search
main
Топ 10
Учителя Ульяновской области отметили избыточность конкурсов и тотальную отчетность Абсолютным победителем конкурса педагогического мастерства стал учитель из Северной Осетии Школа без оценок: московские выпускники остались без отметок и проверочных работ Власти Владивостока продлили свободное посещение школ из-за снежного циклона Какие олимпиады могут помочь при поступлении в вуз в 2023 году С января 2023 года школы обязаны будут использовать систему «Моя школа» День придумывания новых слов, который отмечают 28 ноября, имеет глубокие корни 70% школьников боятся писать итоговое сочинение из-за нововведений Минобрнауки Калужской области: в регионе апробация ФГИС «Моя школа» прошла успешно В подмосковных школах стартуют региональные диагностические работы Минпросвещения обнародовало, где и когда будут проходить финалы Всероссийской олимпиады школьников Шестиклассница из Северной Осетии победила во всероссийском конкурсе В школьных уроках появятся видеоматериалы Единые программы по истории подготовят для российских школьников Стало известно, кто будет исполнять обязанности ректора РГУ имени Есенина В Ульяновске одну из улиц назовут в честь народного учителя Латышева Тверская область приняла эстафету Великой Северной экспедиции Все ВПР не планируют переводить в компьютерный формат Подготовлен проект приказа об изменении порядка реализации сетевых образовательных программ С января в Подмосковье начинается прием заявок на участие в программе «Земский учитель»
0

И получился праздник… Талантливый педагог подобен магниту

Начался новый учебный год. Самое время поговорить о том, какое место в жизни современного ребенка занимают школа и учитель. Многие убеждены: роль педагога в меняющемся мире стала менее заметной, большее влияние на школьника оказывают СМИ и новые информационные технологии. Учителя не в моде и, разумеется, давно не в цене. Почетное место в образовательных учреждениях занимают компьютерные классы с выделенной интернет-линией. «Инновация», «компетенция», «мотивация» – самые модные и часто произносимые «педагогические» термины. Мечта любого директора – все более и более современная (в смысле технократичная) школа. Есть уже и первые «успехи»: контроль знаний, умений и навыков сегодня производится исключительно математико-статистическими методами. Так проще и понятнее. Душе, а тем более душевности, в современной системе образования места не оставили. Забыли? Думаю, напрасно погорячились. Современные дети больше новых технологий и компетенций нуждаются в учителе, мудром, добром и внимательном наставнике.

С ребятами 5-го «Б» борской средней школы №4 я познакомилась неожиданно для себя. Альбина Иващенко, учитель русского языка и литературы, классный руководитель этого класса, большая выдумщица и неутомимая затейница, пригласила меня принять участие в едином уроке русского языка, проходившем одновременно во всех российских школах в первой декаде октября. Пригласила не просто посидеть и послушать, а рассказать ребятам из пятых и шестых классов о том, какую роль в моей судьбе и особенно в выборе профессии сыграла книга. Говорить о любимых книгах детства – удовольствие, поэтому я согласилась без колебаний. Так состоялось знакомство, продолжавшееся весь год. Потом я не раз и не два приезжала в борскую школу на важные классные события, знала о многих выдающихся личностях 5-го «Б» и даже писала в газете о замечательном рождественском празднике, который ребята вместе с Альбиной Викторовной, знатоком фольклора и старинных обрядов, устроили для борчан в своем школьном краеведческом музее. На торжественную премьеру спектакля «Муха-цокотуха», которую решили приурочить к окончанию учебного года, напросилась уже сама. О том, как создавался спектакль, я была много наслышана: мне не терпелось увидеть, что в итоге получилось.

Получился праздник. Это был без всякого преувеличения яркий спектакль со множеством актерских импровизаций и чудесных режиссерских находок, веселый, динамичный, никого не оставивший равнодушным. Я видела счастливые глаза артистов, восторженные лица зрителей (а среди них не только мамы и папы, но и первоклассники, пришедшие смотреть спектакль вместе с первой учительницей актеров-пятиклассников) и сама переживала необыкновенный душевный подъем. Признаюсь, поймала себя на мысли, что очень давно не испытывала ничего подобного. А ведь когда-то, во времена моего отрочества, у нас тоже был школьный театр, репетиции и премьеры, освещаемые невидимым, но жарким пламенем небесным. И нам тоже казалось, что мир становится лучше, когда мы выходим на сцену…

Ветвистое дерево

Я радовалась, глядя на детей, и думала: ничто не потеряно, все еще живо, все можно вернуть. А еще вчера мне казалось, что такого уже не бывает в школе. Просто не может быть, потому что по гладким рыночным рельсам школьный паровоз не может везти детей к горним высотам, что из школы вместе с талантливыми энтузиастами вот-вот уйдет дух творчества. А с ним и сама радость покинет школу. А без радости школа не выживет. Даже если приколы, КВНы и камеди клабы останутся. Потому что радость – другая, более тонкая субстанция.

