Василий ЛИСОВ, первый заместитель руководителя Департамента образования: – Сфера потребительского рынка и услуг остро нуждается во все большем количестве квалифицированных кадров. Кроме того, постоянно возрастают требования работодателей к уровню квалификации и качеству труда работников отрасли. Мы, работники системы профессионального образования, прекрасно осознаем, что от нас ждут значительного улучшения подготовки кадров для всех отраслей городского хозяйства, в том числе и для сферы потребительского рынка и услуг.
Многое нашему департаменту удалось сделать совместно в процессе реализации городской целевой программы «Развитие учреждений начального и среднего профессионального образования Москвы на 2005-2007 годы», а также выполнения решений совместной коллегии двух департаментов от 2006 года. В частности, нам удалось провести системную реорганизацию учреждений профессионального образования, с помощью государственно-общественных координационных советов добиться в определенной степени открытости столичного профессионального образования запросам рынка труда.
В целом за два последних года контингент обучающихся по профессиям и специальностям сферы потребительского рынка и услуг в колледжах Департамента образования увеличился на 15,3% и ныне составляет 23900 человек.
Большое внимание мы уделяли развитию преимущественно реорганизованным учебным заведениям. Например, в некоторых колледжах в рамках работы городских экспериментальных площадок системы профессионального образования проводился эксперимент по разработке интегрированных учебных планов и программ по родственным специальностям потребительского рынка и услуг. Создание таких программ позволяет наряду с повышением качества сократить сроки обучения. В настоящее время НИИ развития профессионального образования и учебно-методическим центром по профессиональному образованию такие планы и программы разработаны для 13 профильных профессий и 12 специальностей. В 2007-2008 учебном году началось обучение по ним в 12 профильных колледжах – №№3, 5, 14, 24, 28 29, 33, 37, 40, 44, 48, 51.
Несмотря на то, что сделано немало, мы все же сосредоточили свое внимание на проблемах, на том, что еще предстоит сделать.
Наша главная задача – добиться необходимого уровня качества подготовки выпускника. Вот почему мы расширяем прием и выпуск по специальностям среднего профессионального образования, одновременно создавая условия для эффективной интеграции уровней НПО и СПО. Мы вводим новые профессии и специальности, идет апробация современных образовательных технологий, обеспечивающих формирование навыков настоящего профессионала. Но это пока очень мало по сравнению с потребностями рынка труда. В этом вопросе мы рассчитываем на помощь Департамента потребительского рынка и услуг и объединений работодателей.
Наш учебно-методический центр, Научно-исследовательский институт развития образования и Центр качества профессионального образования с помощью департамента готовы разрабатывать и представлять на утверждение Министерства образования и науки РФ новые образовательные стандарты. В нашей компетенции на уровне города сформулировать квалификационные требования по новым профессиям и специальностям. Прекрасный тому пример есть у Федерации рестораторов и отельеров, которые такие требования сформулировали и положили в основу профессиональных стандартов. Мы неоднократно в Департаменте образования обсуждали эти проблемы, в том числе и с президентом федерации Игорем Бухаровым. Понятно, что это сложная и кропотливая работа, но без таких квалификационных характеристик нельзя всерьез говорить об обновлении содержания профессионального образования, тем более о повышении его качества.
Еще одна проблема, которая потребует совместных действий. Система профессионального образования готова значительно увеличить объем взрослого населения по программам дополнительного профессионального образования. Мы понимаем, что никакие кадровые потребности отрасли нельзя удовлетворить только за счет выпускников школ. Нам предстоит искать новые формы работы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации взрослых.
Во взаимодействии с работодателями есть позитивные примеры, но пока что нет системы организации такого взаимодействия. Выстроить такую систему взаимодействия, на наш взгляд, можно, начав с решения нескольких основных вопросов. Первое – предоставив на предприятиях места для прохождения производственной практики нашими учащимися. Без этого невозможно вырастить современных профессионалов. Второе – проведение курсов повышения квалификации и мастер-классов для педагогических работников колледжей, что, как мы все понимаем, принципиально важно для достижения необходимого уровня подготовки тех, кто учит наших студентов. Вообще кадровое обеспечение наших колледжей – проблема, которую нельзя решить без теснейшего взаимодействия с работодателями. Третье – укрепление материально-технической базы колледжей, их оснащение современным оборудованием. Благодаря Правительству Москвы, поддержке отраслевых департаментов новая программа «Рабочие кадры» получила серьезное финансовое обеспечение. Наша задача сейчас – грамотно и эффективно использовать финансовые ресурсы, оснастить колледжи тем оборудованием, которое действительно позволит готовить профессионалов сегодняшнего и завтрашнего дня. Здесь нам также не обойтись без работодателей, которые должны подсказать нам, какое оборудование действительно самое современное, по каким технологиям мы должны учить ребят. В конечном счете такая помощь – залог подготовки специалистов. В этой связи создание на базе колледжей ресурсных центров по отдельным блокам профессий и специальностей мы рассматриваем как необходимый механизм формирования современной многоуровневой системы профессиональной подготовки, позволяющей адаптировать реализуемые образовательные программы в соответствии с требованиями современного рынка труда.
Мы считаем важным связать все уровни профессионального образования в единую систему, поскольку именно для профессий и специальностей сферы потребительского рынка и услуг (простой пример – кулинарное искусство) эффективная профессионализация невозможна без прохождения ступеней начального и среднего профессионального образования, а впоследствии – и высшего профессионального образования.
Вот почему колледжи, в которых созданы ресурсные центры, могут стать опорными площадками для эксперимента по открытию и подготовке практико-ориентированных бакалавров. Наши колледжи сферы потребительского рынка и услуг готовы к такому эксперименту, который позволит сформировать целостную систему многоуровневой профессиональной подготовки специалистов для этой отрасли. Кстати, такие эксперименты уже ведутся в некоторых регионах РФ.
Немаловажную роль с точки зрения обновления содержания профессионального образования и в целях популяризации профессий потребительского рынка и услуг играют конкурсы профессионального мастерства. В этой связи мы предлагаем обеспечить организацию и проведение на основе долевого финансирования обоими департаментами конкурсов профессионального мастерства среди обучающихся и мастеров производственного обучения не менее чем по одной профессии и специальности каждой отрасли сферы потребительского рынка и услуг: торговли, общественного питания, бытового обслуживания и так далее.
Комментарии