search
Топ 10

И нет причины не достичь вершин

Анна ХАЛЕВА, начальник Зеленоградского окружного управления образования: – В Зеленограде сложилась сеть образовательных учреждений, в основном удовлетворяющая потребности населения. В этом году введено в эксплуатацию новое здание школы №367, детский сад-новостройка №2654 в 20-м микрорайоне. В соответствии с планами на базе школы №604 было открыто новое подразделение Центра психолого-медико-социального сопровождения по работе с детьми, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности, завершены работы по созданию нового Центра по работе с детьми раннего возраста (корп. 1804), идет работа по созданию в школе-новостройке (корп. 2031) нового для Зеленограда вида учреждения образования – Центра образования №2045, который должен обеспечивать непрерывность и преемственность дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования. Сегодня с уверенностью можно сказать, что зеленоградское образование в 2007-2008 учебном году получило дальнейшее развитие, а дошкольное, школьное, дополнительное – одинаково значимы. У каждой своя специфика, но цель одна – чтобы наши дети были успешны, благополучны. Поэтому мы рассматриваем развитие этой системы как единое целое.

Все начинается с дошкольного образования. В Зеленограде сформирована вариативная сеть дошкольных учреждений. В округе работают учреждения общеразвивающего, комбинированного и компенсирующего видов, реализуются программы инклюзивного, интегративного, специального образования.

Для уменьшения дефицита мест в ДОУ управление образования ежегодно проводит инвентаризацию зданий дошкольных образовательных учреждений и изыскивает возможности открытия дополнительных групп. Однако проблема повышения качества дошкольного образования не менее значима, чем ликвидация очередности. За последние годы в дошкольном образовании произошли значительные качественные изменения.

В Зеленограде активно внедряются новые формы работы. На базе школ №№404, 2547, 1263, 2332, 2366, 322, 1405, 1630 в 2008-2009 учебном году продолжат свою деятельность консультативные пункты для детей и родителей по вопросам психологической и коррекционной помощи. К 1 сентября 2008 годы были подготовлены к открытию консультативные пункты в детских садах №№2111, 2292, 1815, открыт новый Центр игровой поддержки для детей раннего возраста в корпусе 1804, работают лекотеки в ДОУ №№1226, 2196, ГОУ №1853, которые оказывают психолого-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья.

Служба ранней помощи есть в ДОУ №1853д. 1 сентября дополнительно начала свою работу служба ранней помощи в детском саду №2196, впервые на базе санаторно-оздоровительных детских садов №№1778 и 214 совместно с управлением здравоохранения скомплектованы группы для детей с аллергодерматозами. Во исполнение постановления Правительства Москвы в округе открыты 5 семейных детских садов в многодетных семьях, имеющих трех и более детей дошкольного возраста, не посещающих детский сад.

Восемь дошкольных образовательных учреждений округа (№№2096, 1263, 1817, 2111, 2290, 2196, 2366, 2353) стали участниками Московского городского конкурса «Детский сад будущего», победителем в номинации «Равные шансы для всех» стал детский сад №2196, в номинации «Ребенок в многонациональном мегаполисе» – детский сад №1263 (эти дошкольные учреждения на свое развитие получили по 1,5 млн рублей), два дошкольных учреждения (№№2111 и 1817) вошли в пятерку лучших детских садов и стали призерами конкурса.

В округе открыта городская экспериментальная площадка «Московское образование: от младенчества до школы» на базе прогимназии №1762, где создан ресурсный центр «Мой садик дома» как структурное подразделение в рамках реализации совместного пилотного проекта в области воспитания и образования детей младшего возраста в соответствии с соглашением между Правительством Москвы и ЮНЕСКО.