Увы, грустные мысли родились не на пустом месте. Мои дети, недавно окончившие школу, ходили в нее без всякого желания. Их туда не тянуло. И не потому, что они от природы ленивы и нелюбопытны. Педагоги знают, что ребенок, особенно в первые годы своего ученичества, тянется не к знаниям, а к учителю. Моим детям, к моему огромному сожалению, не выпало счастья встретить яркую личность, за которой бы захотелось пойти на край света, не только на сцену, в экологический поход или на субботник…

«Этим пятиклашкам повезло, им хочется повсюду следовать за своим классным руководителем. Они не сомневаются, что с ней им везде будет весело и интересно», – не без зависти думала я уже после спектакля, когда ребята за праздничным столом вместе с родителями вспоминали самые яркие события закончившегося учебного года. Альбина Викторовна, мастерица обыгрывать и делать нескучным любое, даже банальное и рутинное задание, мелом нарисовала на доске ветвистое дерево, каждому ребенку раздала бумажные силуэты птиц, сердечек, яблок. Попросила каждого вспомнить самое важное событие, самое заветное впечатление минувшего года, сказать о нем и прикрепить свою фигурку на веточку деревца.

Обыкновенное чудо

И тут произошло чудо. Его никто не ждал, не предвидел и тем более заранее не готовил (такое вообще нельзя организовать даже при большом желании). Дети один за другим вставали и говорили об учителе, о том, с какой радостью идут в школу и как ждут каждой встречи с любимой классной. Присутствующие на утреннике взрослые от неожиданности растерялись. Такие признания обычно делают выпускники, расставаясь со школой. Но дети, пятиклассники! Откуда у них эта взрослая благодарность, кто им подсказал такие проникновенные слова? Альбина Викторовна, явно не готовая к столь мелодраматичному повороту, с присущим ей юмором попыталась направить ораторские способности детей в нужное русло. Но тщетно. Назвав то или иное событие, дети снова и снова говорили о своем самом главном впечатлении прошедшего года – встрече с Альбиной Викторовной, о своей душевной радости. Потом эти же мысли звучали из уст родителей. Лейтмотив всех выступлений был один: «Как повезло нашим детям! Альбина Викторовна – бесценный подарок, свет в окне!»

Действительно повезло. Кроме почти ежедневных незабываемых и ярких уроков литературы и русского языка у ребят была насыщенная «внеклассная» жизнь: они участвовали в зеленом движении, помогали птицам, оставшимся на зимовку, готовились к конкурсам, разучивали рождественские песни, знакомились с обрядами и обычаями, ставили спектакли. Мамы и бабушки едва успевали шить костюмы для своих юных артистов. Постепенно все так вошли во вкус, что начали сами предлагать очередное общее дело.

Закон больших чисел

Но счастье не может длиться долго. Родители, оставшиеся поговорить с Альбиной Викторовной и убрать кабинет, в котором проходило чаепитие, поделились со мной своей печалью. Во всех школах области классы решено укрупнять, а слабых детей выделять в группы коррекции. Причины нововведения чисто экономические: по мнению чиновников, оптимальное количество учащихся в классе – 25 человек. Если меньше, то и классный руководитель, и учителя-предметники должны получать меньше. Директора школ, призванные обеспечить нагрузку педколлективу, не позволят себе такую роскошь, как небольшие классы, поскольку это отразится и на их зарплате… Нововведению подчинятся все, в этом можно не сомневаться. Но для детей разлука с любимым учителем станет драмой. Для их родителей – испытанием. Для учителя – болью…

Штрих к портрету

Я ни разу не слышала от Альбины Викторовны признаний типа «Я люблю детей» или «Мне приятно быть с ними». Но вот слова, которые были сказаны при мне, но не для меня, поразили и запомнились: «Я вижу в детях будущих людей. Человеку нужен человек. А что касается новых технологий, то компьютерными играми, Интернетом и сотовыми телефонами дети заполняют вакуум. Надо же чем-то компенсировать недостаток внимания со стороны взрослых».

Альбина Викторовна Иващенко добилась всех мыслимых в профессии высот: защитила высшую категорию, разработала авторскую программу, стала победителем Всероссийского конкурса «Учитель года-1999», о ней не раз писали газеты, снимали фильмы, ее портрет украшал обложку глянцевого журнала. При всем при этом зарплата, большая по школьным меркам, всегда оставалась гораздо ниже среднего уровня. Семью нужно было кормить, и она ушла из школы, как казалось, навсегда. Имела творческую работу, большую, чем в школе, зарплату, почет и уважение. Выдержала пять лет. Год назад вернулась. На зарплату по самой низкой тарифной ставке (каждые пять лет категорию следует подтверждать) плюс 1000 рублей за классное руководство.

Нижний Новгород

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте