Работаем мы сегодня на износ. При нашей современной зарплате учителя не в состоянии нормально питаться, одеваться, обуваться… Вот и нагружаем воз, сколько потянет, не щадя ни себя, ни своих близких в семье. Ведь надо как-то решать материальные вопросы. А как же с духовным ростом учителя, спросите вы. А это уж как получится. Ведь государство нещадно эксплуатирует своих доверчивых и законопослушных граждан.
Каждый из нас за стойкость и верность школе (это моя точка зрения) достоин не только медали, но и ордена. Немногие это могут сказать вслух, но думают точно, соглашаясь даже на грамоту от Министерства образования, чтобы получить «Ветерана труда».
Стыдно признать, но это факт: учителя, проработав в школе 30, 40 лет, имеющие благодарности, грамоты роно, облоно, выпустившие в свет не одну сотню детей, не вправе получить без министерской грамоты звание «Ветеран труда». А ведь это лицо села, гордость села, «верхушка» сельского общества. Вот вам и еще одна дискриминация. Зато сколько учитель «должен», просто не перечесть!
В школе с детьми я работаю уже более 30 лет. То давай десятилетку, то думай о 100-процентной успеваемости, веди профориентацию, переходи на 12-летку, выполняй госстандарты образования, воспитывай, обучай, сохраняй здоровье детей, будь примером всегда и во всем разрабатывай новые программы, инновации, будь толерантен всегда, со всеми и во всем…
Пожарные требуют свое; сотрудники санэпидемстанции – свое; инспектора разных уровней – свое, все правы, все стоят на страже детей. Но тогда дайте нам средства, создайте нормальные условия не на словах, а на деле. Учителя горы свернут. Не надо пугать, не надо стращать, а, выявляя недостатки, просто помогите их устранить.
Работаю я на двух ставках – директором и учителем. Имея начисление около 5 тыс. рублей в месяц, у меня высшее образование, 13-й разряд, получаю на руки около 4,5 тыс. рублей. На селе меня можно считать среди учителей богачом. Но так ли это? Да нет же! Я нищий в прямом смысле слова. Один сын – студент первого курса Чувашского медуниверситета; другой – студент третьего курса Ульяновского техуниверситета. Дочь учится в 11-м классе.
Деньги детям на дорогу, на житье, на одежду, на питание, на обувь нужны немалые. Хоть иди на паперть и проси порою помощи. Но это мои семейные проблемы. А на паперть мы ходим для решения школьных проблем. Обращаемся за оказанием помощи школе к родителям, ищем спонсоров – «новых русских». Прошу у всех, у кого только можно. Прошу ради детей, для детей, чтобы только школа жила. Большое спасибо всем, кто помогает.
Школе нужно многое: всего не перечислишь. Но хотя и говорят: «С миру по нитке, голому рубашка», на компьютерный класс не наскребу при всем желании. В школе один компьютер. Надо хотя бы пять. Нужен принтер, нужен ксерокс. А как необходим школе свой автобус, чтобы привозить и увозить детей из соседнего села, чтобы участвовать в районных соревнованиях, конкурсах. Как хочется провести уроки истории с использованием компьютеров. А сколько нужно размножить дидактического материала! Мы говорим о здоровье детей, об их развитии, а у учителя физкультуры нет матов для занятия гимнастикой и другого инвентаря (время свое сделало – все выходит из строя).
Помогают понемногу, но это капля в пустыне, хотя она и очень ценна для нас. На мой взгляд, нужно срочно решать вопросы с положением учителя. Иначе мы останемся без молодых кадров и будем разводить руками, мол, некому учить.
Пора уравнять всех учителей в получении досрочной пенсии по выслуге лет, независимо от того, в каких учреждениях (школах или санаториях) они работали. Меня лишили этой пенсии, потому что семь лет я учил больных детей в школе при тубдиспансере. Но учитель географии в школе при облтубдиспансере – это не то что учитель, в обычной школе. Первый недостоин вожделенной пенсии. Парадокс.
Виктор НОВИЧКОВ, директор школы, с. Барышская Слобода, Сурский район, Ульяновская область
Комментарии