Итоги 2007-2008 учебного года показывают, что в области общего образования был реализован комплекс мер, направленный на повышение доступности качественного образования, в частности, обеспечен переход общеобразовательных учреждений на новый базисный учебный план, что дало возможность обеспечить дальнейшее совершенствование содержания образования и форм организации учебной деятельности. Педагогические коллективы выстраивают профилизацию на базе системы развития интересов детей, привлечения их к углубленному изучению школьных дисциплин и освоению форм деятельности, характерных для этих дисциплин и сфер жизни общества. Тем самым формируется платформа для осознанного выбора молодым человеком и его родителями образовательного учреждения общего и профессионального образования. Это позволило выстраивать различные модели предпрофильной подготовки и профильного обучения на старшей ступени образования.

Высокий уровень образования по заявленным профилям обеспечиваются в том числе и сотрудничеством с вузами соответствующего профиля.

Две трети общеобразовательных учреждений реализуют программы повышенного уровня содержания образования, 19 школ заключили договоры с 10 вузами, из них 14 учреждений сотрудничают с МГИЭТ ТУ, 5 – с Педагогическим университетом.

Большую роль в индивидуализации образовательного процесса играет работа экспериментальной площадки «Совершенствование форм организации образовательного процесса обучения по индивидуальным учебным планам», в рамках которой работают лицей №1557 и школа №602. В апреле 2008 года школа №602 представила свой опыт перехода обычной общеобразовательной школы к обучению по индивидуальным учебным планам. Накопленный опыт позволяет рассматривать индивидуальный учебный план как реальный механизм по расширению профильного образования в старшей школе.

В Зеленограде заложены основы и продолжено развитие сетевой модели деятельности учреждений общего образования. На базе лицея №1557, школ №№1353, 1194, 1913 продолжили работу межшкольные факультативы. Значительная работа в прошедшем учебном году была проведена школами по разработке и внедрению в образовательный процесс интегрированных курсов и введению школьных дисциплин с использованием ИКТ, продолжен эксперимент по проведению государственной итоговой аттестации по новой форме в 9-х классах по русскому языку и алгебре.

Реализация приоритетного национального проекта «Образование» ускорила процесс обновления содержания образования, внедрение новых методик и технологий во все сферы образовательного процесса, позволила поддержать талантливых учителей и одаренных ребят, повысить привлекательность и конкурентоспособность учреждений. Развитие инноваций в экономике, по оценке специалистов, невозможно без инноваций в образовании. Многие наши школы включились в отработку различных инновационных технологий. Об этом свидетельствует широкий спектр программ развития, представленный победителями национального проекта «Образование».

В 2008 году победителями очередного этапа национального проекта «Образование» стали: школа №367 (директор Ирина Матвеева), школа №1940 (директор Марина Осипенко), «Школа здоровья» №1701 (директор Анна Стребкова). В рамках национального проекта «Образование» признан победителем 31 учитель (лицей №1557, гимназия №1528, школы №№8, 804, 845, 1703, 367, 602, 852, 853, 1050, 1701, 1149, 1150, 1151, 1194, 1810, 1739, 1740, 1913, 1940). 8 молодых зеленоградцев в рамках национального проекта «Образование» стали лауреатами премии для поддержки талантливой молодежи и получили премию от 30 до 60 тыс. руб. Среди них: Николай Белиовский и Георгий Рычагов (лицей №1557), Алена Зотова (гимназия №1528), Надежда Павлова (школа №909), Дарья Портнова (школа №1353), Кристина Титой (школа №1692). Победы в конкурсах и олимпиадах наших детей – большое достижение системы зеленоградского образования: на счету зеленоградских школьников 142 награды на московских и всероссийских олимпиадах.

Итоги Всероссийской олимпиады школьников:

– Ольга Карловская (русский язык, школа №853, учитель Ирина Боронина);

– Полина Ильина (обществознание, гимназия №1528, учитель Лариса Шашлова);

– Мария Макарова, Рустем Фейзханов (физика, лицей №1557, учитель Игорь Горбатый);

– Надежда Павлова, Николай Веселов (технология, школа №909, учитель Татьяна Голубцова).

Мы по праву можем гордиться и нашими выпускниками, набравшими 100 баллов на едином государственном экзамене:

– Анастасия Анастасиевская (русский язык, школа №1353, учитель Любовь Роганова);

– Дарья Купча (русский язык, негосударственная школа «Гармония», учитель Ольга Афанасьева);

– Рустем Фейзханов (математика, лицей №1557, учителя Светлана Ганыкина и Татьяна Соколова).

