Людмилу Моисеевну Добролюбову, учителя истории школы №4 городского округа Бор Нижегородской области, земляки больше знают как краеведа и летописца малой родины – Борского Заволжья. Люди малознакомые часто спрашивают ее про фамилию, интересуются, не родственница ли она знаменитого нижегородца, литературного критика? Не удержалась и я.
– Нет, конечно. В нашем городе немало людей носят такую фамилию. Бор был заселен когда-то старообрядцами. А многие из Добролюбовых, как и отец критика, были священниками. Семь поколений нашей семьи живут на Бору, и у нас в роду были священнослужители.Людмила Моисеевна преподает историю и обществоведение, по натуре она истинный исследователь, архивист, краевед. Человек разносторонний, любознательный, ищущий, неугомонный. Говорит, что на истфак пошла после школы из-за любимой учительницы Елены Борисовны Федоровой, с которой общается до сих пор (к слову, Елена Борисовна тоже борская достопримечательность, в свои почти 90 лет уже не выходит из дома, но много читает). Видимо, при выборе профессии сказался и интерес к своим корням, к истории своего края. Почти сорок лет Людмила Моисеевна занимается краеведением, открыла немало белых пятен в истории села Бор (лишь в 1938 году Бор получил статус города). В местном краеведческом музее есть ряд экспонатов, поступивших в экспозицию благодаря поискам Добролюбовой. Так, ее заинтересовала когда-то история графини Бороздиной, одной из владелиц села. Два десятилетия длился поиск, сведений найти долго не удавалось. И лишь недавно Людмила Моисеевна получила из Англии сообщение об этой графине, из которого узнала, когда и почему император Павел I сделал этой женщине такой дорогой подарок. Через год школа №4 будет отмечать восьмидесятилетие. В связи с предстоящим юбилеем краевед и педагог вместе с учениками тоже проводит изыскания. К слову, сама школа стоит в историческом месте, в самом центре города. Раньше на месте школы стояло волостное правление, а в соседних домах жило немало интересных людей. Об этих и других находках рассказывается в многостраничных сборниках «Жизнь замечательных земляков», материалы для которых редактирует и готовит к изданию Людмила Моисеевна. Сейчас готовится третий выпуск. В нем будут отражены страницы истории города в ХХ веке, которые расскажут в том числе и о репрессированных писателях, которые после сталинских лагерей из-за запретов «врагам народа» жить в больших городах и столицах были вынуждены селиться в глубинке. Это и Николай Кочин, известный в России автор романа «Девки», рассказов об изобретателе-самоучке Иване Кулибине, солагерник Дмитрия Лихачева поэт-сатирик Михаил Сточик, академик Гинзбург и многие другие. А как обо всем этом рассказывает Людмила Моисеевна! Заслушаться можно!По традиции первого сентября первоклассники приходят в школьный музей, детище Людмилы Моисеевны. Она создавала его, ежегодно обновляла и пополняла коллекцию, теперь работает директором и экскурсоводом… на общественных началах. Музей – это совсем небольшая комната, сплошь заставленная большими и маленькими экспонатами. В музей каждый учитель может привести на урок любой класс. У Людмилы Моисеевны готовы занятия на любой возраст, на любую тему: «Как рубашка в поле выросла», «Секреты дамской сумочки», «На чердаке у бабушки» и многие другие.Для малышей Добролюбова проводит урок-сказку «Верю – не верю».- Верите ли вы, ребята, – спрашивает она, – что в нашем музее есть летательный аппарат?Ребятишки со смехом дружно кричат, что, конечно, не верят. Ни самолет, ни вертолет, ни ракета здесь просто не могут уместиться. А учительница задает такие же вопросы про «мерседес», про деревянную ложку, которая может накормить сразу многих едоков. А потом подводит детей к настоящей деревенской ступе, в какой якобы летает Баба-яга, показывает старую пишущую машинку с полустертыми буквами МЕРСЕДЕС и дает подержать большущую ложку с дыркой посередине, которой пивовары снимали с варева пену.По мнению Людмилы Моисеевны, с раннего детства прививается детям интерес к истории. И именно предметы старины способны рассказать о своем времени больше, чем любой написанный и прочитанный рассказ.В числе ее методических находок есть еще «Чемодан памяти», которым она пользуется, проводя выездные экскурсии для более старших учеников. Например, когда речь идет о Великой Отечественной войне. Людмила Моисеевна пишет мелом на доске три слова – «кисет», «треугольник», «похоронка» – и просит ребят рассказать, как это они понимают. А потом в форме беседы с демонстрацией этих нехитрых экспонатов из музейной коллекции рассказывает о тяжелейшем периоде истории нашей страны, о детях войны, о героях-солдатах, о Победе.Трудно переоценить воспитательный эффект таких занятий. Музейные уроки, этнографические праздники Людмила Моисеевна и ее помощница Альбина Викторовна Иващенко, словесник школы №4, проводят на общественных началах. Кто-то должен это делать, считают педагоги…Как опытный предметник, Людмила Моисеевна берет уроки преимущественно в старших классах. Никогда не стремится брать нагрузку больше положенного, считая, что это скажется на качестве преподавания. И неодобрительно относится к тому, что время вынуждает учителей работать на две ставки да еще подрабатывать в других школах. Это в ней говорит уже председатель профкома, цель которого – всесторонняя защита учителя. Членами профсоюза в школе состоит почти половина коллектива, в основном такие же активные и неравнодушные ко всему коллеги. Как утверждает Добролюбова, в профсоюз вступают и молодые, и уже опытные педагоги, «силком никого не тянем». Но тем, кто спрашивает, зачем им нужен профсоюз и что он им даст, отвечает: «А то, что вы дадите профсоюзу». В школе №4 профком является инициатором начинаний, интересных всему коллективу. И участвуют в них, как правило, большинство учителей, а не только те, кто в профсоюзном списке. Например, несколько лет подряд проводится день здоровья на базе отдыха. Это катание на лошадях, общение, прогулки, посещение Малинового скита. Активисты составляют программу, в которой и спортивные соревнования, и вечерние костры, и концерты. Приглашают всех желающих. Готовят историко-краеведческий вечер, на него снова приходят все желающие. На недавнем вечере памяти Евтушенко, который организовал профсоюз, стихи читали все, кто любит творчество этого поэта.В День знаний, когда школа завалена цветами, часть букетов перемещается на старое кладбище, где покоятся 28 ветеранов-педагогов. Профком приглашает в арендованную «газель» всех, кто хочет или может почтить память бывших коллег. И к ветеранам, которые не могут на праздники прийти в школу по состоянию здоровья, являются активисты с цветами, подарками, поздравлениями. А какие веселые и доброжелательные вечера-капустники бывают в школе для юбиляров! И главным выдумщиком, как правило, бывает профком.Вроде бы невеликие дела, но как они дороги людям!У председателя есть неутомимые помощники – это профсоюзный костяк. – Я бы хотела назвать всех, – говорит Людмила Моисеевна и просит поблагодарить через газету Ирину Вячеславовну Андрееву и Анну Александровну Медведеву, они отвечают за работу с ветеранами, Эллу Анатольевну Чеснокову, организатора всех спортивных мероприятий, Марину Анатольевну Субботину – это правовой сектор, культорга Альбину Викторовну Иващенко и, конечно же, своего заместителя Ольгу Дмитриевну Круглову. – Это люди, с которыми можно идти в разведку. Много инициативных людей среди молодых педагогов. Всегда можно найти поддержку у председателя райкома профсоюза Ирины Викторовны Бекетовой. А областной комитет помогает активу совершенствовать знания и методы профсоюзной работы.Сейчас Добролюбова усиленно продвигает идею добровольного медицинского страхования, инициатором которого тоже стал областной профком. На личном опыте она убедилась, какие выгоды дает полис ДМС. Год назад она вынуждена была пойти на сложную операцию, возможно, и еще придется воспользоваться этим полисом в связи с непростым заболеванием. Но, несмотря ни на что, оптимизм Добролюбовой заразителен и действует положительно на всех, кто оказывается рядом. Не случайно же ее в который раз избирают председателем профсоюзного комитета школы. Я не написала еще очень важную деталь. Людмила Моисеевна – дважды победитель нацпроекта, дважды орденоносец и лауреат самых престижных педагогических премий и конкурсов.
Комментарии