникой директору удалось создать локальную cеть, и теперь учителя математики, физики, химии, истории всерьез считают компьютер не пассивным помощником на уроке, а активным участником учебного процесса. Применение новой техники сразу же сказалось на качестве обучения.
– Компьютер ставит сельских школьников на один уровень получения образования и развития с ребятами из крупных промышленных центров, мегаполисов. Они получают информацию в полном объеме, могут путешествовать по музеям и театрам, что невозможно сделать без компьютера, следят за новинками литературы, читают книги. Две наши выпускницы, отличницы, использовали интернет для дистанционного обучения – таким образом они готовились к вступительным экзаменам в вузы. В этом году в школу поступят еще несколько компьютеров, и тогда здесь он создаст интернет-центр, свяжет cетью классы, бухгалтерию, учительскую. В общем, из этого рассказа предстала школа будущего. Но без фантастики, потому что компьютеры действительно на подходе и мечта очень реальна, это даже не мечта, а план работы на ближайший год.
Для внутреннего пользования и для себя Александр Николаевич разработал план информатизации своей школы. План включает в себя работу по курсовой подготовке учителей, создание банка программно-педагогических средств для использования в учебном процессе, мультимедийных учебников, контрольные и обучающие программы, электронных лабораторных практикумов, справочников, энциклопедий.
– Думаю, что все задуманное воплотится, – подвел итог нашей экскурсии по Красноподгорской школе руководитель Краснослободского районного отдела образования Александр Григорьевич Лапин, – директор здесь много сделал для развития информатизации в школе. Но ведь эта школа по сути обычная, рядовая, у нас таких много. Это всего лишь один из примеров того, как идет процесс информатизации системы образования в республике. Например, в нашем районе 3100 учеников. Для них в школах установлено 106 «Пентиумов». 13 школ из 18 подключены к интернету, остальные не сделали этого только лишь потому, что не позволяют возможности узлов связи. Но связисты обещали в ближайшее время эти вопросы решить. У нас действует компьютерный всеобуч – учатся все: от ребят до директоров школ, занятия идут даже в каникулы. Может, не всем умудренным жизненным и педагогическим опытом учителям хочется учиться, но мы даже связь школ и РОО осуществляем с помощью электронной почты, тут поневоле всему научишься. Педагоги понимают, что компьютерная грамотность – это уже вопрос профессионализма. В каждой школе есть медиатеки из 21 диска. Если ты не знаешь компьютер, то как подготовишься к уроку? У нас такие грамотные школьники, перед ними будет стыдно!
В жизни рядовой школы, как в капле воды, отразились все те процессы, что происходят в республике. Республиканские власти еще несколько лет назад дальновидно начали работу по внедрению компьютерных технологий в систему образования, поэтому сегодня уже создана материальная база, одна из лучших в России, предоставляющая ребятам городских и сельских школ равные возможности для обучения. В рамках федеральных проектов в образовательные учреждения республики поступило компьютерной техники на 69,6 млн. рублей. Оснащенность компьютерами такова, что республика приближается к мировому уровню.
Комментарии