Вместе с тем некоторые задачи, поставленные в программе «Столичное образование-4», не были решены в полном объеме. Прежде всего необходимо продолжить переход школ на профильное обучение. В округе есть школы, которые пока не приступили к решению этой задачи. В соответствии с программой «Столичное образование-5» к 2012 году все школы должны перейти на профильное обучение, для этого нам предстоит в новом учебном году смоделировать окружную Карту предпрофильной и профильной подготовки учащихся и начать поэтапное движение вперед. Обеспечение качества образования, а также его контроль и оценка – одна из приоритетных задач современной системы образования. Не секрет, что есть еще образовательные учреждения, в которые родители с неохотой отдают своих детей. Поэтому в плане нового учебного года предусмотрены меры для повышения конкурентоспособности школ и дошкольных учреждений.

Нормой для каждого учреждения должна стать программа саморазвития, самосовершенствования. Школьное образование нуждается в организации системы независимой внешней оценки качества образования.

Подведены итоги единого государственного экзамена (они показали более высокие результаты, чем в целом по Москве) и намечены меры по повышению качества образования. Вместе с тем количество двоек по русскому языку по сравнению с прошлым годом увеличилось с 3,2% до 3,7%, качество знаний снизилось с 61,8% до 57,9%. Еще более тревожные результаты экзамена в формате ЕГЭ по математике, особенно настораживает значительная разница годовой оценки и оценки по результатам ЕГЭ (как пример, не называя школы, качество знаний по версии учителей – 38%, ЕГЭ показывает – 7,7%).

За 3 года в рамках программы «Столичное образование-5» будет сформирована система независимых измерений качества образования выпускников начальной школы, 9-х и 11-х классов. Для выпускников 9- 11-х классов в основу системы будут заложены результаты единого государственного экзамена, который с нового учебного года станет обязательной формой аттестации по всем предметам для одиннадцатиклассников, а в 2012 году – и для 9-х классов. Именно поэтому стоит задача совершенствования окружной системы оценки качества образования, созвучной региональной системе и программе «Столичное образование-5».

Сегодня, как никогда ранее, важно не только дать каждому ученику прочные знания, но и научить его пользоваться этими знаниями в жизни, то есть сформировать у него соответствующие компетенции, настроить на получение образования на протяжении всей жизни. Мир, в котором предстоит жить нашим детям, меняется в 4 раза быстрее, чем наши школы. Главная задача школы – дать ту сумму технологий, которая позволит самостоятельно добывать знания, информацию. Именно поэтому с использованием информационных технологий должна более интенсивно идти и модернизация школьных библиотек.

Наша первоочередная задача в том, чтобы все юные зеленоградцы сели за парты. Здесь главное – качественно и своевременно провести мероприятия по учету детей и сверенные данные передать в управы для дальнейшей работы. В этих целях управлением внутренних дел будет проведено профилактическое мероприятие «Подросток – занятость» – по выявлению детей и подростков, не приступивших к занятиям. Наша задача – подобрать адекватные формы обучения.

Правительство Москвы утвердило программу по совершенствованию работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья на 2008-2009 годы. 2009 год объявлен Годом равных возможностей, поставлена задача перехода от мер пассивной поддержки, основанной на предоставлении им льгот и компенсаций, к созданию таким детям равных возможностей.

В зеленоградских учреждениях образования обучаются 713 детей-инвалидов. Одна из основных задач – предоставление каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья того уровя образования, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, а также развить свои потенциальные возможности. В дошкольном и общем образовании нам предстоит обеспечить дальнейшее развитие инклюзивного и интегративного образования.

Большие возможности для дальнейшего развития образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающей условия для непрерывного образования и воспитания лиц с инвалидностью, дает новое здание школы №367. В планах нового учебного года – создание на базе этой школы окружного ресурсного центра по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, который должен активизировать работу по созданию адаптированной для детей-инвалидов среды жизнедеятельности не только в специализированных учреждениях, но и для ребят, которые посещают массовые образовательные учреждения. В качестве эффективного средства организации образования детей с ограниченными возможностями в здоровье, особенно детей, имеющих трудности в передвижении, необходимо развивать их обучение с использованием современных информационных, информационно-коммуникативных технологий, дистанционной формы обучения. Важным аспектом нашей деятельности в этой области должно стать формирование в обществе, и прежде всего в детском, толерантного отношения к детям с недостатками физического и психического развития. Больше внимания формированию здоровьесберегающей среды необходимо уделять не только специализированным, но и массовым образовательным учреждениям.

Анализ школьных факторов риска, которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей, позволяет не только выявить, но и проранжировать их по значимости и силе влияния. К сожалению, это:

– стрессовая педагогическая тактика;

– конфликты в детских и подростковых коллективах;

– безграмотность родителей в вопросах психологии, сохранения и укрепления здоровья детей.

Чего стоит любое образование, если при этом наносится вред здоровью детей? Анализ проблематики обращений в антикризисное подразделение Центра психолого-медико-социального сопровождения говорит о росте обращений по эмоциональным проблемам (страхи, нервозные состояния) с 23% два года назад, до 55% в прошедшем учебном году. Может быть, и в этом причина роста числа детей с низкой образовательной мотивацией? Все эти вопросы чрезвычайно важны, и им нужно уделять постоянное внимание.

В детстве закладывается фундамент здоровья, активная жизненная позиция, стремление к самосовершенствованию. С каждым годом возрастает роль физической культуры и спорта. В Зеленоградском учебном округе целенаправленно ведется работа по созданию единой системы физического воспитания и оздоровления детей и подростков. Итоги диспансеризации детей и подростков показали некоторое увеличение дошкольников и учащихся школ 1-й группы здоровья (дошкольники: 2006 год – 19,6%, 2007 год – 20,6%; школьники: 2006 год – 16,3%, 2007 год – 17,4%). Вместе с тем практически каждый четвертый школьник сегодня отнесен к 3-й группе здоровья. Значит, нам нужно продолжить работу по оптимизации образовательного процесса для создания условий для сохранения и укрепления здоровья детей и подростков. Нужно стремиться, чтобы урок физкультуры в школе был не только полезен, но и интересен детям. Тогда они будут заниматься физкультурой.

Стоит задача – уделять большее внимание и расширению принципа интеграции уроков физической культуры с формами дополнительного физкультурного образования, с оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня и внеурочной деятельности.

В новом учебном году нам предстоит внедрять новые формы организации физической культуры и спорта – школьные спортивные клубы – как структурные подразделения школ:

№638 – мини-футбол, баскетбол;

№1912 – баскетбол, фитнес;

№367 – настольный теннис.

Наверное, главный приоритет сегодня – воспитание. В свое время Иммануил Кант заметил: «Два человеческих изобретения самые сложные: искусство управлять и искусство воспитывать». Воспитательный процесс в учреждениях образования строится на основе различных городских программ, например таких, как программа патриотического воспитания, программа «Молодежь Москвы», программа развития и поддержки детского движения.

В образовательных учреждениях округа внедряются новые формы и методы воспитательной деятельности, осуществляется психологическая и социально-педагогическая поддержка детей и подростков. Значительный опыт в патриотическом воспитании наших ребят был накоплен в 2008 году – году празднования 50-летия Зеленограда. Около 5,5 тысячи зеленоградских школьников приняли участие в «Эстафете доброты», в ходе которой ребята посещают госпитали ветеранов Великой Отечественной войны. Большое спасибо организатору этой акции ветерану образования Людмиле Александровне Корчаговой.

Моделирование воспитательных систем классного руководства и их практическая реализация наиболее ярко отразились в конкурсе «Панорама воспитательных систем классов», который проводился впервые. Победителями московского городского этапа стали модели воспитания педагогов школы №1149 и ДЮЦ «Орленок».

Вышел на новый качественный уровень окружной конкурс «Самый классный классный», растет число конкурсантов и качество представляемого материала. По итогам проводимого конкурса лучшей признана деятельность классного руководителя школы №1150 Ярославы Сальвицкой и школы №1151 Ольги Александровой. И все-таки следует отметить, что не все образовательные учреждения вышли на новый современный уровень организации воспитательной работы, индивидуальный и личностно ориентированный подходы к воспитанию нередко подменяются набором организационных, массовых мероприятий, проводимых в учреждении. Сегодня назрела потребность формирования целостной системы воспитательной работы. Ее основные векторы – создание условий для социализации личности ребенка, воспитание толерантности в детской и подростковой среде, широкое вовлечение в воспитательный процесс семьи, повышение роли профессионального уровня всех организаторов воспитательного процесса. В связи с этим назрела необходимость повышения уровня управления воспитательной работой в образовательных учреждениях.

Дополнительное образование создает «ситуацию успеха», помогает становлению ребенка как успешной личности. В новом учебном году будет отмечаться 90-летие системы дополнительного образования. За последние годы мы значительно продвинулись в интеграции основного и дополнительного образования. Положительный результат такого сотрудничества – то, что школьники формируют портфолио, подтверждающее их достижения в сфере художественного и музыкального творчества, спорте и других направлениях дополнительного образования. Не менее важно и то, что создается атмосфера творчества. Известный музыкант и педагог Генрих Нейгауз писал: «Таланты создавать нельзя, но можно создавать культуру, на которой растут и процветают таланты». Вместе с тем услуги, которые предлагают сегодня учреждения дополнительного образования, не в полной мере учитывают интересы и запросы подростков, поэтому охват ребят от 14 лет и старше невелик, значительная их часть остается вне зоны влияния, что приводит к пополнению группы «трудных подростков». Поэтому в наших планах – увеличить количество кружков и секций технического творчества, активизировать работу по открытию секций для занятий экстремальными видами спорта. В программе «Столичное образование-5» предусмотрено проведение недель научно-технического творчества молодежи. Необходимо полнее использовать ресурсы дополнительного образования в ранней профессиональной ориентации учащихся для дальнейшего определения ими профиля обучения на старшей ступени школы.

Для обогащения образования активными формами обучения – конференциями, слетами, учебными играми, проектами, фестивалями – созданы и направлены в образовательные учреждения окружной банк и циклограмма этих мероприятий. Каждая школа, каждый детских сад и учреждение дополнительного образования должны, учитывая интересы учащихся, воспитанников, педагогов, определить свое участие. Это позволит активизировать внедрение новых форм и технологий организации образовательного процесса, обеспечить учение детей на основе их собственной мотивации. Намечены дополнительные меры по формированию толерантной позиции детей и подростков в условиях многонационального мегаполиса. Однако мы должны четко понимать, что для того чтобы воспитывать толерантность, нужно самим быть толерантными.

Один из важных вопросов для решения в следующем учебном году – возвращение на новом уровне профориентационной работы в школу. С этой целью совместно с Информационно-методическим центром профориентации Департамента образования завершается разработка программы методического обеспечения работы Центра сопровождения профессиональной карьеры и профориентации учащихся на базе школы №1194.

В прошедшем учебном году в округе был реализован комплекс мероприятий, посвященный 70-летию методической службы города Москвы, проведен смотр-конкурс кабинетов общеобразовательных дисциплин (по его итогам признаны лучшими кабинеты гимназии №1528, школ №№1701, 1703, 1912), а также конкурс организации методической работы ОУ «Деятельность школьной методической службы по обеспечению приоритетных направлений развития образования» (победители конкурса школы №№1739, 1557, 1702, 1353, 1912).

Коллегия Департамента образования «О стратегии развития региональной системы методического обеспечения московского образования» поставила вопрос о дальнейшем развитии методических служб. Совершенно очевидно, что основная ведущая задача методической службы заключается в том, чтобы дойти до каждого учителя, индивидуализировать работу с ним, обеспечить методическую поддержку по всем направлениям деятельности педагога и образовательного учреждения.

