search
main
0

И снова об отметках

Пятерка с удовольствием или в кредит

Оценка знаний учеников требует от преподавателя не только большого умения и культуры, но и любви к детям. Бережливое пользование оценкой – стимул, побуждающий к труду, особенно творческому, утверждению доверия между учителем и учеником, взаимной радости успеха.

 

Как оценит наши труды учитель?

Поощрение – на первый план

На занятиях по менеджменту со студентами Кооперативного техникума нам удалось отыскать в областной библиотеке полезные советы для руководителей. Они убедительно доказывали, как важно говорить комплименты, помнить, что работники нуждаются в похвале и признании их труда. Необходимо чаще замечать достижения и то хорошее, что делают сотрудники, открыто высказывать им это. Проводя позже консультацию для студентов-заочников созданного при техникуме филиала университета, я решил воспользоваться этими рекомендациями на практике. Начал применять к каждому, исходя из ситуации, во время их ответов на экзамене следующие поощрительные слова: «До чего же приятно с вами разговаривать, вы интересный собеседник!», «Общаясь с вами, можно многому научиться, спасибо!», «Вам прекрасно удалось ответить на вопрос!», «Ваши успехи все лучше и лучше!».

Какими радостными и счастливыми улыбками засияли лица студентов! А волнение и напряжение сменила спокойная и доброжелательная обстановка. Теперь можно было высказать и требование к ответам на экзамене, чтобы получить такую оценку. Как же прав был известный канадский исследователь стрессовых состояний Ганс Селье, который установил, что уважение, внимание, похвала для человека важнее, чем власть и богатство.

И поскольку оценка в педагогическом труде есть воплощение самого главного поощрения и самого сильного наказания, мы на педсовете сформулировали для себя еще один девиз, важное правило: «Поощрение – на первый план. Наказание – на последний».

В учебном заведении постоянную прописку получили похвала и благодарность, которые всегда окрыляют тех, кто учится и учит.

 

Оценка в кредит

Вспоминаю давнюю историю первого года моего учительства в школе. Как-то после урока ребята подошли ко мне с дневниками. «Ты так интересно, здорово отвечала, – говорю я ученице. – Рад за тебя. Я с большим удовольствием ставлю тебе пятерку». «А мне без удовольствия, да?» – услышал я обиженный голос другой девочки. Что я мог ответить ей? Ведь она добросовестно заучила и рассказала все, что было в учебнике. Я поставил ей тоже пятерку. И все же без тех слов…

Как ждет учитель собственных размышлений учеников, неожиданных примеров, почерпнутых из книг и других источников информации! Я до сих пор серьезно мечтаю о том чудесном времени, когда во всех журналах и дневниках будут только такие отметки, которые выставляют с удовольствием, а получают с радостью.

Всегда любил выставлять более высокие заслуженные оценки, которые являлись вознаграждением за каждый успех, пре­одоление трудностей, дополнительные занятия, проявленный характер, любопытство.

Мы проходили басню Крылова. И после того как выучили «Квартет», ребята «достали нот, баса, альта, две скрипки», сами нарисовали маски, пришили крылышки «соловью» и сели играть… Сначала у новогодней елки в школе, потом на заводской сцене у шефов. Не то чтобы видимо-невидимо, но все-таки довольно много пятерок появилось в журнале с той поры, как ребята серьезно увлеклись литературой.

Случалось, даже ставили в журнал пятерку в кредит. Мы проводили конкурс чтецов, как-то так вышло, что все участники – девочки. И только Миша представлял наших робких мальчишек. Надо сказать, читал он не лучше других, но девочки (все до одной) признали победу за ним. Вышло так, что мы разобрали недостатки Мишиного исполнения и поставили ему пятерку. Скажу для уточнения, Миша не раз получал потом и более заслуженные пятерки. Может быть, помогла ему оценка в кредит?

Бесценный для меня опыт, приобретенный в начале педагогической карьеры, всегда старался достойно пронести по жизни и был убежден, что именно такого поведения и ждут от нас в классе и аудитории. «Преподаватель должен быть понимающим и верящим в силы учеников». Следуя этому пожеланию, я всегда с большим вниманием, волнением и любовью оценивал труд своих учеников.

 

Бездушная статистика

Новые технологии массово принесли в школы электронные онлайн-сервисы, обеспечивающие учет успеваемости учащихся, информирование их и родителей о ходе и результатах учебного процесса. Электронные журналы и дневники заменили традиционные, бумажные, компьютер высчитывает средний балл за четверть, годовые отметки, проверяет работы участников всероссийских школьных олимпиад. Пользуются этой информационной системой и родители. А вот дети не так часто заглядывают в свой электронный дневник, если только для того, чтобы узнать результат контрольной, диктанта, теста или уточнить итоговую оценку.

К сожалению, играет свою роль и несвое­временное выставление оценок учителем, полученные отметки не всегда сообщаются в классе, не объясняется, почему поставили ту или иную отметку. И тогда вступать в коммуникацию с учителем, выяснять причины той или иной непонятной отметки начинают не ученики, а их родители. Нарушается взаимодействие главных участников учебного процесса, и подменить здесь человеческие отношения простым оцифровыванием оценок нельзя. Да и сами оценки в обстановке такой неживой педагогики – всего лишь бездушная статистика. Они не имеют крыльев, помогающих ученику взлететь к успеху, достичь новых высот и побед!

Выдающийся педагог современности Василий Александрович Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» очень точно заметил: «…Оценка, которую я ставлю ученику, – это не только измеритель его знаний, но прежде всего мое отношение к нему как к человеку».

 

Валерий НАПЁРОВ, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, Брянск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте