«…просто с незапамятных времен рождаются на земле ангелы как обычные дети, взрослеют и спешат к детям. Они и называются учителями. Это мы.» Шалва Амонашвили
«…и вера меня сохранит и спасет!»
М.Ш.
Мудрость гласит: Учитель появляется тогда, когда ученик готов. А не наоборот. Размышляя о том, как прожить нам жизнь героями духа, мы должны признать, что и мы – ученики, а Жизнь – наш Учитель. Нам еще идти по пути восхождения к вершинам Духа… и мы, как и наши дети, нуждаемся в Учителе…
Есть некий час – как сброшенная клажа:
Когда в себе гордыню укротим.
Час ученичества, он в жизни каждой
Торжественно-неотвратим.
(Марина Цветаева)
Я думаю,
Мы – путники на жизненных дорогах,
искатели таинственных миров.
Мы – разные: от нестерпимо строгих
до бесконечно добрых простаков!
(Марина Шкробова)
Мы призваны нести на своих крыльях любовь и свет. То, что должны воспринять души наших воспитанников, – это свет общечеловеческих ценностей, это должно стать их неотъемлемой культурой. Просто ли это? Вспомните историю Христа:
И все ж Христос или Варавва?
И взгляд застыл под камнем лба.
Свершился выбор. Что ж, Варавва
Толпе понятнее Христа!
(Александр Полежаев)
Сразу ли? Всегда ли нас понимают? Не кажется ли вам, что
Все в жизни нашей от судьбы Христа:
то тихий грот, то царские палаты,
то горбимся под тяжестью Креста,
то счастьем ближнего счастливы
и богаты.
То как Голгофа испытаний ряд,
то просто неуемное блаженство!
И легкою рукою наугад
ты в мире открываешь совершенство.
И, познавая таинства пути,
ты сам себе неповторимо новый.
Унынье – грех, а стало быть – иди!
И с гордостью неси венец терновый!
Выбирая профессию учителя, надевая на голову этот «терновый венец», Боже упаси нас впасть в уныние или предаться отчаянию. То – смертный грех! А мы (как учителя) рождены героями Духа! И быть ими нам помогает Вера. Внутренняя сила, тихая вера в то, что мы протягиваем людям (детям) эликсир жизни, а стало быть, давать его нужно так, чтобы можно было взять (это искусство)! Это дарение нельзя делать раздраженно или с ненавистью, это нельзя делать походя, на бегу, не глядя в глаза, не отдавая частицу души… На все это нужна Вера! Может быть, поэтому в мыслях или в реальности приходим мы на ступени Храма, желая построить в душе свой Храм?!
Страдальческий храм всеспасающей
силой
Опять осеняет московский полет.
И с тихой молитвой: спаси и помилуй
Всяк страждущий счастья к ступеням
придет.
Наставляют мудрецы: Ноша героя Духа будет ношей Мира.
Герой Духа не убоится опасностей, хотя и будет знать их истинные размеры, читаем мы у Шалвы Александровича. Путь героя Духа не всегда усеян цветами человеческой благодарности, и потому часто мы должны сражаться один на один по-цветаевски: «Одна из всех, за всех, противу всех!» или по-ахматовски: «Иди один. И исцеляй слепых, чтобы узнать в тяжелый час сомненья учеников злорадное глумленье и равнодушие толпы…»
Результат нашей работы отдален во времени, мы не можем верить сиюминутности, потому лишь геройство Духа приличествует нам! И верьте этой прозаической строке Марины Цветаевой: «Дети не поймут? Дети слишком понимают! Главное не обмануть их ожиданий, их Веры в нас! И еще – надо научиться (О благословенный час ученичества!) выходить за пределы обыденности, нами же придуманных ограничений материалистической трехмерности. Надо учиться у детей, смело распахивающих дверь в чудный мир Четвертого измерения, Высшей мерности, где есть путь расширения сознания, позволяющий «в одной песчинке видеть Землю и море в капельке дождя…». Это путь познания Истины. Часто этому мешает простая привычка:
Прокрустово ложе привычек!
На нем, как на троне, сидим.
И к счастью вязанку отмычек
В местах недоступных храним.
Не давая привычке взять над нами верх, открывая вместе с детьми дверь Высшей Мерности, мы можем вести с ними разговор о Душе и Мире Духовном, о нашей Миссии на земле и Смысле Жизни, о том, что все мы – Путники Вечности! Именно Высшая Мерность поможет нам оглянуться вокруг, чтобы лучше видеть детей и сердцем приветствовать их, Детей Света. Почитание Света – вот наша культура!
Дух – наша бессмертная сущность. Идя по пути восхождения к вершинам Духа, мы ищем совершенства на Земле:
Я счастлива жить образцово и просто.
Как солнце, как маятник, как календарь.
Быть светской пустынницей стройного
роста,
Премудрой, как всякая божия тварь.
И вся чистота наших помыслов соединяет в себе Мир земной и мир Высший, наполняя нас чувством ответственности за свою жизнь, ибо мы рождены друг для друга! (Мы – путь – друг для друга, ибо плоды моей миссии предназначены вам, а моя миссия надеется на плоды ваших миссий). И надо научиться ценить тонкие нити нашего духовного родства…
Блаженство тишины
И крика вероломство
Мы испытать должны,
Чтобы сказать потомству:
Цените круг друзей
По духу и по крови.
Для жизненных идей
Он тесен и приволен!
Храните свет простой
В лампаде безыскусной,
Пускайте на постой
И не торгуйте чувством.
Не предавайте свет,
Когда пусты карманы,
Не бойтесь быть в беде
Или казаться странными.
По духу и по крови…
По сути, именно это мы должны сказать потомкам… Мы должны их научить беречь друг друга и нашу планету, мы должны научить их друг с другом церемониться! Взрослея, дети должны с еще большей радостью, чем в детстве, вкушать нектар Жизни! Это нужно, чтобы они осилили свою дорогу и нашли свой путь! А на этакое жизненное кочевье нужны силы и некий внутренний порыв (азарт?):
В кочевье есть особый шарм и смысл.
К чему вам легковесная оседлость.
Так укрощайте скакуна с названьем
«Жизнь»,
Чей нрав или огонь или покорность!
А что на этот раз?!
Каждый раз это выбор. Довольны мы им или нет. Но он – наш. Было время, и мы с вами отправлялись в путь! И выбирали свою дорогу, одну из тысячи! Случайно или неслучайно этой дорогой стала педагогика.
Был выбор мною сделан без затей!
Меня уму и разуму учили.
Потом права высокие вручили –
Учить уму и разуму детей.
(Марианна Ульянова)
Мы – счастливцы и счастливицы! Наша Дорога вечно дарует нам час ученичества, мы в вечном искании, вечном кочевье! И потому Педагогика, богиня, коей мы служим, есть сфера Духа, сфера Мудрости, Интуиции, опыта, сфера Искусства, Науки. Она есть личностное состояние Духа!!! Педагогика – мера жизни, мера всех наук!
Вот почему Учитель и ученик, отвечая на пастернаковское рвение: «Во всем мне хочется дойти до самой сути, в работе, поисках пути, сердечной смуте, до сущности протекших дней, до их причины, до оснований, до корней, до сердцевины…», выходят в мир с одним щитом и под одним плащом! И в этом порыве забывают: кто учитель, а кто ученик.
Гореть, стремясь понять того, кто рядом, самого себя, выходить из этого огня познания обновленным и окрыленным – это все путь Героев Духа! Ведь кому многое дано, с того многое и спросится! Отсюда вечный диалог с Творцом:
Гадать по звездам в черной башне,
Вести детей вперед, сквозь тень…
Чтоб был легендой – день вчерашний,
Чтоб был безумьем – каждый день!
Продолжение следует
..
Комментарии