Одним из принципиальных направлений, обеспечивающих качественное и эффективное образование, стала работа по обеспечению образовательного процесса высококвалифицированными кадрами. Высшую квалификационную категорию имеют более 37% педагогов, первую – 28%. Поэтому сложнейшая задача развития образования – выполнение программы «Столичное образование-5» – нашим педагогам по плечу.

Большие надежды мы возлагаем на целевую контрактную подготовку специалистов. Только за два последних года в московские педагогические вузы были направлены 89 выпускников наших школ, которые проявили склонность и заинтересованность к педагогической профессии.

Результаты системы образования складываются из результатов работы каждого образовательного учреждения округа. Основная ступень, на которую должен подняться каждый учитель-предметник независимо от возраста, квалификации, уровня учащихся или других факторов, на первом этапе – освоение ИКТ на уровне активного пользователя, на втором, предметном, – использование готовых программных продуктов в своей предметной области.

В Зеленограде две трети образовательных учреждений работают в режиме эксперимента. Это очень разные учреждения, с разными традициями, разными концепциями. Большим вкладом в развитие образования стали проекты «Строим школу будущего», «Детский сад будущего», инициированные мэром Москвы Ю.М.Лужковым.

Одна из главных задач этих проектов: использовав результаты инновационной деятельности лучших учреждений образования, вести поиск новых технологий, способствовать их внедрению в массовую педагогическую практику, то есть обеспечить пошаговое движение к современной модели образования.

Одна из современных задач московского образования (эта задача была поставлена в национальном проекте «Образование») – перевод образовательных учреждений на финансовые нормативы и вывод учреждений на самостоятельное ведение бухгалтерского и налогового учета. На сегодня только каждое пятое образовательное учреждение работает в этих условиях. Задача – довести этот показатель поэтапно до 100%. Переход от финансирования учреждений к финансированию потребителей образовательной услуги – краеугольный камень реформ экономики образования. Опыт показывает, что директора учреждений, перешедших на финансово-хозяйственную самостоятельность, получив дополнительную возможность по управлению ресурсами, становятся более рачительными хозяевами, и существенно повышается их ответственность за конечный результат.

Отмечу, что быть руководителем сегодня непросто. Процесс развития образования влечет за собой расширение функций, повышение ответственности руководителей образовательных учреждений. Сегодня руководителю явно недостаточно быть «главным учителем». Хороший руководитель должен не бояться принимать решения, но должен уметь и отвечать за их реализацию. Естественно, он должен обладать чертами менеджера. Но если руководитель – носитель образовательной философии, то все остальное приложится.

Период подготовки к новому учебному году всегда связан с проведением капитального и текущего ремонта, благоустройством образовательных учреждений. Это потребовало немалых усилий прежде всего руководителей учреждений, их заместителей и сотрудников образовательных учреждений, специалистов управления, дирекции и централизованной бухгалтерии. За период подготовки к новому учебному году был проведен ремонт в 90% образовательных учреждений, в том числе отремонтирован 21 пищеблок, произведен ремонт асфальтового покрытия в 26 ОУ, выполнено благоустройство, оборудование спортивных и игровых площадок в 20 ОУ, приобретено 270 единиц торгово-технологического оборудования для 56 образовательных учреждений и многое другое. С 01.07.2008 года во всех учреждениях образования установлены посты охраны за счет средств бюджета.

Все это позволяет говорить, что в целом сеть Зеленоградского учебного округа была подготовлена к новому учебному году. Теперь важно, чтобы анализ полученных результатов, а также задачи, поставленные в ходе августовских мероприятий, были учтены при разработке новой целевой программы развития Зеленоградского образования «Столичное образование-5» как на окружном уровне, так и на уровне каждого образовательного учреждения. У нас есть все: образованные и трудолюбивые педагоги, материально-техническое обеспечение, ясное понимание того, каким мы хотим видеть наших воспитанников. И нет ни одной серьезной причины, которая не позволила бы нам достичь поставленных целей!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту