Российско-шведский проект по организации профсоюзных кружков, стартовавший в 1996 году сначала в Брянской, а затем в Тамбовской и Читинской областях, уже давно вышел за рамки пилотного. Ориентируясь на опыт первопроходцев, почти 20 российских регионов в 2000-2001 годах приступили к созданию подобных неформальных объединений уже самостоятельно. Среди них и Тульская область. За прошедшее время в образовательных учреждениях региона создана широкая сеть профсоюзных кружков, к 1 января 2007 года их число выросло до 210. Наибольших успехов достигли в Новомосковском, Узловском, Киреевском районах. О том, как возникли кружки в Киреевске, в чем их преимущество и каковы результаты, рассказывает председатель районной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ Светлана Алексеевна САЛЬКОВА.
К мысли о том, что нашей профорганизации нужны кружки, подтолкнули, пожалуй, два обстоятельства, которые очень тревожили нас семь лет назад. У всех председателей профкомов возникало много вопросов правового характера, которыми они, собираясь вместе, делились, пытались найти решение проблем. Стало очевидно, что необходимо повышать правовую грамотность наших активистов. А тут еще данные статистических отчетов оказались неутешительны: в конце 90-х годов во многих первичках района шел отток из профсоюза. Одна из причин его крылась в чрезвычайно низком уровне информированности членов организации о возможностях нашего профессионального объединения, о его задачах.
Однако не у всех арифметика была печальна, у некоторых дела шли на удивление хорошо. В школе №5 Киреевска весь коллектив, все 72 работника состояли в профсоюзе. В школе №3 города Липки – тоже стопроцентное членство. Попросили наших лидеров поделиться на заседании бюро своим секретом. Оказалось, что, собираясь небольшими группами, они проводят профсоюзные занятия. Начали с актуальных тем: сокращение численности или штата работников, время отдыха, оплата труда и так далее. Занятия стали популярны, люди охотно их посещали. О выходе из профсоюза в этих школах не было и речи.
В 2000 году мы провели заседание совета районной организации, изучили опыт наших первопроходцев и решили: кружки – это то, что нам нужно! И не единичные, а целая сеть, которая охватила бы все учреждения образования. Инициативу подхватили Киреевская гимназия, Липковский дом детского творчества, киреевская школа №6. Следом за ними к кружковой работе подключились Октябрьский детский сад, Октябрьская средняя школа, липковская средняя школа №2, лицей и средняя школа №7 Киреевска и другие.
Конечно, сеть возникла не в один момент, а развивалась поэтапно. Усилий потребовалось немало и не одного человека – всего нашего актива, целой команды единомышленников.
Мы разработали «Положение о профсоюзных кружках», где оговаривается, что они могут создаваться советом районной организации, первичками и должны объединять не менее 5 слушателей. Деятельность кружков согласно положению направлена на изучение трудового законодательства, повышение правовой грамотности и общественной активности работников образования, на рост интереса к профсоюзу.
В 2002 году мы создали инициативную группу из членов бюро, избрали координатора кружков, которым стала Валентина Ивановна Антипова. Позаботились также о техническом оснащении и методической базе: приобрели компьютер, множительную технику, сканер, фотоаппарат, выписали библиотечку профсоюзного актива, во все первичные организации – газету «Мой профсоюз».
Сначала темы для занятий предлагали сами слушатели, а мы с Валентиной Ивановной подбирали информационные материалы. Сейчас разработаны специальные учебные планы и программы по разным темам. На заседания профсоюзных кружков пригашаются специалисты пенсионного фонда, отдела труда районной администрации, представители Комитета по образованию.
Составлена Программа развития деятельности профсоюзных кружков до 2010 года – конкретная, хорошо продуманная. Документ содержит 7 разделов, раскрывающих самые важные направления, в том числе информационное обеспечение. Большое внимание уделено вопросам социального партнерства, трудовым отношениям, охране труда. При этом мы четко сформулировали объективные условия и факторы реализации программы.
Чего мы достигли? На сегодняшний день в районе действуют 30 профсоюзных кружков. В их арсенале – ролевые и деловые игры, проведение «круглых столов», блиц-опросов, тестирований, консультаций, дискуссий, работа в творческих лабораториях. Создав координационный совет, мы обучили руководителей кружков, 60 председателей первичек, 30 уполномоченных по охране труда, 15 руководителей образовательных учреждений.
А реальная польза от всего сделанного такова. По-новому выстраивается социальное партнерство, повысился уровень культуры ведения переговоров, вырос авторитет профсоюза. Во всех без исключения образовательных учреждениях района есть коллективный договор. В профсоюзе состоят 87,5 процента работников образования. Значительно уменьшилось число жалоб и обращений по нарушениям Трудового кодекса.
Очень показательны данные социологического опроса, который мы проводим регулярно. Если в 2000 году на вопрос «Доверяете ли вы профсоюзным кружкам?» «да» ответили только 10 процентов респондентов, то в 2007 году – уже 87 процентов.
Сейчас мы работаем над созданием методического совета для более полной реализации базовой модели передачи информации «человек – человек». Будем все шире внедрять новые информационные технологии.
В мае нынешнего года в Киреевске состоялся областной семинар, где председатели районных организаций профсоюза изучали опыт своих коллег. Они побывали на занятиях трех кружков, темы и формы проведения которых были совершенно разные. Для занятия «Прием на работу. Трудовая книжка. Оформление трудового договора» использовали творческую лабораторию. Для разговора о сокращении численности или штата работников организации подошла ролевая игра. А «Порядок оформления документов для назначения досрочной трудовой пенсии по старости» обсуждали за «круглым столом» в присутствии представителя пенсионного фонда.
Все участники семинара согласились с тем, что кружки – это универсальная и эффективная форма работы, с их помощью можно решать целый комплекс задач, стоящих перед профсоюзной организацией. Наверное, было бы здорово, если бы они прижились не только в образовании, но и в других отраслях.
Комментарии